БРОДЕЛЬ Фернан

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

БРОДЕЛЬ ФЕРНАН
(1902-1985) - французский историк и философ истории. Ввел представление о концептуальном постижении больших исторических периодов, в рамках которых исторические структуры изменяются медленно. Бродель Ф. История и общественные науки. Историческая длительность // Логика и методология науки. Философия и методология истории. М., 1977.

Источник: Философия науки. Краткий энциклопедический словарь. 2008 г.

Фернан Бродель

род. в 1902-1985 г.) - французский историк. Основной его интерес - экономическая история Западной Европы 15-18 веков. В книге «Структуры повседневности. Возможное и невозможное». Бродель на огромном фактическом материале дает подробное описание обыденной культуры разных цивилизаций. Приводятся данные не только о нище и напитках, жилище, одежде и моде, технических приспособлениях, деньгах, по описывается городская жизнь в целом, пути сообщения, торговля. Многомерное изображение различных сторон повседневной жизни различных обществ 15-18 веков, позволяет Броделю показать устойчивость социокультурного миропорядка, в котором индивид может регулировать свою жизнедеятельность, расход энергетических и психических ресурсов.

Источник: Человек и общество. Культурология

БРОДЕЛЬ Фернан
4 августа 1902, Люневиль, Мез—28 ноября 1985, Париж) — французский историк, социальный мыслитель, один из основателей новой парадигмы современной исторической науки. Закончил Сорбонну (1923). Участвовал во 2-й мировой войне, в 1940—45 был в плену. В 1947 защитил диссертацию. В 1946 стал одним из основателей журнала «Анналы». С 1949 возглавлял кафедру современной цивилизации в Коллеж де Франс. С 1962 администратор Дома наук о человеке.
Предложил новую методологию синтеза социальных наук, выделив структуры социального времени. Критикуя традиционную историографию, основанную на описании исторических событий, измеряемых короткими хронологическими единицами, Бродель вводит понятие «времени больших длительностей» (la longue duree). Именно с помощью этого понятия историческое исследование может сделать своим предметом демографические процессы, изменения экономических и социальных конъюнктур, цикличные колебания производства, обмена и потребления. Субъектом истории при подобном подходе оказываются не отдельные исторические индивиды, а медленно изменяющиеся во времени структуры — «системы достаточно устойчивых отношений между социальной реальностью и массами». Выделение нового Измерения истории и специфического исторического субъекта в виде структур позволило Броделю создать оригинальную модель исторического исследования, широко используемую историками во 2-й пол. 20 в. Сначала рассматриваются географические, демографические, агротехнические, производственные и потребительские условия материальной жизни, или, как называет их Бродель, «структуры повседневности». Затем анализируются собственно экономические структуры общества, связанные со сферой обмена (рынки и ярмарки, биржи и кредиты, торговля и промышленность) и возникающие на их основе социальные структуры, начиная с простейших торговых иерархий и заканчивая, если того требует предмет исследования, государством. Наконец, в последней части исследования показывается, как в результате взаимодействия выявленных ранее структур возникает собственно предмет исследования, будь то мир экономики современного капитализма («Материальная цивилизация, экономика и капитализм», 1992) или современная Франция («Что такое Франция?», 1997).
Соч.: La Mediterranee et le monde mediterraneen a lepoque de Philippe II. P., 1949; Что такое Франция? M., 1997; Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV—XVIII вв. М„ 1992.
Ф. Я. Блюхер

