БОССЮЭ Жак Бенинь

Найдено 8 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

БОССЮЭ Жак Бенинь
1627-1704) - франц. епископ, отстаивал представление об обществ, истории как осуществлении божеств. цели. В этой связи уделял большое внимание доказательству божеств, происхождения абсолют. монархии, обязанности и долгу верующих беспрекословно подчиняться властям. Стал широко известен в связи с требованием к Ватикану о предоставлении автономии франц. католич. церкви. Критику реакц. воззрений Б. дали франц. просветители 18 в., в первую очередь Вольтер.

Источник: Атеистический словарь

БОССЮЭ Жак Бенинь
(Bossuet, 1627—1704) - франц. епископ, один из Воинств. проводников феод.-христ. идеологии. В «Рассуждении о всемирной истории» (1681) вслед за Августином утверждал, что историей правит провидение, что торжество христианства - цель истории. В своих полит. соч. «Политика, извлеченная из св. писания» (1709) и др. Б. обосновывал положение о божеств, характере монархич. власти и свящ. долге подданных безусловно повиноваться ей. Историко-теол. концепция и религ.-монархич. идеи Б. пользовались большим влиянием среди защитников феод.-абсолютистского строя как во Франции, так и в др. странах Европы. Сокрушит. критику реакц. идей Б. дали франц. просветители XVIII в., в первую очередь Вольтер.

Источник: Краткий научно-атестический словарь. 1964 г.

БОССЮЭ Жак Бенинь
27. 9. 1627, Дижон - 12.4.1704, Париж), франц. писатель, епископ. Находился под сильным влиянием Августина. В соч. «Рассуждение о всеобщей истории...» («Discours sur lhistoire universelle...», 1681) Б. дал обзор истории человечества до эпохи Карла Великого целиком в духе христ. библейской традиции. Произв. Б. пронизаны идеей провиденциализма: бог непосредственно управляет судьбами народов и налагает свою печать на каждую эпоху их развития.
В соч. «Политика, извлеченная из Священного писания» Б. выступил сторонником богословского обоснования королевскоабсолютистской власти. Абсолютизм как форму правления, подчиненную разумному началу, Б. отличал от деспотизма и в «Рассуждении...» говорил об обязанностях монарха. Эти идеи Б. легли в основу католич. традиции обществ. мысли 18 в. Франц. просветители 18 в. и особенно Вольтер доказывали несостоятельность филос.-социологич. идей Б.

Источник: Советский философский словарь

БОССЮЭ ЖАК БЕНИНЬ

Bossuet), Жак Бенинь (27 сент. 1627 – 12 апр. 1704) – франц. идеолог абсолютизма, епископ. Находился под сильным влиянием Августина. В соч. "Рассуждение о всеобщей истории..." ("Discours sur l´histoire universelle...", 1681) Б. дал обзор истории человечества до эпохи Карла Великого целиком в духе христианско-библейской традиции. Произведения Б. пронизаны идеей провиденциализма: бог непосредственно управляет судьбами народов и налагает свою печать на каждую эпоху их развития. В соч. "Политика, извлеченная из Священного писания" ("Politique tir?e des propres paroles de l´Е?criture", 1709) Б. выступил сторонником богословского обоснования королевско-абсолютистской власти. Абсолютизм как форму правления, подчиненную разумному началу, Б. отличал от деспотизма и в "Рассуждении..." говорил об обязанностях монарха. Эти идеи Б. легли в основу дворянско-католич. традиции обществ. мысли 18 в. Франц. просветители 18 в. и особенно Вольтер доказывали несостоятельность реакц. филос.-социологич. идей Б. Соч.: Oeuvres compl?tes..., v. 1–12, P., 1868 (v. 1–31, P., 1862–66). Лит.: Плеханов Г., Избр. философские произв., т. 2, М., 1958. с. 638–40; Лансон Г., История французской литературы, [пер. с франц.], т. 1, М., 1896, с. 716–40; Floquet A. P., Е?tudes sur la vie de Bossuet..., v. 1–3, P., 1855; Rebelliau ?., Bossuet, P., 1900; Bruneti?re F., Bossuet, P., 1913; Dimier L., Bossuet, P., 1916; Вaumann ?., Bossuet, P., 1929. В. Соколов. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

