БРАНСКИЙ Владимир Павлович

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

БРАНСКИЙ Владимир Павлович
Родился 14 января 1930 г. в Свердловске. Окончил философский (1953) и физический (1960, экстерном) факультеты Ленинградского государственного университета им. А.А. Жданова, философскую аспирантуру там же (1956). В ЛГУ-СПбГУ: ассистент, доц., с 1975 г. проф. кафедры философии науки и техники философского факультета. В 1957 г. защитил кандидатскую диссертацию «Философское значение “проблемы наглядности” в современной физике». В 1973 г. защитил докторскую диссертацию «Философские основания проблемы синтеза релятивистских и квантовых принципов». Почетный профессор СПбГУ (2004). Действительный член Академии истории науки и техники. Специалист по онтологии, гносеологии, аксиологии, философии науки, философии искусства. Обосновывает мысль, что материя как субстанция должна мыслиться как самосогласованная система своих атрибутов. Модификация хотя бы одного из атрибутов ведет к модификации всех других. Теоретическое знание оказывается синтезом двух противоположных видов знания: умозрительного и эмпирического. Следствием этого является формулировка четырехстадийной закономерности развития научных исследований (эмпирия, нефундаментальная теория, умозрительное, фундаментальная теория). Принципы новой фундаментальной теории не выводятся, а выбираются с помощью философских принципов из множества умозрительных конструктов, созданных путем стихийной игры творческого воображения исследователя. Предложил синтез релятивистских и квантовых принципов. Подверг анализу проблему эвристической роли философии в художественном произведении. Развил концепцию синергетического историзма, которая позволяет решить эсхатологическую и экзистенциальную проблемы в рамках научного мировоззрения, показывая научные основания религиозного мышления и в тоже время границы этого мышления.
Основные публикации Уроки теории относительности и квантовой механики и перспективы их синтеза // Вестник СПбГУ. Философия. Культурология. Психология. Право. 1996. Вып. 2. 1996; Теоретические основания социальной синергетики // Петербургская социология. 1997. № 1; Искусство и философия (Роль философии в формировании и восприятии художественного произведения на примере истории живописи). Калининград, 1999; Социальная синергетика как постмодернистская философия истории // Общественные науки и современность. 1999. № 6; Принцип красоты в теории элементарных частиц // Вестник СПбГУ. Философия. Культурология. Психология. Право. 1999. Вып. 3; Социальная синергетика и теория наций. СПб., 2000; Теоретические основания социальной синергетики // Вопросы философии. 2000. № 4; Социальная синергетика и акмеология. Теория самоорганизации индивидуума и социума в свете концепции синергетического историзма. СПб., 2002. В соавт.; Глобализация и синергетический историзм. СПб., 2004. В соавт.; Значения релятивистского метода Эйнштейна в формировании общей теории элементарных частиц. М., 2005; Глобализация и синергетическая философия истории // Общественные науки и современность. 2006. № 1; Философия физики XX века. Итоги и перспективы. СПб., 2003; О природе философского знания // Философия в поисках и спорах. Петербургские сюжеты. СПб., 2007; Философское значение «проблемы наглядности» в современной физике. М., 2010; Социальная синергетика и формирование либерального идеала // Научные труды Северо-Западного института управления. 2013. № 4; Синергетика и космология // Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия. Конфликтология. Культурология. Религиоведение. 2014. № 4.

Источник: Философы современной России. 2015 г.

