1709-1777) – французский государственный деятель и ученый, президент бургундского парламента, автор ряда трудов по истории и географии. Им впервые был введен в научный оборот термин фетишизм. Основное сочинение: “Трактат о богах-фетишах” (1760).
БРОСС ШАРЛЬ ДЕ
Соч.: Шарль де Бросс о фетишизме. M., 1973; Lettres sur l’état actuel de la ville souterraine d’Herculée et sur les causes de son ensevelissement sous les ruines du Vésuve. Dijon, 1750; Histoire des navigations aux terres australes, contenant ce que l’on sait des moeurs et des productions des contrées découvertes jusqu’à ce jour. V. 1–2. P., 1756; Histoire de la République romaine, dans le cours du VIIe siècle. Dijon, 1777. A.B. Ястребцева
Источник: Философы Франции. Humanitas.-М. Гардарики 2008.-320 с.
de Brosses), Шарль де (17 февр. 1709 – 7 мая 1777) – франц. историк и филолог. Окончив Дижонский коллеж, стал советником (1731), а затем и президентом парламента в Бургундии. Параллельно Б. занимался изучением истории и лингвистики ("Трактат о законах образования языков" – "Trait? de la formation m?canique des langues", 1765, рус. пер. 1821 A. Никольского). Сотрудничал в "Энциклопедии" Дидро, находился в тесной связи с франц. учеными Дюпюи, Бюффоном и др. Б. – автор получившего широкую известность соч. "О культе религиозных фетишей" ("Du culte des dieux f?tiches", 1760). В этой работе Б. выдвинул положение о том, что древнейшим этапом развития религии являлся фетишизм, т. е. почитание животных или неодушевленных предметов. Фетишизм, по мнению Б., является универсальной формой первобытной религии, он "распространен у всех первобытных народов вселенной, во все времена, во всех местах" ("Du culte des dieux f?tiches", p. 185). Причиной возникновения фетишизма является, по Б., страх, а также невежество. Излагая теорию происхождения религии, Б. выдвинул положение об историч. развитии мышления. Человеч. сознание развивается от грубых чувственных представлений к более абстрактным, отвлеченным. Б. возражал против механич. перенесения на первобытную религию таких терминов, как "бог", "дух", т.к. это означало бы, по его мпению, приписывание дикарям "наших идей", "нашего способа мышления". Учение Б. оказало влияние на теории франц. мыслителей 18 – нач. 19 вв. – Гельвеция, Вольнея и др. Соч. Б. о фетишизме читал и конспектировал Маркс в 1842. Лит.: Францев Ю. П., Материалисты прошлого о происхождении религии, в кн.: "Ежегодник Музея истории религии и атеизма", т. 1, М.–Л., 1957, с. 38–41; Mamet H., Le pr?sident de Brosses, sa vie et ses ouvrages, P., 1874; Brunel L., Les philosophes et l´acad?mie fran?aise au XVIII si?cle, P., 1884.
Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.