БОССЮЭ Жак Бенинь
27 сентября 1627, Дижон—12апреля 1704, Париж)—французский философ, писатель; епископ. Изучал теологию в наваррском колледже в Париже; в 1652 принял сан священника; в течение 10 лет был наставником наследника престола. Наибольшее влияние на взгляды Боссюэ оказал Августин. В «Рассуждении о всемирной истории» (Discours sur lHistoire universelle, 1681) развил христианскую философию истории в духе провиденциализма: Бог непосредственно управляет ходом мировой истории, определяя судьбы народов и государств, «держит... бразды правления над всеми царствами; Он держит все сердца в Своей руке: то Он умеряет страсти, то отпускает узду, и тем самым Он движет весь человеческий род» (Oeuvres. Р., 1979, р. 1025). Обзор истории человечества Боссюэ довел до времени Карла Великого, выделив 12 эпох. В сочинении «Политика, извлеченная из Священного Писания» (Politique tiree des propres paroles de lEcriture sainte, 1709) Боссюэ стремился доказать, что из библейских текстов вытекает учение о превосходстве монархии над другими формами правления. Королевская власть, по Боссюэ, исходит от Бога. В трактате «О познании Бога и о самопознании» (De la connaissance de Dieu et de soi-meme, 1722) Боссюэ утверждал, что углубленное самопознание с необходимостью возвышает человека до познания Бога. О бытии Бога свидетельствует способность души познавать вечные истины, которые суть не что иное, как сам Бог. Кроме того, несовершенство человеческого разума говорит о наличии верховного Разума как его причины, ибо немыслящие тела не в состоянии произвести мысль. Боссюэ оказал заметное влияние на последующее развитие католической философии; взгляды его резко критиковал Вольтер.

Источник: Новая философская энциклопедия

Боссюэ, Жак Бенинь
(Bossuet, Jacques Benigne, 16271704). Очевидно, самый крупный французский церковный деятель XVIIв., Боссюэ занимал видное положение при дворе ЛюдовиKaXIV (он был воспитателем королевского сына) и противостоял усилению папской власти, защищая независимостьФранцузской церкви.
Боссюэ родился в Дижоне, учился в иезуитской школе и Наваррском колледже в Париже. После семи лет службы каноником и архидьяконом в Метце (где он полемизировал с реформаторами) в 1659 г. отправился в Париж и скоро стал проповедником в королевской капелле. В1681 г. был назначен епископом в Мо и оставался им до самой смерти.
В бытность воспитателем дофина Боссюэ написал три важных труда. В теологическом "Трактате" он исследует природу Бога и человека. Второйтруд, "Рассуждения о всемирной истории ", написан в духе Августинова "Града Божьего". Книга охватывает исторические события в их хронологической последовательности, от сотворения мира до времен Карла Великого; автор доказывает, что весь ход мировой истории определяется Божьим провидением. В |"Политике" Боссюэ напоминает дофину, что государь имеет не только права, но и обязанности; он предвидит времена, когда во Франции осуществится утопия и на трон воссядет христианский философ.
Заняв епископскую кафедру в Мо, Боссюэ сразу же счел необходимым возглавить собор французского духовенства, созванный королем для защиты монаршей власти и прав Французской церкви от папских притязаний. В последующие годы Боссюэ принимал участие в многочисленных спорах с представителями рационалистических, пантеистических, мистических и протестантских течений.
H.F. Vos(nep. Ю.Т.) Библиография: Bossuet, Complete Works, 10 vols.; К. Lowith, Meaning in History; W.J. Simpson, A Study of Bossuet.
См. также: Галликанские статьи, четыре.

