род. 9 янв. 1908, Париж - ум. 14 апр. 1986, там же) - франц. писательница-философ, ученица и супруга (с 1949) Ж. П. Сартра; с 1931 по 1943 занималась педагогической деятельностью, известность приобрела благодаря пропаганде франц. экзистенциализма; человека рассматривает как данность, формируемую историей; женщина в большей мере, чем мужчина, является существом, находящимся в процессе становления; возможности женщины до сих пор не были ни определены, ни использованы. Осн. произв.: "Гостья", 1943; "Мандарины", 1954; "Второй пол", 1949; "Прелестные картинки", 1966.
БОВУАР Симона де
БОВУАР (Beauvoir) Симона де
Источник: Философский энциклопедический словарь
БОВУАР Симона де
французская писательница-философ; р. 9.1.1908 (Париж) — ум. 14.4.1986 (там же), ученица и супруга (с 1949) Сартра; с 1931 по 1943 занималась педагогической деятельностью, известность приобрела благодаря пропаганде французского экзистенциализма; человека рассматривала как данность, формируемую историей; женщина в большей мере, чем мужчина, является существом, находящимся в процессе становления; возможности женщины до сих пор не были ни определены, ни использованы. Кроме романов Бовуар написала также: Pour une morale de l’ambiguité, 1974; Le deuxième sexe, 2 vol., 1949, нем. изд. Das andere Geschlecht, 1951 (рус. пер.: Второй пол, 1997); La force des Choses, 1963; нем. изд. Der Lauf der Dinge, 1966; Les belles Images, 1967, нем. изд. Die Welt der schönen Bilder, 1968 (рус. пер.: Прелестные картинки, 1991); La Vieillesse, 1970, нем. изд. Das Alter, 1972; La Cérémonie des Adieux, 1981. G. Hourdin. S. de B. et la liberté, Paris, 1962; F. Jeanson. S. de B. ou l’entreprise de vivre, Paris, 1966; E. Schmalenberg. Das Todesverständnis bei S. de В., 1972; J. Leighton. S. de B. on Woman, Rutherford N.J., 1975; C. Francis, F. Contier. Les écrits de S. de B., Paris, 1979; A. Withmarsh. B. and the Limits of Commitment, Cambridge, 1981; M. Evans. S. de В. A Feminist Mandarin. London; New York, 1985, dt. 1986.
Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961
БОВУАР Симона де
(1908, Париж – 1986, там же) – писательница, философ, эссеист, представительница экзистенциализма, спутница жизни и единомышленница Ж.П. Сартра. Получила образование в Католическом институте и в Сорбонне. В 1931–1943 преподавала философию в лицеях Парижа, Марселя и Руана. В 1954 была удостоена Гонкуровской премии. Литературные, философские и публицистические произведения Б. посвящены темам свободы, творчества, нравственного выбора, преодоления трагизма человеческой участи. В философских эссе «Пирр и Синеас» (1944) и «За мораль непредопределенности» (1947) Б. излагает этические идеи экзистенциализма (прежде всего – учения Сартра), характеризуя его как философию непредопределенности и свободного поиска подлинной морали в условиях абсурдности мира. Она различает два понятия морали: «неопределенную мораль» (morale ambiguë) и «мораль непредопределенности» (morale de l’ambiguïté). Неопределенная мораль – это традиционная нормативная этика, практическим примером которой является обыденная общественная нравственность, а теоретическим выражением – этика классической философии, основывающейся на принципах универсального детерминизма и абсолютной рациональности мира. Нормативная этика, побуждающая индивида поступать согласно общезначимым нравственным законам, ориентирующим его на вечные и неизменные ценности, разрушает человеческую свободу, превращает субъекта в пассивного исполнителя сложившихся правил поведения, навязывает ему мораль рабства и лицемерия. Занимая по отношению к неопределенной морали позицию имморализма, предполагающего решительный и бескомпромиссный отказ от несостоятельных нормативных указаний, Б. ставит своей целью обоснование подлинной морали – этики непредопределенности, соответствующей миру свободы. Эта мораль отвергает идею существования объективных и абсолютных нравственных норм и отказывается от противопоставления добра и зла в этической оценке. Мораль непредопределенности требует от человека совершить прорыв в сферу свободы – отбросить понятия и критерии традиционной этики, отважиться на творческое созидание собственных ценностей и при этом никогда не считать свой выбор завершенным и общезначимым. Человек призван к постоянному трансцендированию, должен стремиться восполнить своей активностью недостаток бытия, и именно благодаря этой безнадежной попытке сделаться абсолютом индивид реализует себя как личность. Мораль непредопределенности – это особая форма преодоления абсурдности бытия субъектом, привносящим смысл в мир. В работе «Второй пол» (1949) Б. предпринимает всесторонний философский, антропологический и социологический анализ проблемы взаимоотношения полов и неравенства женщины и мужчины. Автор исследует историю формирования статуса женского пола, причины его отчуждения и порабощения, аспекты становления женщины как личности. Она отстаивает идею освобождения «второго пола», недопустимости ограничивать предназначение женщины ее биологическими функциями. Деление человечества на два пола обретет подлинный смысл лишь тогда, когда женщина займет в обществе положение самоценного субъекта, равноправного другого по отношению к мужчине. Книга «Второй пол» принесла Б. мировую славу теоретика феминизма.