БРАНСКИЙ Владимир Павлович
(р. 14.1.1930) — спец. по онтологии, гносеол. и аксиологии, а также по филос. науки, истории, культуры и филос. искусства; д. филос. н., проф. Р. в Свердловске. Окончил филос. (1953) и физ. (1960, экстерном) ф-ты ЛГУ, филос. асп. этого же ун-та (1956). Асе, доц., проф. (с 1975) ЛГУ. В наст вр. — проф. кафедры филос. науки и техники филос. ф-та СПбГУ Докт. дисс. — «Философские основания проблемы синтеза релятивистских и квантовых принципов» (1973). Б. — д. ч. Академии истории науки и техники. Работы Б. содержат следующую концепцию: 1. Атрибутивное понимание материи. Обоснована мысль, что в XX столетии материя как субстанция должна мыслиться как самосогласованная система своих атрибутов (в отличие от традиционного субстратного понимания субстанции). 2. Онтологический негеоцентризм. Вследствие (1) модификация хотя бы одного из атрибутов ведет к модификации всех др.; поэтому старая идея Демокрита-Бруно о множественности миров в традиционном естественно-науч. смысле (преодоление геоцентризма модусов) обобщается до принципиально новой идеи о множественности миров в онтол. смысле (преодоление геоцентризма атрибутов). 3. Диалектическая приро да научной теории. Теор. знание оказывается синтезом двух противоположных видов знания — умозрительного и эмпирич., т. е. таким видом умозрительного знания, к-рое объясняет известное эмпирич. знание и предсказывает новое эмпирич. знание. Следствием этого является формулировка четырехстадийной закономерности развития науч. иссл. (эмпирич., нефундаментальная теор., умозрительное, фундаментальная теор.) в отличие от традиционной двухстадийной. 4. Селективная функция филос. принципов. Принципы новой фундаментальной теории не выводятся, а выбираются с помощью филос. принципов из множества умозрительных конструктов, созданных путем стихийной игры творческого воображения исследователя 5. Квантовая теория относительности. Впервые профессиональное филос. иссл. доведено до конкретных и существенно новых физико-математических результатов фундаментального характера. На основе (2), (3), (4) предлагается синтез релятивистских и квантовых принципов (синтез методол. Эйнштейна и Бора) и принципиально новый вариант квантованного пространства-времени. При этом сравнительно просто объясняются многие загадочные явления в физике элементарных частиц (напр., причина появления бесконечных величин) и предсказываются новые явления (напр., гиперкварки и гиперлептоны), что делает теорию экспериментально проверяемой. Гл. идея, к-рая пронизывает труды Б., — демонстрация практич. значения и практич. ценности для науки филос. и филос. науки в частности. Помимо иссл. эвристической роли филос. в формировании науч. теории, Б. подверг анализу проблему эвристической роли филос в художеств, произведении. Итогом многолетней работы в этой обл. явился фундаментальный труд «Искусство и философия», в к-ром иссл. осн. закономерности худож. творчества и восприятия. В этой кн. изложена синергетическая филос. культуры и истории, к-рая получила название синергетического историзма. Осн. положения этой концепции сводятся к следующему: 1) ист. процесс есть соц. самоорганизация, к-рая представляет собой чередование состояний порядка и хаоса. При этом происходит балансирование соц. системы между простыми и странными аттракторами; 2) движущей силой этого процесса является взаимодействие («борьба») разл. соц. сил, руководствующихся разл. соц. идеалами; 3) в ходе этой борьбы относительных (частночеловеческих) идеалов происходит выделение в них инвариантных черт, в результате чего возникает тенденция к формированию и реализации абсолютного (общечеловеческого) идеала (по Б. — «Закон дифференциации и интеграции идеалов»); 4) эта тенденция ведет в конечном счете к движению к глоб. аттрактору (суператтрактору), последний представляет собой синтез абсолютного технического и абсолютного художественного произведения, т. е. эстетосферу, включающую в себя ноосферу, но не сводящуюся к ней; 5) понятие суператтрактор дает ключ к решению эсхатологической проблемы (смысл истории, с точки зрения концепции синергетического историзма, заключается в движении социума к суператтрактору); 6) решение эсхатологической проблемы открывает путь для решения и экзистенциальной проблемы (смысл индивидуальной жизни заключается, с позиции той же концепции, в служении относительному, т. е. частночеловеческому идеалу, а смысл индивидуальной смерти — в служении абсолютному, т. е. общечеловеческому идеалу). Т. о., концепция синергетического историзма позволяет решить эсхатологическую и экзистенциальную проблемы в рамках последовательного научного мировоззрения, показывая научные основания религиозного мышления и в тоже время границы этого мышления. Применение синергетической филос. истории к анализу явления глобализации привело Бранского (совместно с С. Д. Пожарским) к построению синергетической теории глобализации. В 2004 году Б. было присуждено звание «Почетный профессор СПбГУ».
Соч.: Уроки теории относительности и квантовой механики и перспективы их синтеза// Вестник СПбГУ. Сер. 6. Вып. 2. 1996; Теоретические основания социальной синергетики // Петербургская социология. 1997. № 1; Искусство и философия (Роль философии в формировании и восприятии художественного произведения на примере истории живописи). Калининград, 1999; Социальная синергетика как постмодернистская философия истории // Обществ, науки и современность. 1999. № 6; Принцип красоты в теории элементарных частиц // Вестник СПбГУ. Сер. 6. Вып. 3. 1999; Социальная синергетика и теория наций. СПб., 2000; Теоретические основания социальной синергетики // ВФ. 2000. № 4; Социальная синергетика и акмеология. Теория самоорганизации индивидуума и социума в свете концепции синергетического историзма. (В соавт.). СПб., 2002; Глобализация и синергетический историзм. (В соавт.). СПб., 2004.; Значения релятивистского метода Эйнштейна в формировании общей теории элементарных частиц. К 100-летию специальной теории относительности. М., 2005; Глобализация и синергетическая философия истории // Общественные науки и современность. (В соавт.). М., 2006. № 1; Философия физики XX века. Итоги и перспективы. СПб., 2003; О природе философского знания // Философия в поисках и спорах. Петербургские сюжеты. СПб., 2007.

Источник: Философы России начала XXI столетия Биографии идеи труды. Энциклопедический словарь 2009