БОРЬБА ЗА СУЩЕСТВОВАНИЕ

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

БОРЬБА ЗА СУЩЕСТВОВАНИЕ
одно из осн. понятий в теории эволюции. Так Дарвин называет обнаруженный Мальтусом (см. Мальтус) факт, что из производимых на свет живых существ способны приспособиться к жизни лишь те, чьи конституция, способности, инстинкты и т. д. соответствуют условиям существования, но особенно те, которые в состоянии победить в борьбе. Результатом является выживание наиболее приспособленных, т.е. естественный отбор.

Источник: Философский энциклопедический словарь

БОРЬБА ЗА СУЩЕСТВОВАНИЕ
(Kampf ums Dasein, англ, struggle for existence или struggle for life) — так Дарвин называет обнаруженный Мальтусом («Essay on the Principle of Population», 1798) факт, что из производимых на свет живых существ способны приспособиться к жизни лишь те, чьи конституция, способности, инстинкты и т. д. соответствуют условиям существования, но особенно те, которые в состоянии победить в борьбе. Результатом является выживание наиболее приспособленных (Спенсер: the survival of the fittest). См. Дарвинизм.Heinrich Schmidt. Der K. u. D., 1930; O. Kuhn. Die Deszendenztheorie, 1947; W. Zimmermann. Evolution, 1953.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

БОРЬБА ЗА СУЩЕСТВОВАНИЕ
одно из осн. понятий в теории биол. эволюции Ч.Дарвина, к-рым он обозначил отношения между организмами, а также между организмами и абиотическими условиями, приводящие к гибели менее приспособленных и выживанию наиболее приспособленных особей, т.е. к естеств. отбору. Сложность проблемы и метафорический характер термина породили разл. его толкования и даже исключение этого понятия из эволюционной биологии нек-рыми совр. дарвинистами. Делались попытки переносить учение о Б. з. с. на чел. об-во и истор. процесс. См. также Биологизм, Расово-антропологическая школа, Дарвинизм социальный, Философия жизни. Ф.П.Фурман

Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь

Борьба за существование
противодействие организмов неблагоприятным для их жизни и распространения факторам неживой и живой природы. В результате борьбы за существование выживают и оставляют наиболее обильное и жизнеспособное потомство те особи, к-рые оказываются лучше приспособленными к окружающим условиям. Борьба за существование — одна из форм взаимоотношений между организмами внутри одного вида и между представителями разных видов, служит фактором эволюции растений и животных. Перенесение борьбы за существование на человеческое об-во послужило источником одного из наиболее реакционных течений буржуазной социологии — социал-дарвинизма.

Источник: Философский словарь. 1963

Борьба за существование
В биологии это противодействие живых организмов всем неблагоприятным для их существования воздействиям живой и неживой природы. Несмотря на то, что такое противодействие принимает порой весьма жестокие формы, уже на биологическом уровне оно в определенной степени уравновешивается взаимопомощью, т.е. не является единственным фактором развития. Тем более недопустимо механическое перенесение абсолютизации Б. за с. на социальное бытие, как это имело место, например, в социал-дарвинизме. Такая борьба продолжается и в обществе, и даже с применением гораздо более опасных средств, которые в настоящее время вообще ставят под вопрос продолжение жизни на нашей планете. Однако в обществе совершенствуются не только средства, но претерпевают существенное изменение также цели и ценности. Ориентации на борьбу за «место под солнцем» любыми средствами начинает противостоять не просто ориентация на взаимопомощь и альтруизм, но на развивающуюся гармонию общества, личности и природы в рамках ноосферы как целого. При такой ориентации Б. за с. превращается в вынужденную форму «противостояния злу силой» (И.А. Ильин).

Источник: Философия антропокосмизма авторский словарь.

БОРЬБА ЗА СУЩЕСТВОВАНИЕ
противодействие, оказываемое организмами всем неблагоприятным для их жизни и распространения факторам неживой и живой природы. Доживают до зрелого возраста и дают более или менее обильное потомство обычно те особи, к-рые выдерживают Б. за с. лучше других. Дарвин употреблял выражение "борьба за существование" в самом широком смысле. Важный для действия отбора результат Б. за с. заключается не столько в гибели одних особей и выживании других, сколько в производстве нек-рыми особями более жизнеспособного и более обильного потомства. Дарвин связывал Б. за с. с размножением организмов в геометрической прогрессии. Энгельс отметил "противоречие между бесчисленным множеством зародышей, которые расточительно производит природа, и незначительным количеством тех из них, которые вообще могут достичь зрелости, – противоречие, которое действительно разрешается большей частью борьбой за существование, подчас крайне жестокой" ("Анти-Дюринг", 1957, с. 65–66). Однако Б. за с. не является обязательным условием эволюции путем отбора. Б. за с., по Дарвину, охватывает и внутривидовые и межвидовые отношения организмов, а также их отношения к физич. и химич. условиям среды. Растения в популяции, живущей на окраине песчаной пустыни, ведут борьбу за жизнь против засухи. Т.о., под Б. за с. Дарвин понимал всякую деятельность организмов, направленную к сохранению своей жизни и оставлению возможно более многочисленного потомства, а тем самым – к преодолению любых препятствий, к-рые они встречают на этом пути. Дарвин неправильно думал, что его теория Б. за с. есть теория Мальтуса, примененная ко всему органич. миру. Энгельс по этому поводу писал: "каждый может с первого взгляда заметить, что не требуется мальтусовских очков, чтобы увидеть в природе борьбу за существование" (там же, с. 65). Учение Мальтуса (см. Мальтузианство) было глубоко реакционным. Мальтус утверждал, что нищета трудящихся обусловливается вечным законом, согласно к-рому народонаселение возрастает в геометрич. прогрессии, а средства существования – в арифметической. Отсюда он заключал, что трудящиеся могут смягчить свои страдания лишь воздержанием от браков. Это человеконенавистнич. учение было подвергнуто критике Марксом и Энгельсом. Против мальтузианства решительно выступали Чернышевский и др. революц. демократы. Тем не менее нельзя говорить о реакционности идеи Б. за с., когда речь идет не о человечестве, а о растениях, животных и протистах. Однако Дарвин пытался пользоваться измышлениями Мальтуса для объяснения явлений в развитии человечества и говорил о значении естественного отбора в жизни народов земного шара (см. Соч., т. 5, ?., 1953, с. 245–54). Т.о., Дарвин, еще в 1-й пол. 19 в. возвышавший свой голос против рабства (см. Соч., т. 1, М.–Л.,1935, с. 417), утверждавший, что причину нищеты трудящихся его родины надо искать в ее гос. строе и развивавший мысли, к-рые опровергали учение Мальтуса, все же находился под нек-рым влиянием этого учения. Для правильного понимания Б. за с. одних организмов против других необходимо иметь в виду, что отношения межвидовые качественно отличаются от внутривидовых отношений. Межвидовые отношения чрезвычайно разнообразны и сплошь да рядом антагонистичны, хотя нередко они включают в себя и взаимопомощь между организмами различных видов. Для внутривидовых же отношений характерно то, что они в целом направлены на сохранение и процветание данного вида. Ни в коем случае нельзя утверждать, что в природе полностью отсутствует внутривидовая борьба. Многочисленные и бесспорные факты соревнования и борьбы между самцами (гораздо реже между самками) у относительно высоко организованных животных были положены Дарвином в основу теории полового отбора. В таких драках победители иногда убивают побежденных соперников (напр., у костистой рыбки трехиглой колюшки). Впрочем, очень часто такие бои не приводят ни к каким телесным првреждениям или кончаются лишь ничтожными ранениями. В нек-рых случаях природа орудий боя у самцов такова, что они не способны нанести друг другу опасных ранений (напр., у оленей). Экология многих групп позвоночных (млекопитающих, птиц, пресмыкающихся, рыб) установила многочисленные факты борьбы между особями одного и тоже же вида за гнездовой участок. У грызунов наблюдается внутривидовая конкуренция за пищу, обостряющаяся во время засух. У рыб известен каннибализм (поедание особями вида других особей того же вида). В естественных и искусственных однородных лесных насаждениях иногда одни особи гибнут, другие же продолжают расти. Конкуренция не остается всегда одинаково острой, а изменяется по мере роста молодняка и развития насаждения в целом. Правда, гибель многих особей в популяциях растений (а также и животных) нередко ведет к установлению более благоприятной (или даже оптимальной) плотности населения. Так, плотность населения полезная, пока растения юны, становится чрезмерной для выросших особей. Гибель нек-рых растений ведет к изреживанию популяции, происходящему оттого, что одни особи заглушают другие. Нек-рые, часто умеренные, но иногда и острые, формы внутривидовой борьбы, ведя к гибели сравнительно небольшой части популяции вида, могут в