БОТЕВ Христо
Источник: Философский словарь. 1963
Христо [25 дек. (7 янв.) 1849 – 20 мая (1 июня) 1876] – болг. поэт, революционер-демократ и мыслитель- материалист. Один из организаторов и руководителей Болгарского революционного центрального комитета. В начале 60-х гг. 19 в. учился в Одессе, где познакомился с произведениями рус. революц. демократов, оказавщими решающее влияние на формирование его мировоззрения. Свои филос. и социально-политич. взгляды изложил в газ. "Дума на българските емигранти" (1871) и "Знаме" (1874–75), издававшихся им в Румынии. Идеолог болгарского крестьянства и разорявшихся ремесленников, Б. выступал с обоснованием необходимости всенародной "беспощадной" революции, к-рая ликвидировала бы социальный и нац. гнет тур. феодалов и зарождавшейся нац. буржуазии. Выдвинутый Б. лозунг нар. гос-ва, "федерации свободных общин", отражал его утопич. представления об обществе без эксплуатации, о гос-ве, основанном на равенстве производителей. Б. положительно оценивал деятельность 1-го Интернационала, был знаком с "Коммунистическим Манифестом", читал 1-й том "Капитала". Однако не понял в условиях феод. Болгарии роли рабочего класса в социалистич. революции. Пропаганду материализма Б. связывал с борьбой против религ. мировоззрения, выступал с критикой духовенства как глубоко враждебного народу сословия. Решающее значение в борьбе с религией Б. придавал прогрессу естеств. наук и пропаганде их достижений. "Религия исчезает и уступает дорогу более новому и научному миросозерцанию, духовенство сходит со сцены и дает место свободе и равенству..." (Ботев X., Съчинения, т. 2, София, 1945, с. 73). В газ. "Дума..." Б. поместил свободный перевод статьи Герцена "Разговор с детьми", где излагались основы материалистич. мировоззрения. Материализму Б. свойственны элементы диалектики, особенно в оценке историч. развития, конкретно-историч. подхода к вопросам нац.-освободит. движения. Во взглядах на жизнь общества Б. остался идеалистом, хотя в его произведениях есть догадки о решающей роли материальных отношений ("народной экономики") в жизни общества. В области эстетики Б. был последователем Чернышевского. Подчеркивая социальное значение иск-ва, Б. выступал против теории "иск-ва для иск-ва". Поэзия Б. отличается глубокой идейностью, непосредственностью чувства и совершенной художеств. формой. Выступая как сатирик, Б. беспощадно изобличал врагов народа. Соч.: Съчинения. Под редакцией на З. Стоянов, С., 1883; Съчинения. Под редакцией на Михаил Димитров, [3 изд.], т. 1–3, С., 1950; в рус. пер. – Публицистика, М., 1952; в кн.: Избр. произв. болгарских революционных демократов, М., 1959. Лит.: Димитров М., Христо Ботев. Идеи – личность – творчество, 2 изд., С., 1945; его же, Христо Ботев. Биография, С., 1948; Павлов Т., Христо Ботев, [С., 1949]; Ерихонов Л., Русские революционные демократы и общественная мысль южных славян в 60–70-х годах XIX века, [М.], 1950; Воробьев Л., Христо Ботев, М., 1953; Киселинчев ?., Мирогледът на Христо Ботев, С., 1949; Унджиев И., Христо Ботев. Живот, идеи и творчество, С., 1956; Шестаков П. М., Христо Ботев – великий болгарский революционер и мыслитель, Рязань, 1959. Л. Воробьев. Москва. М. Димитров. Болгария.
Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.