Соч.: Очень легкая смерть. M., 1992; Второй пол. Т. 1–2. M.; СПб., 1997; Воспоминания благовоспитанной девицы. М., 2004; Pyrrhus et Cinéas. P., 1944; Pour une morale de l’ambiguïté. P., 1947. Лит.: Merleau-Ponty, M. Sens et Nonsens. P., 1948; Blanchot, M. La Part du feu. P., 1949; Jeanson, F. Simone de Beauvoir ou l’Entreprise de vivre. P., 1966; Gagnebin, L. Simone de Beauvoir, ou le Refus de l’indifférence. P., 1968; Armogathe, D. Simone de Beauvoir, le Deuxième Sexe, analyse critique. P., 1977; Francis, C., Goutier, F. Simone de Beauvoir. P., 1985; Simone de Beauvoir, de la mémoire aux projets. Cergy-St.-Christophe, 1990; The Work of Simone de Beauvoir. The Pennsylvania State University Press, 2000. О.И. Мачульская
Соч.: Очень легкая смерть. M., 1992; Второй пол. Т. 1–2. M.; СПб., 1997; Воспоминания благовоспитанной девицы. М., 2004; Pyrrhus et Cinéas. P., 1944; Pour une morale de l’ambiguïté. P., 1947. Лит.: Merleau-Ponty, M. Sens et Nonsens. P., 1948; Blanchot, M. La Part du feu. P., 1949; Jeanson, F. Simone de Beauvoir ou l’Entreprise de vivre. P., 1966; Gagnebin, L. Simone de Beauvoir, ou le Refus de l’indifférence. P., 1968; Armogathe, D. Simone de Beauvoir, le Deuxième Sexe, analyse critique. P., 1977; Francis, C., Goutier, F. Simone de Beauvoir. P., 1985; Simone de Beauvoir, de la mémoire aux projets. Cergy-St.-Christophe, 1990; The Work of Simone de Beauvoir. The Pennsylvania State University Press, 2000. О.И. Мачульская
Источник: Философы Франции. Humanitas.-М. Гардарики 2008.-320 с.
