амер. физик и философ; проф. математики и естественной философии Гарвардского ун-та (Кембридж); лауреат Нобелевской премии за работы по физике высоких давлений (1946). В философии Б.— основатель и глава субъективно-идеалистического течения, наз. операционализмом. Философские взгляды Б. изложены в книгах “Логика современной физики” (1927), “Природа физической теории” (1936).
БРИДЖМЕН ПЕРСИ УИЛЬЯМЕ
Источник: Философский энциклопедический словарь
Источник: Философский энциклопедический словарь
Источник: Советский философский словарь
The Intelligent Individual and Society. N.Y., 1938, The Nature of Some of Our Physical Concepts. N.Y., 1952.
Источник: Современная западная философия: словарь
(р. 21 апр. 1882) – амер. физик и философ-идеалист. Окончил Гарвардский ун-т (1904), в к-ром затем был проф. математики и естеств. философии до 1954. Лауреат Нобелевской премии (1946) за исследование в области физики высоких давлений. В философии Б. известен как родоначальник операционализма, осн. идеи к-рого им были высказаны впервые в работе "Анализ размерностей" ("Dimensional analysis", 1922, 2 изд., 1931, рус. пер. 1934), затем подробно развиты в "Логике современной физики" ("Logic of modern physics", 1927, переизд. 1954) и последующих работах. По мнению Б., значение всякого понятия можно выяснить, лишь проанализировав ряд операций, к-рые выполняются или при употреблении этого понятия, или при верификации, т. е. при определении истинности предложения, включающего это понятие, или при ответах на вопросы относительно него. Т.о., значение понятия сводится к соответствующей серии операций; это выражено в формуле Б. "значение – это операции". Операции определяются Б. как "направленные действия" индивида и могут быть как чисто физическими, так и умственными ("с карандашом и бумагой"), а также смешанными. Понятия, не допускающие операц. определения, Б. объявляет непригодными для науч. употребления. Эти взгляды являются синтезом логического позитивизма, откуда Б. берет идею эмпирич. определения значения понятия, с прагматизмом. Операционализм Б. неизбежно приводит к субъективному идеализму, т.к., в конечном счете, познание сводится к субъективному опыту индивида. В области социологии Б. занимает позицию анархиствующего интеллигента, воспевая интеллектуальную свободу ученого-одиночки; он призывает к отказу от "сентиментального демократизма", где все члены гос-ва пользуются одинаковыми привилегиями, и настаивает на участии в управлении лишь наиболее "авторитетных" политиков и ученых. Соч.: The nature of physical theory, 2 ed., N. Y., 1949; The intelligent individual and society, N. Y., 1938; Reflections of a physicist, 2 ed., N. Y., 1955; The nature of some of our physical concepts, N. Y., 1952. Лит.: Шафф ?., Некоторые проблемы марксистско-ленинской теории истины, М., 1953; Быховский Б. Э., Операционализм Бриджмена, "Вопр. философии" 1958, No 2; Горнштейн т.н., Современный позитивизм и философские вопросы физики, в кн.: Современный субъективный идеализм, М., 1957. В. Абрамов. Москва.
Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.
Бриджмен был экспериментатором в области физики и техники высоких давлений. Широкую известность приобрела его книга «Анализ размерностей» (Dimensional Analysis. New Haven, 1922; рус. пер.: М., 1934). Занимался осмыслением логической структуры, языка и природы физической науки, а также философскими вопросами. Как и неопозитивисты, Бриджмен сосредоточил свое внимание на анализе понятийной структуры физики и поиске эмпирических оснований для теоретических конструктов. В духе инструментализма Бриджмен отождествлял значение понятия с набором операций, при этом определял операционалистский метод как совокупность поэтапных действий—практических и мыслительных экспериментов — по определению значений. Он предполагал, что язык науки должен содержать высказывания, все понятия которого имеют референты. В книге «Способ существования вещей» (The Way Things Are. N.Y., 1959), посвященной общегносеологическим вопросам, Бриджмен определяет философские теории как вербальные эксперименты, свидетельствующие о возможностях мышления и фантазии человека, а также о социальной потребности в таких экспериментах, а не о природе мира.
На операционализм Бриджмена опирался Дж. Дьюи в обосновании своей версии инструментализма. Высокую оценку его теория получила у представителей Венского кружка (Г. Фейгл), а также оказала влияние на исследования в области социологии и психологии (прежде всего бихевиоризм Б. Ф. Скиннера). Развиваемые в книге «Интеллектуальный индивид и общество» (The Intelligent Individual and Society. N.Y.,. 1938) идеи интеллектуальной свободы и ответственности вызвали широкий резонанс среди американской интеллигенции.
Соч.: The Logic of Modem Physics. N.Y., 1927; The Physics of High Pressure. N.Y., 1937; The Nature of Thermodynamics. Cambr. Mass., 1941; The Nature of Some our Physical Concepts. N.Y., 1952; Reflections of a Physicis. N.Y., 1950; A Sophisticates Primer of Relativity. L., 1962.
Лит.: Печенки» А. А. Операционалистская трактовка логики науки у Перси Бриджмена.—В кн.: Концепции науки в буржуазной философии и социологии. Вторая половина XIX—XX в. М., 1974.
С. Юлина
Источник: Новая философская энциклопедия