Источник: Новая философская энциклопедия

БРОДЕЛЬ ФЕРНАН

(1902-1985) франц. историк. Окончил Сорбонну (Париж. ун-т); с нач. 20-х до сер. 30-х гг. преподавал в лицеях в Алжире, с 1938 — в Практич. школе высших исследований в Париже. В 1932 познакомился с Л. Февром, к-рый оказал на Б. большое влияние. В сер. 30-х гг. приступает к работе над дис. “Филипп II, Испания и Средиземноморье”, привлекая огромный материал, в т.ч. архивный. С нач. Второй мир. войны в действующей армии, в 1940-45 в нем. плену. Находясь в лагере для военнопленных (с 1943 — в лагере строгого режима), лишенный библиотек и архивов, по памяти пишет книгу “Средиземноморье и средиземноморский мир в эпоху Филиппа II” (в 1947 защищена в качестве дис., в 1949 вышла в свет). Встреченная с огромным энтузиазмом, эта книга открыла Б. путь в большую науку. В 1949 Б. становится проф. и зав. кафедрой совр. цивилизации в Коллеж де Франс, в 1956, после смерти Февра, — гл. редактором “Анналов” (членом редколлегии Б. стал еще в 1946 по рекомендации Февра) и президентом VI секции (социальные и экон. науки) Практич. школы высших исследований. В 1962 основывает Дом наук о человеке и становится его гл. администратором. В 1958 выходит его основополагающая методол. статья “История и социальные науки: время большой длительности” (работы Б. методол. характера представлены в сб. “Труды по истории”, 1969). В 1979 появляется капитальный трехтомный труд (первый вариант 1-го тома вышел в 1967) “Материальная цивилизация, экономика и капитализм (XV-XV1II вв.)”. В 1970 Б., ввиду разногласий с ведущими сотрудниками “Анналов”, уходит с поста гл. редактора и, формально оставаясь членом нового коллективного руководства журнала, порывает с ним связи, сосредоточившись на руководстве Домом наук о человеке. В конце жизни Б. работает над многотомным исследованием “Самобытность Франции” (не завершено; первые два тома вышли посмертно в 1986). Б. — приверженец т.н. “глобальной истории”. “Глобальное об-во” он делит на системы — экон., социальную, полит., культурную, каждая из к-рых, в свою очередь, разделяется на множество подсистем. Для полного описания “глобального об-ва” необходимо учитывать разные темпы изменений в разных системах. Б., вслед за франц. социологом Ж. Гурвичем и, опираясь на нек-рые идеи М. Блока (см. Блок, Марк), предлагает выделить три временных ритма: время большой длительности (longue duree) — время геогр., материальных и ментальных структур, “квазинеподвижное”, в к-ром перемены не ощущаются; время средней длительности — время конъюнктур. циклов, исчисляемых десятилетиями; краткое время — время событий. Признавая, что “тотальное” описание возможно лишь при учете всех систем “глобального об-ва” и всех временных циклов, Б. сосредоточивает свое внимание на экон. и материальной жизни и, отсюда, на “времени большой длительности”. Полит., событийная история, к-рую и так не слишком жаловали представители Школы “Анналов” (см. Школа "Анналов"), не находит себе места на страницах трудов Б. В фокусе его “Средиземноморья...” находится не политика Филиппа II, а сам этот регион, его геогр. особенности, материальная жизнь, экономика и т.п. Осн. причины истор. перемен лежат, по мнению Б., во “времени большой длительности”; истор. перемены свершаются медленно, незаметно для людей и помимо их воли. Труды Б. вызвали огромный резонанс в науч. мире, его идеи “longe duree” вдохновили многих последователей, интерес к повседневной жизни стимулировал множество исследователей в этой области. Но, одновременно, как в рамках Школы “Анналов”, так и вне ее, многие положения Б. вызвали возражения. Б. упрекали в том, что он не рассматривает культуру (в “Средиземноморье...”, посвященном 16 в., почти ничего не говорится о Ренессансе), истор. события и, главное, человека. По мнению критиков Б., элиминирование человека оборачивается антропоморфизацией природных и социальных условий: в указанной книге о Средиземноморье оно само выступает как действующий субъект; “время большой длительности” из исследоват. приема превращается в реальную самостоят. анонимную движущую силу истории. Люди не столько авторы, сколько актеры драмы истории. Соч.: La Mediterranee et le monde mediterraneen a 1´epoque de Philippe 11. P., 1949 (4 ed. V. 1-2. 1979); Ecrits sur 1´histoire. P., 1969; L´identite de la France: Espace et histoire. P., 1986; L´identite de la France: Les Hommes et les Choses. Pt. 1-2. P., 1986; История и общественные науки. Истор. длительность // Философия и методология истории. М., 1977; Свидетельство историка // Франц. ежегодник. 1982. М., 1984; Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV-XVIII вв. Т. 1-3. М., 1986-92; Динамика капитализма. Смоленск, 1993; Что такое Франция? Кн. 1-2. Ч. 1. М., 1994-95. Лит.: Соколова М.Н. Истор. теория Фернана Броделя // Франц. ежегодник. 1972. М., 1974; Февр Л. Средиземное море и средиземноморский мир в эпоху Филиппа II // Февр Л. Бои за историю. М., 1991; Гуревич А.Я. Истор. синтез и Школа "Анналов". М., 1993; Lire Braudel. P., 1988. А.Я. Гуревич, Д.Э. Харитоновым. Культурология ХХ век. Энциклопедия. М.1996