БОВУАР Симона де
9 января 1908, Париж14 апреля 1986, там же) —французская писательница, драматург, философ, эссеист. Училась в частных школах, затем в Сорбонне, изучала литературу и философию. С 1931 преподавала философию в Марселе, в 1932—37—в Руане, затем в Париже. В 1943 оставила преподавательскую деятельность и целиком посвятила себя литературе и философии. В этом же году вышел ее первый роман «Приглашенный» (LInvitee, 1943), обозначивший экзистенциалистскую тематику будущих сочинений: свобода, ответственность, межличностные отношения. Последующие романы—«Кровь других» (Le sans des Autres, 1945), «Все люди смертны» (Tous les hommes sont mortels, 1946), «Мандарины» (Les Mandarins, 1956)— расширяют и углубляют нравственную проблематику, обогащенную жестоким опытом 2-й мировой войны и начавшейся «холодной войны». Предпринятые Бовуар путешествия во многие страны с различным социальным и политическим устройством обусловили известную «политизацию» ее творчества. Появляются ее социокультурные и социально-политические произведения: «Америка день за днем» (LAmerique au jour le jour, 1947), «Великий Поход» (La longue Marche, 1957; эссе, написанное после посещения Китая), «За мораль двусмысленности» (1947). Наблюдая за положением женщины во Франции и других странах Запада и Востока, Бовуар все больше углубляется в проблематику взаимоотношений женщины и мужчины. В 1949 выходит книга «Второй пол» (Le deuxieme sexe, т. 1—2), которая приносит ей мировую славу. В этом произведении она дает глубокий и всесторонний анализ проблем, связанных с порабощением женщины родом, в онтологическом, экономическом, социальном, психологическом и биологическом контекстах. Раскрывая стадии формирования пола (история, мифология), а также стадии формирования женщины (воспитание, положение в обществе, поиск смысла жизни, стремление к освобождению, а также различные виды отклонений), Бовуар приходит к основополагающему выводу: «Освободить женщину—значит отказаться ограничивать ее лишь отношениями с мужчиной, но это не значит отрицать сами эти отношения. Существуя для себя, она будет тем самым существовать для мужчины. Каждый из них, видя в другом независимого субъекта, останется для него Другим. Взаимодополняемость в их отношениях не уничтожит того чуда, которое порождается делением человеческих существ на два пола, не уничтожит желания, обладания, любви, грез, любовных приключений. Сохранят свой полный смысл и волнующие нас понятия: давать, побеждать, соединяться. Напротив, только тогда, когда будет покончено с рабским состоянием половины человечества, когда разрушится основанная на нем система лицемерия, деление человечества на два пола обретет свое подлинное значение, а человеческая пара — свой истинный облик» (Второй пол, т. 1,2. M.—СПб., 1997, с. 806). Проблему пола Бовуар исследует и в эссе «Надо ли сжечь маркиза де Сада?», где, признавая его «упрямую искренность», называет маркиза «великим моралистом», поскольку он заставляет «пересмотреть основную проблему нашего времени—правду об отношении человека к человеку». В серии автобиографических сочинений она дает феноменологическо-экзистенциальный анализ нравственности в тесной взаимосвязи с политикой, социальностью, психологией, физиологией. В «Воспоминаниях образумившейся девушки» (1958) Бовуар повествует о своей жизни с ранних лет до зрелости: «Под открытым небом я шла вперед сквозь истину мира» (Memories dune jeune fille rangee. P., 1958, p. 168). Свою жизнь в зрелом возрасте она описывает в книге «В расцвете сил» (La force de lage, 1960). В «Силе вещей» (La force des choses, 1963) повествуется о наиболее важном и интенсивном периоде ее жизни (с 1944 по 1963) — совместной жизни и творчестве с Жан-Полем Сартром, дружбе и сотрудничестве с выдающимися мыслителями Франции и других стран мира. В автобиографических романах она пишет о том, что в ее жизни была удача: «мои отношения с Сартром» (La force des choses. P., 1963, p. 672), «философски, политически инициативы исходили от него... Сартр идеологически творец, а я нет... Он помогал мне, я помогала ему» (ibid, p. 674). В эссе «Очень легкая смерть» (1964) Бовуар описывает смерть своей матери, которая боролась за жизнь до последнего мгновения: «Естественной смерти не существует: ни одно несчастье, обрушивающееся на человека, не может быть естественным, ибо мир существует постольку, поскольку существует человек»—таков ее вывод из «анатомии смерти» (Очень легкая смерть. М., 1992, с. 260). Однако если человек утрачивает смысл своей жизни, он утрачивает веру, надежду, и сама жизнь представляется излишней. Героиня повести «Сломленная», стремившаяся «давать другим счастье», убедившись в том, что она не дала его своим близким, вопрошает: «Как жить, не веря ни во что, не веря в себя самое?» (там же, с. 359). Во всех своих произведениях Бовуар стремилась осветить трудную человеческую жизнь сиянием любви, лучами веры в ее бесчисленные и неповторимые сокровища и зовом надежды, которая не оставляет человека никогда.
Источник: Новая философская энциклопедия