БОНХЁФФЕР ДИТРИХ
Источник: Словарь религий, обрядов и верований
1906-1945) - нем. протестант, теолог, участник движения Сопротивления, казненный гитлеровцами. Осн. теологич. идея были сформулированы им в письмах из тюрьмы в 1943-1944. Б. идет далеко в критике традиц- релит, представлений. По его мнению, в совр. мире «бог, как моральная, политическая, естественнонаучная гипотеза, преодолен и отброшен». Мир стал «совершеннолетним» и не нуждается в идее бога- Б. является сторонником безрелиг. христианства. Христианство должно отбросить идею потустороннего бога, отказаться от дуализма божеств, и человеч. Сущность христианства, по Б., — в учении о любви к. ближнему. Это учение должно реализоваться практически в «делании справедливого для людей». Поэтому необходимо активное сопротивление силам соц. зла. Идеи Б. были восприняты мн. совр. теологами, в части. представителями теологии «мертвого бога» «теологии освобождения» ит.п.
Источник: Атеистический словарь
Сопротивление и покорность // Вопросы философии. 1989, № 10, 11; Ethik. Munchen, 1963; Wiederstand und Ergebung. Munchen, 1966.
Источник: Современная западная философия: словарь
Лютеранский пастор и теолог, судьба и творчество крого приобрели в послевоенный период всемирное значение для развития теологической мысли, христианского сознания, благочестия и религиозной практики. Родился в Бреслау (Германия); в 39 лет был казнен в нацистском концентрационном лагере. Тогда он еще не получил широкой известности и международного признания, крые пришли к нему в нач. 50х гг. Личность Бонхеффера привлекла внимание всего христианского мира после посмертного издания и перевода "Писем и заметок из тюрьмы" (впервые опубликованы в 1951). В книге были собраны письма, тайно передававшиеся Бонхеффером на волю из тюремной камеры. Бонхеффер был арестован по обвинению в том, что он нелегально переправил в Швейцарию 14 евреев. Письма не предназначались для печати, но именно этот сборник стал самым известным из всех книг Бонхеффера.
Ничто не свидетельствовало в годы его молодости о будущей трагической судьбе. Он был одним из восьми детей известного психиатра, преподавателя Берлинского университета. Блестящий студент, Бонхеффер в 21 год получил степень доктора теологии в Берлинском университете. После аспирантской практики в Объединенной теологической семинарии в НьюЙорке Бонхеффер стал преподавателем и лютеранским капелланом Берлинского университета. Его служение продолжалось до прихода Гитлера к власти в 1933 г.; тогда же Бонхеффер присоединился к Исповеднической церкви, возглавлявшейся М. Нимеллером и представлявшей треть протестантского духовенства и мирян, озабоченных развитием событий в стране. В 1934 г. Исповедническая церковь приняла Барменскую декларацию, в крой протестовала против вмешательства нацистов в церковные дела и посягательств на единство христианской Церкви в Германии.
Прослужив два года пастором немецкоязычной общины в Лондоне (193335), Бонхеффер стал директором семинарии Исповеднической церкви в Финкенвальде. В 1937 г. семинарию закрыли, а Бонхефферу запретили всякие выступления. Какоето время он думал о том, не остаться ли на преподавательской работе в Америке, однако решил чтобы исполнить долг христианского служения перед своими немецкими братьями в надвигающейся войне, он обязан возвратиться на родину и пострадать вместе с ними. Муж его сестры, Г. фон Донаньи, познакомил Бонхеффера с руководством антинацистского Сопротивления. Бонхеффер стал двойным агентом в германской военной разведке, абвере. Формально работая на абвер, крый был заинтересован в его широких международных контактах, Бонхеффер на самом деле служил связником между группой немцев, замышлявших заговор против Гитлера, и британцами.
Два года, проведенные в нацистских застенках (194345), стали для Бонхеффера проверкой его духовной стойкости. Ежедневные молитвенные размышления, облеченные в строгие интеллектуальные формы, отразились в его тюремных записках. Бонхеффер касался наиболее острых проблем, крые предстояло решать христианской Церкви. Говоря о роли христианства в "достигшем совершеннолетия" мире, Бонхеффер в своей "Тегельской теологии" (письмах из тюрьмы) определяет христиан как людей "для других", а Церковь как сообщество "для других". "Кто для нас сегодня Христос? " спрашивает он.