Источник: Большой толковый словарь по культурологии

БРОДЕЛЬ Фернан
(1902, Люмевиль – 1985, Кот д’Азюр) – крупнейший историк современности, социолог, организатор науки. Окончил Сорбонну (1923). Летом 1927 проводил изыскания в архивах и библиотеках Саламанки (Испания), собирая исторический материал для диссертации. В 1938 начал работу в Высшей школе практических исследований. В 1939 вступил во французскую армию; в 1940 попал в плен. После окончания войны и своего освобождения Б. вернулся во Францию и работал в Сорбонне. В 1947 защитил диссертацию по труду «Средиземноморье и средиземноморский мир в эпоху Филиппа II», написанному в плену. Книга вышла в свет в 1949; в том же году Б. перешел из Сорбонны в Коллеж де Франс, где стал заведующим кафедрой современной цивилизации. После смерти Л. Февра (1956) Б. стал президентом IV секции Высшей школы практических исследований и оставался им вплоть до 1973. Он занял должность Февра и в Коллеж де Франс, начал работу в качестве главного редактора «Анналов» (с 1946 по 1994 журнал назывался «Анналы. Экономика. Общества. Цивилизации»); в 1970 возглавил открытый научный центр и библиотеку под названием «Дом наук о человеке». Влияние Б. на мировую историографию трудно переоценить. С его именем связывают не только трансформации во французской историографии (затронувшие непосредственно и школу «Анналов»), но и серьезные изменения парадигмы современной исторической науки в целом. Б. пересмотрел предмет исторической науки, введя новые пространственновременные границы объекта и субъекта исторического исследования. При этом он сохранил традиционные для научной истории методы получения позитивных (объективных) знаний об объекте. Ученый предложил новую методологию синтеза социальных наук на основании выделения структуры социального времени. Б. критикует традиционную историографию, основанную на описании исторических событий, которые напрямую связаны с политической историей и измеряются относительно короткими хронологическими единицами. Он вводит понятие времени больших длительностей (la longue durée), в результате чего предметом исторического исследования становятся демографические прогрессии, изменения экономических и социальных конъюнктур, цикличные колебания производства, обмена и потребления, т.е. категории, широко используемые такими социальными науками, как демография, этнология, экономика, социология и др. Субъектом истории при подобном подходе оказываются не отдельные исторические индивиды, а медленно изменяющиеся во времени структуры – например, городская экономика Венеции в XV–XVI вв. или Антверпена – Амстердама в XVI– XVII вв., производство риса в Китае в XIII–XVII вв. или агротехническая революция в Англии в XVII–XVIII вв., морская торговля на длительных расстояниях или квазиавтономная торговля России в XVI–XVIII вв. Данный подход позволяет, с одной стороны, преодолеть определенный антропоцентризм идеализированных объектов исторической науки, который заставляет нас искать в качестве главного действующего лица на исторической сцене конкретную историческую личность, тем самым придавая случайности решающее значение в описании истории. С другой стороны, преодолевается телеологизм в исторической науке, возникающий из-за перенесения историком на выделенную по каким-то критериям группу лиц (например, носителей протестантской этики или передового классового сознания) признаков, присущих лишь отдельному индивиду. Используя экономическую статистику и ретроспективную географию, Б. создает широкую историческую панораму «бессобытийной истории», где в качестве событий фиксируются не локальные явления политической жизни общества, а обнаруженные историком «аномалии» естественного