работа Ф. Энгельса, написанная для газеты «Dei Sozialdemokrat» в апреле 1882 по поводу смерти Бауэра. Несмотря на разрыв с Б. Бауэром в результате его политич. эволюции - вправо, к аполог— прус. монархии, и философское — к субъективному идеализму, Маркс и Энгельс продолжали следить за его работами по критике Нового завета и истории раннего христианства и высоко их оценивали, что нашло свое выражение в статье Энгельса. Отмечая, что «официальные теологи... списывали у него и поэтому единодушно его замалчивали», Энгельс утверждает, что Бауэр «стоил больше, чем все они, вместе взятые, и сделал больше их всех в вопросе... об историческом происхождении христианства» (Соч., т. 19, с. 306) и в выяснении того, как и почему народные массы Римск. империи предпочли христианство др. распространенным тогда религиям. В результате проделанного Бауэром анализа евангелий, отмечает Энгельс, в их содержании «не осталось почти абсолютно ничего, что могло бы быть доказано как исторически достоверное, — так что можно объявить сомнительным даже историческое существование Иисуса Христа» (с. 307). Указывая на «идеализм немецкого философа», к-рый «мешает ему ясно видеть и четко формулировать», Энгельс дает свое «понимание этого вопроса, основанное не только на работах Бауэра, но и на собственных исследованиях» (с. 310). Он рассмотрел вопрос о времени и месте возникновения христианства, раскрыл социальн. причины и условия его возникновения, показал его идейные истоки, проанализировал классовый состав первых христ. общин, их социальн. требования и идейные установки. Энгельс показал, почему христианство стало одной из мировых религий, превратившись затем в господств, идеологию. Работа Энгельса имеет огромное методо-логич. значение для научного анализа религии.
БРУНО БАУЭР И ПЕРВОНАЧАЛЬНОЕ ХРИСТИАНСТВО
БРУНО БАУЭР И ПЕРВОНАЧАЛЬНОЕ ХРИСТИАНСТВО
Источник: Атеистический словарь
"БРУНО БАУЭР И ПЕРВОНАЧАЛЬНОЕ ХРИСТИАНСТВО"
(«Bruno Bauer und Urchristentum») - произведение Ф. Энгельса, написанное в 1882 по поводу смерти нем. левого гегельянца, религиоведа Б. Бауэра. Работа Энгельса впервые в марксистской литературе дает последоват. и развернутое решение проблемы происхождения христианства и анализ его первонач. сущности. Отмечая большие заслуги Бауэра в разрешении вопроса о происхождении христианства, Энгельс вместе с тем указывал, что, будучи идеалистом, Бауэр не мог вскрыть действит. причин широкого распространения христианства. Энгельс сам дал в своей статье анализ социально-экономич. обстановки и обрисовал настроения, к-рые характеризовали Римскую империю ко времени возникновения христианства, объяснив, т. о., почему и как «народные массы Римской империи предпочли всем другим религиям эту бессмыслицу, проповедуемую к тому же рабами и угнетенными, так что, наконец, честолюбивый Константин увидел в принятии этой бессмысленной религии лучшее средство для того, чтобы возвыситься до положения самодержца римского мира» (Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. Изд. 2. Т. 19, с. 307). Энгельс указывал, что римское завоевание во всех странах, покоренных римлянами, разрушило прежний полит. и обществ, порядок, что породило настроения растерянности и безысходности в широких слоях населения.
«Всеобщему бесправию и утере надежды на возможность лучших порядков соответствовала всеобщая апатия и деморализация» (там же, с. 311). В очень тяжелом, нищенском состоянии оказались как неимущие свободные - крестьяне, находившиеся в кабале у крупных землевладельцев, так и особенно рабы. Для мн. слоев населения настоящее представлялось невыносимым, будущее - еще более грозным: никакого выхода. «Во время этого всеобщего экономического, политического, интеллектуального и морального разложения и выступило христианство» (там же, с. 313). Объясняя, почему христианство стало «первой возможной мировой религией», Энгельс указывал, что оно не зпало никаких обрядов, вносящих разделение между народами, и обращалось ко всем народам без различия. Кроме того, «общераспространенному чувству, что люди сами виновны во всеобщей испорченности, христианство дало ясное выражение в сознании греховности каждого отдельного человека» (там же, с. 314). Благоприятной почвой для распространения христианства послужило также и то, что всем старым религиям, вытесняемым христианством, было свойственно подхваченное и развитое им представление об искупит. жертве. В своей работе Энгельс раскрыл также идейные истоки христианства, показав, в частности, роль идей Филона и Сенеки в разработке христ. идеологии; дал оценку первой христ. книге - «Откровения Иоанна», указав, что она помогает увидеть действит. картину деятельности и идеологии первых христ. общин; показал значение библ. критики. До наст. вр. все положения Энгельса, выдвинутые в его работе и развитые им впоследствии в работах «Книга откровения» и «К истории первонач. христианства», сохраняют свое научное значение и являются образцом историко-материалистич. исследования религии. А. М. Царицын
«Всеобщему бесправию и утере надежды на возможность лучших порядков соответствовала всеобщая апатия и деморализация» (там же, с. 311). В очень тяжелом, нищенском состоянии оказались как неимущие свободные - крестьяне, находившиеся в кабале у крупных землевладельцев, так и особенно рабы. Для мн. слоев населения настоящее представлялось невыносимым, будущее - еще более грозным: никакого выхода. «Во время этого всеобщего экономического, политического, интеллектуального и морального разложения и выступило христианство» (там же, с. 313). Объясняя, почему христианство стало «первой возможной мировой религией», Энгельс указывал, что оно не зпало никаких обрядов, вносящих разделение между народами, и обращалось ко всем народам без различия. Кроме того, «общераспространенному чувству, что люди сами виновны во всеобщей испорченности, христианство дало ясное выражение в сознании греховности каждого отдельного человека» (там же, с. 314). Благоприятной почвой для распространения христианства послужило также и то, что всем старым религиям, вытесняемым христианством, было свойственно подхваченное и развитое им представление об искупит. жертве. В своей работе Энгельс раскрыл также идейные истоки христианства, показав, в частности, роль идей Филона и Сенеки в разработке христ. идеологии; дал оценку первой христ. книге - «Откровения Иоанна», указав, что она помогает увидеть действит. картину деятельности и идеологии первых христ. общин; показал значение библ. критики. До наст. вр. все положения Энгельса, выдвинутые в его работе и развитые им впоследствии в работах «Книга откровения» и «К истории первонач. христианства», сохраняют свое научное значение и являются образцом историко-материалистич. исследования религии. А. М. Царицын