Самые разные истолкования получила идея Бонхеффера о нерелигиозном толковании христианства. Понятие "безрелигиозное христианство" (крое порой употребляют вне надлежащего контекста) Бонхеффер использовал в письме к своему другу Э. Бетге, понимавшему и разделявшему его теологические воззрения. Говоря о "безрелигиозном христианстве", Бонхеффер опирался на ту критику "религии", крую нашел у Мартина Лютера и у К. Барта. Каждый из них различал религию и веру; согласно Лютеру, религия от плоти, а вера от духа. Для Бонхеффера религиозное действие это всегда нечто частное, неполное; вера же для него включает в себя всю полноту человеческой жизни. Христос звал не к новой религии, а к новой жизни. Христианин, живя в мире, соучаствует в страданиях Бога. Сознавая, что Европа исторически движется к "абсолютно безрелигиозной эпохе ", Бонхеффер придает особое значение "секулярному толкованию" христианства. Отдельные элементы такой теологии позже использовали теологи, не учитывавшие исходных посылок и самой сути его мировоззрения (напр., теологи, говорящие о "смерти Бога"), но его ранние работы неизменно находят отклик и в евангельскопротестантских, и в римскокатолических центрах христианского благочестия. Среди этих работ самые популярные * Цена ученичества" (означении "послушания",о " дорогой благодати ", края противопоставлена "даровой благодати") и "Жить вместе" (о дисциплине и гармоничной жизни христианской общины).
Вызывая живую реакцию в самых разных кругах, консервативных и либеральных, Бонхеффер всегда был источником вдохновения и поддержки для всех христиан нашего времени, и для тех, кто страдает в условиях тоталитарных политических режимов, и для христиан третьего мира, особенно из Лат. Америки, где "теологияосвобождения" формировалась под влиянием его судьбы и идей. Родившись для благополучного существования, но о
Источник: Теологический энциклопедический словарь
Главные работы Бонхеффера: «Творение и грехопадение» (1934), «Следование за Христом» (1934), «Жизнь сообща» (1939).
Развивая идеи «диалектической теологии», Бонхеффер вслед за К, Бортам считал центральным в теологии «обращенное к человеку Слово Бога», Откровение Бога в Иисусе из Назарета, которое предполагает «веру» как решение в ответ на это Слово — радикальное изменение жизни, а не «религию», свойственную языческому сознанию культовую объективацию бога и его откровения. Бонхеффер солидаризировался с Р. Судыпманолг. о Боге, поскольку он не является объектом, нельзя говорить в форме общих предложений или общезначимых утверждений, которые истинны без отношения к конкретной экзистенциальной ситуации говорящего. Только Сам Бог в его обращенности к человеку через откровение и действие является предметом веры, а не теологические высказывания как таковые, не культ, не отвлеченные догматические конструкции. Но в отличие от Барта и Бультмана Бонхеффер утверждал, что верующий человек реализует свою христианскую ситуацию в посюсторонней жизни, которая стала целиком светской, т. е. не зависимой от Бога: человек привык вершить свои дела без Бога, как если бы Бога не было. Бонхеффер искал ответа на главный для него вопрос, чем является христианство в секулярном мире, чем является Христос для безрелигиозного человека, что значит быть христианином сегодня? Об этом он напряженно размышлял в заметках и письмах из тюрьмы, составивших в 1951 книгу «Сопротивление и покорность». Именно изложенные в ней идеи оказали огромное воздействие на христианскую мысль 2-й пол. 20 в., проложив путь от диалектической теологии к новым направлениям протестантского богословия, в первую очередь—к сложившейся в 1960-х гг. «теологии смерти Бога», а в более широком плане—к т. н. теомгиям родительного падежа (Genitivtheologie): теологии надежды, теологии истории, теологии революции и т. д. Теология Бонхеффера представляет собой осмысление опыта секуляризации в условиях кризиса модернистского сознания. Она констатирует, что на протяжении последних семи столетий человечество обретало все большую независимость от Бога: Бога неуклонно вытесняли из науки, искусства, даже этики; образование и политика освободились от контроля церкви. Мир стал совершеннолетним. В этом развитии Бонхеффер увидел не «отпадение от Бога», а возможность очищения веры от всякого демонизма, в том числе демонизма религиозной интерпретации: осознавший себя взрослым человек стоит перед Словом Бога без посредника—«религии», которая есть не более чем человеческие представления. Помимо единого Слова Бога никакие другие образы; истины, события не могут быть признаны в качестве откровения Бога — это все только человеческие понятия, слова, выдаваемые за дарованные Богом, будь то народность, идеализм, империя, класс, раса, вождь или гуманизм и позитивистская научность. В этом суть «безрелигиозного христианства», как его понимает Бонхеффер. «Безрелигиозное христианство»—ответ на угрозу христианскому существованию со стороны тоталитаризма. Для Бонхеффера конкретно это те «немецкие христиане», которые в 1930-е гг, утверждали дарованный Богом порядок в лице Нации, Расы и Вождя. Однако такая подмена веры—лишь одно из проявлений интерпретации христианства на основе «естественной теологии» и метафизики, которая должна быть преодолена в целом. Религия понимает трансцендентность Бога с позиций метафизики, что делает Его абстрактным и далеким. Бонхеффер интерпретирует трансцендентность Бога иначе: Бог трансцендентен, но он существует в центре человеческой жизни, а не за ее пределами. Именно поэтому христианин должен научиться жить христианской жизнью в мире и говорить о христианстве светским образом. Слово Бога призывает человека не к тому, чтобы он обращался с надеждой и мольбой к потустороннему и отворачивался от жизни, но, напротив, к тому, чтобы он повернулся лицом к миру, в котором живет, именно живя светской жизнью, «участвовать в страданиях божьих». Следовать по стопам Иисуса Христа—значит быть «человеком для других людей». А поэтому оправдана и необходима светская интерпретация христианства.
С метафизикой, по мнению Бонхеффера, связаны также индивидуализм и партикуляризм «религиозной» версии христианства. Если человек больше всего заботится о своей личной духовности, если христианство обособляется в одной сфере жизни, которая все больше сужается в ходе секуляризации, то церковь предстает в качестве группы индивидуалистов, больше всего озабоченных личным спасением; христианская жизнь становится жизнью в своеобразном гетто, оторванной от проблем реального мира. Истинная церковь должна быть озабочена не своими собственными религиозными проблемами, но служить миру. Ставший совершеннолетним человек не нуждается в том, чтобы изобретать доступным ему способом «гипотезы о Боге», удваивая мир на посю- и потустороннее, культивировать страдания для обоснования идеи личного спасения. Спасение происходит по эту сторону границы смерти: «У христианина, в отличие от верующих в мифы о спасении, нет последней лазейки в вечность для избавления от земных дел и трудностей, но, как Христос, он должен сполна испить чашу земной жизни... Мир этот не может быть снят до срока... Мифы о спасении рождаются из пограничного опыта. Христос не настигает человека в средоточии его жизни» (Сопротивление и покорность, письмо от 26.06.1944).
Религия, в понимании Бонхеффера, исторически-преходящий феномен—«мы движемся навстречу совершенно безрелигиозному времени». Но конец религии не равнозначен концу христианства, если оно преодолеет кардинальную ошибку «религии» и не будет принимать «предпоследнее» за «последнее», если повернется лицом к светскому миру и активно включится в историческую драму утверждения человечности, человеческих отношений между людьми. «Едва ли есть чувство, дающее больше радости, чем ощущение, что можешь приносить какую-то пользу людям. B конце концов именно человеческие отношения и есть самое главное в жизни» (письмо 14.08.1944).
Соч.: Communie sanctorum. В., 1927; Akt und Sein. В., 1931; Nachfolge. В., 1937; Gemeinsames Leben. В., 1938; Ethik. В., 1949; Widerstand und Ergebung. B., 1951; Gesammelte Werke, Bd. I—1V. B., 1958—61; в рус. пер.: Сопротивление и покорность, пер. А. Григорьева. М.,1994.
