БРЕНТАНО Клеменс
БРЕНТАНО Клеменс
(1778—1842) — нем. писатель и философ, представитель гейдельбергского романтизма; изв. коллекционер старинных кн., собиратель фольклора. Осн. соч.: «Волшебный рог мальчика» (Сб. нар. стихов, песен и баллад; 1806—88; изд. совм. с А. фон Арним), роман «Годви» (1801—2), поэма «Романсы о Розах» (1803—2), драма «Алоиз и Имельда» (1811), «Повесть о славном Касперле и пригожей Аннерль» (1817), «Хроника странствующего школяра» (1802— 18), стихи, баллады, рассказы, сказки, эпистолярное наследие, опубл. его сестрой Беттиной («Весенний венок Клеменса Брентано, сплетенный из писем юности, как он сам того пожелал», изд. 1844). В 1798—9 гг. обучался в Иенском ун-те, где контактировал с представителями иенской романтической школы. Единомышленник и родственник писателя А. фон Арнима и юриста К.Ф. фон Савиньи, вдохновителей гейдельбергского романтизма, Б. отказался от жизнеутверждающей эстетики романтиков старшего поколения, предпочтя этику и религию в кач-ве основы нравств. возрождения индивидуума, вечно искупающего первородный грех. Сб. нар. баллад и песен «Волшебный рог мальчика» не только воскрешал памятники старины, но и способствовал духовному единению немцев. Роман «Годви», названный в подзаголовке «одичавшим романом», создан в жанре романа-биографии, воссоздающем внутр. мир современника. Сын англ. коммерсанта Годви вступает в многоголосный мир, наполненный лицами, впечатлениями, природой и музыкой. Сама жизнь — есть муз. импровизации, роман — сопряжение поэзии и прозы (явное воздействие идей иенского романтизма). Отсюда имена героев романа, звучащие музыкально и литературно: Аннонциата, Иодуно, Вальпургис. Влияние Фр. революции 1789—94 гг. ощутимо в образе Термидора. Роман утверждает свободу как общеромантическую нравств. и полит. категорию. Семья, брак, гос-во есть пережитки полицейского режима Германии, подлежащие искоренению. Однако свобода любви оборачивается свободой от любви; энтузиаст преображается в уставшего тоскующего героя позднего романтизма. «Романсы о Розах» — поэтич. выражение мыслей о культуре, социуме, этике. Колорит Италии XIII в. выступает предысторией совр. отношений, на формирование к-рых повлияла жестокость Фр. революции. В центре повествования — фигура фаустианского масштаба, маг, философ, ученый, гедонист Апоне. Б. вскрывает инцестуозные узы, довлеющие над семьей, родовое проклятие, приводящие в финале к искуплению через религ. отказ от земной жизни. Жизненные коллизии трех сестер Роз — Розарозы, Розабланки, Розадоры, образ сожженного розового сада — своеобразного Эдема, наполненного эросом, совокупно явл. собой смерть эстетизма, с к-рым во имя этики расстается Б. «Алоиз и Имельда» —драма, насыщенная аллюзиями из «Ромео и Джульетты» У.Шекспира, —демонстрирует невозможность любви в мире, где ее слабость неизбежно сменяется смертью. Любовники разлучены разным вероисповеданием и соц. положением; Имельда, поверив в измену Алоиза, вступает в брак с ненавистным слепцом Бенавидесом. Алоиз, став чл. нищенского «братства горести», почти похоронен заживо; нанесенные Бенавидесом раны лишь ускоряют неминуемую смерть как развязку действия. Мерка, снятая с еще живых Имельды и Алоиза, знаменует торжество смерти, которая поглощает жизнь и любовь. В «Повести о славном Касперле и пригожей Аннерль» сюжетные линии соединяются в единство посредством вариативного обыгрывания мотива чести. Рок, довлеющий над героями, неизбежно влечет смерть как искупление греха. Героиня, лишенная чести, казнена за грех, искупая его смертью; герой совершает грех, покончив с собой во имя чести. Особая роль принадлежит герцогу, что проясняет соц.-полит. позицию Б. Юношеский индивидуализм, направленный против власти, сменяется восхищением мудростью человечного правителя, воплотившего идею праведного мирского суда. Герои, обретшие после земных испытаний статус мучеников, обретают покой под могильной плитой, увенчанной памятником Чести, воздвигнутом по велению герцога. Творчество Б. развивало два осн. направления гейдельбергского романтизма: духовное возрождение посредством участия в истор. жизни и через смерть, устремляющую в бесконечное. Лит.: Бент М.И. Немецкая романтическая новелла: генезис, эволюция, типология. Иркутск, 1987; Берковский Н.Я. Романтизм в Германии. Л., 1983; Жирмунский В.М. Религиозное отречение в истории романтизма. М., 1969; Федоров Ф.П. Романтический художественный мир: пространство и время. Рига, 1988; Шумкова Т.Л. Зарубежная и русская литература XIX века. Романтизм. М., 2002. Т.Л.Шумкова
Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь