БОССЮЭ Жак Бенинь
Источник: Атеистический словарь
В соч. «Политика, извлеченная из Священного писания» Б. выступил сторонником богословского обоснования королевскоабсолютистской власти. Абсолютизм как форму правления, подчиненную разумному началу, Б. отличал от деспотизма и в «Рассуждении...» говорил об обязанностях монарха. Эти идеи Б. легли в основу католич. традиции обществ. мысли 18 в. Франц. просветители 18 в. и особенно Вольтер доказывали несостоятельность филос.-социологич. идей Б.
Источник: Советский философский словарь
Bossuet), Жак Бенинь (27 сент. 1627 – 12 апр. 1704) – франц. идеолог абсолютизма, епископ. Находился под сильным влиянием Августина. В соч. "Рассуждение о всеобщей истории..." ("Discours sur l´histoire universelle...", 1681) Б. дал обзор истории человечества до эпохи Карла Великого целиком в духе христианско-библейской традиции. Произведения Б. пронизаны идеей провиденциализма: бог непосредственно управляет судьбами народов и налагает свою печать на каждую эпоху их развития. В соч. "Политика, извлеченная из Священного писания" ("Politique tir?e des propres paroles de l´Е?criture", 1709) Б. выступил сторонником богословского обоснования королевско-абсолютистской власти. Абсолютизм как форму правления, подчиненную разумному началу, Б. отличал от деспотизма и в "Рассуждении..." говорил об обязанностях монарха. Эти идеи Б. легли в основу дворянско-католич. традиции обществ. мысли 18 в. Франц. просветители 18 в. и особенно Вольтер доказывали несостоятельность реакц. филос.-социологич. идей Б. Соч.: Oeuvres compl?tes..., v. 1–12, P., 1868 (v. 1–31, P., 1862–66). Лит.: Плеханов Г., Избр. философские произв., т. 2, М., 1958. с. 638–40; Лансон Г., История французской литературы, [пер. с франц.], т. 1, М., 1896, с. 716–40; Floquet A. P., Е?tudes sur la vie de Bossuet..., v. 1–3, P., 1855; Rebelliau ?., Bossuet, P., 1900; Bruneti?re F., Bossuet, P., 1913; Dimier L., Bossuet, P., 1916; Вaumann ?., Bossuet, P., 1929. В. Соколов. Москва.
Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.
Источник: Новая философская энциклопедия
Боссюэ родился в Дижоне, учился в иезуитской школе и Наваррском колледже в Париже. После семи лет службы каноником и архидьяконом в Метце (где он полемизировал с реформаторами) в 1659 г. отправился в Париж и скоро стал проповедником в королевской капелле. В1681 г. был назначен епископом в Мо и оставался им до самой смерти.
В бытность воспитателем дофина Боссюэ написал три важных труда. В теологическом "Трактате" он исследует природу Бога и человека. Второйтруд, "Рассуждения о всемирной истории ", написан в духе Августинова "Града Божьего". Книга охватывает исторические события в их хронологической последовательности, от сотворения мира до времен Карла Великого; автор доказывает, что весь ход мировой истории определяется Божьим провидением. В |"Политике" Боссюэ напоминает дофину, что государь имеет не только права, но и обязанности; он предвидит времена, когда во Франции осуществится утопия и на трон воссядет христианский философ.
Заняв епископскую кафедру в Мо, Боссюэ сразу же счел необходимым возглавить собор французского духовенства, созванный королем для защиты монаршей власти и прав Французской церкви от папских притязаний. В последующие годы Боссюэ принимал участие в многочисленных спорах с представителями рационалистических, пантеистических, мистических и протестантских течений.
H.F. Vos(nep. Ю.Т.) Библиография: Bossuet, Complete Works, 10 vols.; К. Lowith, Meaning in History; W.J. Simpson, A Study of Bossuet.
См. также: Галликанские статьи, четыре.
Источник: Теологический энциклопедический словарь
Соч.: Oeuvres complètes. V. 1–31. P., 1862–1866; Trois sermons. Nancy, 1965. Лит.: Goyet, T. L’humanisme de Bossuet. V. 1–2. P., 1965; Truchet, J. La prédication de Bossuet: Etudes des thèmes. T. 1–2. P., 1960; idem. Politique de Bossuet. P., 1966; Calvet, J. Bossuet. P., 1968; Le Brun, J. La spiritualité de Bossuet. P., 1972. M.M. Федорова
Источник: Философы Франции. Humanitas.-М. Гардарики 2008.-320 с.
Bossuet), Жак Бенинь (27.9.1627, Дижон? -12.4.1704, Париж), французский католический мыслитель, идеолог абсолютизма. Воспитатель наследника французского престола (с 1670), епископ. Позиция Б. характеризуется сочетанием традиционализма, во имя которого он выступил против философии Мальбранша, с суховатым рационализмом. Превыше всего он ставил идею порядка, воплощение которого видел в последовательном союзе абсолютизма и Церкви (отсюда холодное отношение Б. к международным силам католицизма — папству и ордену иезуитов; все церковное должно найти себя внутри режима Людовика XIV). Для порядка опасна мистика, ищущая собственных путей к Богу, выходящая из-под контроля как авторитета, так и рассудка; поэтому Б. был непримиримым противником мистиков, группировавшихся около Фенелона, добился осуждения доктрины о «чистой» любви к Богу (не зависящей ни от надежды на рай, ни от страха перед адом) и расправы над Ж. Гюйон. Высшее назначение теолога в глазах Б. — подавать советы монарху. Этим обусловлен интерес Б. к истории как сокровищнице опыта, долженствующей, в правильном истолковании, послужить уроком королям. В поучение наследнику престола он написал «Рассуждение о всеобщей истории» («Discours sur l´histoire universelle», 1681), где подхватил историософские темы трактата Августина «О граде Божьем»: обзор судеб народов от мифологических времен до Карла Великого должен наглядно показать направляющую руку Провидения. Сама по себе идея вычитывания из истории ее связного «смысла» была новой постольку, поскольку мораль извлекалась не из отдельных исторических эпизодов, как у большинства античных и средневековых авторов, а из рассмотрения целых эпох, притом уже с подступами к историко-культурным характеристикам — в том роде, который стал возможен после Ренессанса и окончательно выявился в XVIII-XIX вв. Провиденциалистский подход обострял внимание Б. к противоречию между субъективными намерениями исторического деятеля и объективными последствиями его действий (деятель как орудие, предназначенное Провидением к выполнению замысла, неизвестного ему самому). Сергей Аверинцев. София-Логос. Словарь