Источник: Теологический энциклопедический словарь

БОССЮЭ Жак Бенинь
(1627, Дижон – 1704, Париж) – философ, теолог, теоретик божественного права. Выходец из семьи высокопоставленных чиновников; получил религиозное образование в иезуитском коллеже Дижона, затем изучал теологию в Наваррском коллеже Парижа. Известный проповедник. В 1670–1680 – воспитатель наследника престола. Теологическая мысль Б. эклектична, в ней ощутимо влияние патристики, особенно Августина, но он не обходит своим вниманием и учение наиболее известных схоластов. Основные темы религиозно-философской концепции Б. – учение о божественных атрибутах, в первую очередь о Провидении; анализ понятий греха, божественной благодати. Наибольшую известность Б. принесли его исторические («Рассуждение о всемирной истории», 1681) и политические («Политика, извлеченная из Священного Писания», изд. посмертно в 1709) сочинения. Он полагал, что существование Бога – единственное основание общественных и политических отношений. Государство для него есть сообщество людей, объединенных одним правлением и едиными законами. При этом только единоличная власть монарха, выступающего одновременно и наместником Бога на земле, способна поставить заслон страстям и насилию, изначально присущим человеческой природе. Кроме того, единоличное наследственное правление обеспечивает длительное и устойчивое существование государства, делая его практически бессмертным. По Б., монархия священна, абсолютна; но одновременно власть монарха носит разумный и отеческий характер. Политические взгляды Б. оказали серьезное влияние на развитие политического консерватизма и традиционализма во Франции.
Соч.: Oeuvres complètes. V. 1–31. P., 1862–1866; Trois sermons. Nancy, 1965. Лит.: Goyet, T. L’humanisme de Bossuet. V. 1–2. P., 1965; Truchet, J. La prédication de Bossuet: Etudes des thèmes. T. 1–2. P., 1960; idem. Politique de Bossuet. P., 1966; Calvet, J. Bossuet. P., 1968; Le Brun, J. La spiritualité de Bossuet. P., 1972. M.M. Федорова

Источник: Философы Франции. Humanitas.-М. Гардарики 2008.-320 с.

БОССЮЭ ЖАК БЕНИНЬ

Bossuet), Жак Бенинь (27.9.1627, Дижон? -12.4.1704, Париж), французский католический мыслитель, идеолог абсолютизма. Воспитатель наследника французского престола (с 1670), епископ. Позиция Б. характеризуется сочетанием традиционализма, во имя которого он выступил против философии Мальбранша, с суховатым рационализмом. Превыше всего он ставил идею порядка, воплощение которого видел в последовательном союзе абсолютизма и Церкви (отсюда холодное отношение Б. к международным силам католицизма — папству и ордену иезуитов; все церковное должно найти себя внутри режима Людовика XIV). Для порядка опасна мистика, ищущая собственных путей к Богу, выходящая из-под контроля как авторитета, так и рассудка; поэтому Б. был непримиримым противником мистиков, группировавшихся около Фенелона, добился осуждения доктрины о «чистой» любви к Богу (не зависящей ни от надежды на рай, ни от страха перед адом) и расправы над Ж. Гюйон. Высшее назначение теолога в глазах Б. — подавать советы монарху. Этим обусловлен интерес Б. к истории как сокровищнице опыта, долженствующей, в правильном истолковании, послужить уроком королям. В поучение наследнику престола он написал «Рассуждение о всеобщей истории» («Discours sur l´histoire universelle», 1681), где подхватил историософские темы трактата Августина «О граде Божьем»: обзор судеб народов от мифологических времен до Карла Великого должен наглядно показать направляющую руку Провидения. Сама по себе идея вычитывания из истории ее связного «смысла» была новой постольку, поскольку мораль извлекалась не из отдельных исторических эпизодов, как у большинства античных и средневековых авторов, а из рассмотрения целых эпох, притом уже с подступами к историко-культурным характеристикам — в том роде, который стал возможен после Ренессанса и окончательно выявился в XVIII-XIX вв. Провиденциалистский подход обострял внимание Б. к противоречию между субъективными намерениями исторического деятеля и объективными последствиями его действий (деятель как орудие, предназначенное Провидением к выполнению замысла, неизвестного ему самому). Сергей Аверинцев. София-Логос. Словарь

Источник: Большой толковый словарь по культурологии