целом служить именно процветанию вида путем удаления, элиминации, слабых или менее приспособленных особей. Такая элиминация может осуществляться в прямых столкновениях между животными, когда более сильные побивают, а в нек-рых случаях и поедают слабых, а также в конкуренции, соревновании за пищу, место и другие условия существования. Сильное же обострение внутривидовой борьбы и конкуренции между особями вело бы в определенных случаях к чрезмерному снижению плотности населения и даже к вымиранию популяций вида. С. А. Северцов, изучавший образ жизни диких парнокопытных, пришел к выводу, что, если рога и клыки самца служат только для боя с другими самцами того же вида, то они в результате отбора представляют собой оружие, к-рым невозможно наносить смертельные ранения. Подобные факты, а также многочисленные случаи, когда поведение дерущихся самцов (напр., у нек-рых змей) исключает изувечение или убийство противников и напоминает скорее "игру" в бой, а не настоящую смертельную схватку, показывают, что иногда природа, выражаясь метафорически, принимает посредством естественного отбора меры к тому, чтобы внутривидовая борьба происходила в известных рамках и не угрожала бы массовым истреблением особей данного вида, особенно же здоровых и мощных особей. Однако тенденция к перенаселенности или к чрезмерной плотности населения, от к-рой зависит внутривидовая борьба, не есть обязательное условие видообразования. Энгельс отметил наличие случаев, когда "виды изменяются – старые вымирают, а их место занимают новые, более развитые – б е з наличия такого перенаселения: например, при переселении растений и животных в новые места, где новые климатические, почвенные и прочие условия вызывают изменение" ("Диалектика природы", 1955, с. 248). При этом нек-рые особи выживают, и их потомство, все более и более приспособляясь, дает начало новому виду, а другие особи, "более стабильные", погибают, и с ними вымирают несовершенные промежуточные формы; все это "может происходить – и происходит фактически – без всякого м а л ь т у з и а н с т в а; а если даже допустить, что последнее и играет здесь какую-нибудь роль, то оно ничего не изменяет в процессе и может самое большое только ускорить его" (Энгельс Ф., там же). Факты биологии и палеобиологии показывают, что процесс развития органич. форм действительно совершается и без фактора перенаселенности (или лишь при незначительном его участии). По данным биогеографии, появление популяций видов на новых для них местах нередко является результатом занесения туда немногих особей животных, относительно малочисленных семян или плодов растений. Попав в новые условия среды, эти поселенцы во многих случаях давали начало более или менее быстро развивающимся группам видов, иногда весьма своеобразным формам. Такими, напр., были нелетающие птицы, жившие на Маскаренских о-вах, в частности додо, существовавший на о-ве Маврикия еще в 17 в. В подобных случаях небольшие группы особей-иммигрантов в течение нек-рого времени не могли испытывать никакого давления перенаселения и к тому же не имели опасных конкурентов и врагов со стороны представителей местной фауны. Тем не менее эволюция этих животных происходила чрезвычайно быстро. Фактор межвидовой Б. за с. не играл существенной роли также при достаточно резких изменениях условий неживой среды, напр. при быстром изменении – понижении или повышении – солености морских бассейнов. Если в подобную область попадали формы, способные жить в новых условиях солености, то на первых порах плотность популяции таких иммигрантов должна была быть относительно низкой. Т.о., многие факты показывают, что эволюция может протекать иногда без острой Б. за с. между организмами. Межвидовые отношения организмов бесконечно сложны и многообразны: они ни в коем случае не укладываются в формулу борьбы между ними. Существуют различные типы взаимно полезной связи между организмами различных видов. Такова связь между видами насекомоопыляемых растений, с одной стороны, и соответствующими видами насекомых – с другой. Распространение многих растений зависит от употребления их плодов в пищу разными животными. В течение историч. развития органич. мира взаимозависимость между органич. формами в общем усиливалась. Одним из случаев такой взаимозависимости является симбиоз – сожительство организмов разных видов, приносящее пользу всем участникам такого сожительства. Однако даже отношения между видами хищников и видами травоядных животных, к-рыми питаются эти хищники, могут содержать элемент положительной взаимозависимости видов, потому что хищники нападают в первую очередь на слабые особи и тем способствуют повышению жизнестойкости популяций травоядных форм и потому что для сохранения и процветания вида может оказаться полезным снижение чрезмерной плотности населения. См. также Эволюционное учение и лит. при этой статье. Л. Давиташвили. Тбилиси.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
709.01 кб

Роль биологических теорий в культурном взаимодействии: миф о борьбе за существование и симбиоз как в

Щепановская Елена Михайловна
В статье рассмотрена роль биологических теорий в формировании представлений о социо-культурном взаимодействии.