течения его исторической жизни, например таможенная загадка Нарвы или финансовая устойчивость английского фунта стерлингов в 1561–1920. Именно они требуют объяснения в истории возникновения капитализма. Выделение нового измерения истории и специфического исторического субъекта в виде исследуемых структур позволило Б. создать оригинальную модель исторического исследования. Сначала рассматриваются географические, демографические, агротехнические, производственные и потребительские условия материальной жизни, или, как их назвал Б., – «структуры повседневности» предмета исследования. Это то, что не изменяется в течение длительного времени, исчисляемого столетиями, и составляет материальные условия существования человека в данной географической и социальной среде. Затем анализируются собственно экономические структуры общества, связанные со сферой обмена (рынки, ярмарки, биржи и кредиты, торговля и промышленность) и возникающие на их основе социальные структуры начиная от простейших торговых иерархий и заканчивая государством. Наконец, в последней части исследования показывается, как в результате взаимодействия выявленных ранее структур возникает собственно предмет исследования, будь то мир экономики современного капитализма («Материальная цивилизация, экономика и капитализм XV–XVIII вв.») или современная Франция («Что такое Франция?»). Поскольку предметом исследований Б. являются цивилизации Средиземноморья, возникновение капитализма или самобытность Франции, рассматриваемые как моменты больших временных длительностей, полученные ученым результаты выходят за рамки нарративного изложения истории. Ф.Н. Блюхер Б. одним из первых на историческом материале и с помощью соответствующей методологии занялся проблемой детства как наиболее показательной для внесубъектного и внеобъектного понимания социального контекста определенной исторической эпохи. Ребенок оказывается в сложной, постоянно меняющейся ситуации – он одновременно объект, к которому применяют те или иные технологии воспитания и наказания и ожидают конкретного результата воздействия и манипуляции, и субъект, артикулирующий, по крайней мере, свои желания – определенным образом в определенной среде. Литература для детей – устная и письменная, детский фольклор, некоторые эпизодические появления детского персонажа в художественной литературе эпохи – представляет литературные источники, фиксирующие специфику отношения к ребенку той или иной исторической среды. Б. открывает и другое, востребованное сегодня направление в медиевистике – исследование статуса женщины в определенной национальной исторической среде. Он сформулировал проблему идентичности как важнейшую для исторического исследования. По своему воздействию на развитие исторической науки Б. можно поставить в один ряд с такими фигурами, как Л. фон Ранке, Т. Моммзен, Я. Буркхардт, Л. Февр, М. Блок и А. Тойнби. A.A. Костикова
Соч.: Материальная цивилизация, экономика и капитализм. XV– XVIII вв. Т. 1–3. М., 1986–1992; Динамика капитализма. Смоленск, 1993; Что такое Франция? Кн. 1–2. М., 1994–1997; Средиземное море и средиземноморский мир в эпоху Филиппа II. Ч. 1–2. М., 2003; Грамматика цивилизаций. М., 2008; Очерки истории. М., 2015. Лит.: Соколова, M.Н. Историческая теория Фернана Броделя // Французский ежегодник. 1972. М., 1974; Гуревич, А.Я. Исторический синтез и школа «Анналов». М., 1993; Рикёр, П. Время и рассказ. М.; СПб., 2000; Т. 1. Ч. 2 (I, 2; III, 3); Петров, А.В. Экономическая социология и социальная история Фернана Броделя. М., 2004; Numéro spécial «Braudel dans tous ses états» // Espace Temps. 1986. № 34–35; Lire Braudel. P., 1988.

Источник: Философы Франции. Humanitas.-М. Гардарики 2008.-320 с.