брак и семья представляют собой одну из важнейших сфер действия морали, выступающей, наряду с правом, в качестве осн. регулятора взаимоотношений между супругами, родителями и детьми (и др. родственниками, поскольку между ними поддерживаются семейные связи). Роль брака и семьи в жизни об-ва, их исторические формы и соответствующие им нравственные требования к человеку определяются экономическим строем об-ва, всей системой общественных отношений, а также уровнем развития человеческой цивилизации и культуры в целом. В историческом развитии Б.-с. м. отчетливо прослеживается ход общего социального и морального прогресса человечества, в к-ром можно установить следующие определяющие закономерности: вытесняя различные формы многобрачия (полигамии), все более прочно утверждается моногамия - устойчивая связь мужчины и женщины.
В раннем первобытнообщинном об-ве брак регулировался преимущественно обычным правом, к-рое непосредственно исходило из интересов консолидации сначала первобытного стада, затем рода как производственно-трудовых ячеек. Это был период, когда формирующиеся нравственные нормы были еще непосредственно вплетены в процессы производства предметов потребления и самого человека. В становлении рабовладельческой, феодальной и буржуазной форм моногамии преобладающую роль играли экономические факторы: подчиненность женщин и их зависимость от «сильного пола», материальный расчет, " функционирование семей крестьян и ремесленников одновременно в качестве производственных ячеек об-ва. Вместе с тем моногамия явилась ответом и на развивающиеся нравственные потребности людей. Борьба утилитарно-экономического и нравственного начал в отношениях между полами, родителями и детьми проходит через всю историю досоциалистической семьи. К. Маркс и Ф. Энгельс отмечали, что первой исторической формой брака, в к-рой нравственные соображения преобладали над всеми др., был пролетарский брак, превратившийся после победы социализма в качественно новый тип брачно-семейных отношений - социалистическую моногамию. Она характеризуется добровольностью и равноправием брачного союза, его свободой от утилитарно-экономических соображений, богатством духовно-нравственной жизни семьи, гармоничностью интересов семьи и всего об-ва, усилением роли и значения воспитательной деятельности семьи, а следовательно, повышением ее гражданской и моральной ответственности, Новый тип брачно-семейных отношений утверждается в социалистическом об-ве в борьбе с пережитками собственнической и мещанской брачно-семейной морали, с буржуазными и анархистско-левацкими влияниями на отношения между мужчиной и женщиной.
Важнейшие предпосылки полного торжества и дальнейшего развития социалистической моногамии - укрепление равенства женщин с мужчинами, дальнейший подъем материального благосостояния и духовной культуры трудящихся, совершенствование общественного бытового обслуживания и системы воспитания молодого поколения, включая подготовку к браку и семейной жизни. 2. На основе утверждения моногамии в отношении полов и социально-культурного развитая об-ва любовь превращается из простого естественного влечения в специфически человеческое чувство: в любви сексуальная потребность проявляется как потребность в общении, охватывающем собой все богатство личности каждого из супругов. В половой жизни, как указывает В. И. Ленин, проявляется не только данное природой, но и привнесенное культурой. Всестороннее развитие человека, все большая утонченность его интеллектуальных и эмоциональных запросов превращает любовь из простой потребности природы в момент прежде всего духовного единения мужчины и женщины. Превращение любви в осн. мотив брака расширяет круг моральных требований, предъявляемых супругами друг к другу, повышает ожидания, связанные с супружеством. На этой почве могут возникнуть нравственные коллизии, к-рых не знала старая семья: между идеальными представлениями людей о семейном счастье и реальностью семейной жизни. Поэтому для нравственных отношений в социалистической семье характерна не только любовь, но и моральная ответственность супругов, их взаимное уважение и взаимопомощь. 3. С установлением подлинной моногамии, основанной на взаимной склонности супругов, половая любовь из силы, «стремящейся к разрушению брака» (поскольку брак основывался гл. обр. на др. соображениях), превращается в силу, «которая должна стать его основой» (Маркс К.; Энгельс Ф., т. 21, с. 80). Поскольку же в любви участвуют двое, а возникает третья, новая жизнь, в отношениях полов, как отмечал В. И. Ленин, кроется общественный интерес: возникает долг по отношению к коллективу. Это единство любви и долга составляет нравственную основу социалистического брака, является реальным воплощением нравственной свободы личности в брачно-семейных отношениях. При этом забота о воспитании детей является не только нравственной, но и конституционной обязанностью граждан СССР (Конституция СССР, ст. 66). 4. По мере укрепления подлинной моногамии и органического слияния моральных требований в области семейно-брачных отношений и внутренних потребностей личности возрастает способность супругов и членов семьи самостоятельно регулировать свои взаимоотношения, без повседневного внешнего контроля со стороны об-ва. При коммунизме как указывает Ф. Энгельс, «отношения полов станут исключительно частным делом, которое будет касаться только заинтересованных лиц и в которое обществу нет нужды вмешиваться» (т. 4, с 336-337). Социалистическая семья, являющаяся переходной ступенью от пролетарской семьи в условиях капиталистического об-ва к коммунистической семье будущего, уже содержит в себе мн. черты последней, хотя еще не полностью свободна от наследия прошлого. Общественное мнение социалистического об-ва ведет неуклонную борьбу против случаев патриархально-байского отношения к женщине, безответственного отношения к семейным обязанностям, прежде всего к воспитанию детей, бытовой распущенности, неуважения и эгоизма во взаимоотношениях супругов, родителей и детей. Укрепление нравственной основы социалистической семьи способствует постепенному отмиранию правового регулирования ее жизнедеятельности.