Источник: Новая философская энциклопедия
Дитрих Бонхеффер (Bonhoeffer) (1906-1945) нем. протестантский теолог, пастор, основоположник “безрелигиозного христианства”. Изучал теологию в Тюбингене, Риме и Берлине. В 1930 получил доцентуру в Берлине, которой был лишен в 1936 за антифашистскую деятельность. С 1938 Б. связан с участниками движения 20 июля, 5 апр. 1943 арестован, а 9 апр. 1945 повешен в концлагере Флюссенбург. Жизнь и творч. путь Б. можно разделить на три периода: 1927-32 — период становления его философско-теор. и теол. воззрений; 1933-39 — активное участие в церковной борьбе и работа над книгами “Последователи” и “Совместная жизнь”; 1940-45 — участие в антигитлеровском заговоре, работа над “Этикой”, арест, создание в тюрьме последней работы, изданной посмертно под названием “Сопротивление и покорность”. В первый период Б. находился под влиянием Гарнака — известного представителя “либеральной теологии”. Уже в этот период проявляется стремление Б. представить религию вопросом чистой практики и рассмотреть ее социологически (функционально) как фактор упорядочения жизни. В дис. “Действие и бытие” он пытается решить проблему бытия при помощи социол. категории личности, к-рая есть синтез “действия” и “бытия”. Для этой работы характерна тенденция протестантизма повернуть религию от “потустороннего” мира к “посюстороннему” и истолковать ее как носителя истинно человеч. нравств. ценностей; она получила развитие во второй период творч. и практич. деятельности Б. В 1934 от церкви “Нем. христиане”, поддержавшей национал-социалистов, откололась “Исповедующая церковь”. В числе ее сторонников К. Барт, Нимеллер, Б. В новой церкви ее организаторы видели церковь ответственных действий. Начавшаяся церковная борьба нашла отражение в работе “Последователи”, в ней Б. сформулировал положение о “дешевой” и “дорогой” милости. “Дешевая милость” — милость, к-рую мир находит в церкви для прикрытия своих грехов, она означает оправдание не греха, а грешника. Безмерное увлечение дешевой милостью приводит Б. в ужас. “Дорогая милость” заключается в поведении человека, следующего за Иисусом Христом, исполненного чувства долга и ответственности. Третий период жизни и творчества Б. связан с его участием в движении 20 июля и теор. работой над “Этикой” (1940-43). Противоречивость движения и всей практики политической борьбы сказалась и на их теор. осмыслении. “Этика” носит фрагментарный характер. В ней воплотилось движение от церковной этики послушания, выразившейся в “Последователях”, к “христ. этике”, т.е. такой этике, в к-рой деяния Христа рассматриваются как образец разумных и ответственных действий для христиан и нехристиан. Наибольший интерес вызывает последняя работа Б. “Сопротивление и покорность”, составленная из писем, написанных из тюрьмы Берлин-Тегель (с 5 апр. 1943 по 8 окт. 1944), а позднее из тюрьмы на Принц Альбрехт-штрассе, где Б. содержался в строжайших условиях цензуры до февраля 1945. Именно в письмах Б. формулирует свою концепцию взаимоотношения мира и Бога — одну из самых парадоксальных идей нашего столетия, к к-рой он последовательно шел, переосмыслив критику религии К. Барта, “демифологизацию” христианства Бультмана и пересмотр самого понятия “трансцендентное” (Тиллих). Свою концепцию Б. обосновывает путем критич. анализа представления о Боге. Еще в работе “Действие и бытие” Б. пересматривает традиц. представление о Боге как о трансцендентном существе, пытается вскрыть причины, породившие религ. представления о Боге, к-рые не удовлетворяют сознание совр. человека, ставшего “совершеннолетним”. В “Этике” (раздел “Наследие и упадок”) Б. близок к пониманию совр. мира, к-рое в письмах будет сформулировано как проблема “совершеннолетнего мира” (письмо от 30 апр. 1944). Б. считает, что религ. понимание Бога изжило себя. Рабочая гипотеза “Бог” не нужна больше миру, ставшему совершеннолетним. “Совершеннолетний мир” — это человеч. автономия, заключающаяся в том открытии законов, по к-рым мир живет и обходится собств. силами в научной, обществ. и гос. областях, искусстве, этике, религии. Это совершеннолетие не индивидуальное, а общественное, оно характеризует состояние об-ва в целом. Навязывать совершеннолетнему миру Бога означает возврат в средневековье, в мир детства. Провозгласив совершеннолетие мира, Б. формулирует свой парадоксальный тезис: “совершеннолетний мир является безбожным, и поэтому он ближе к Богу, чем несовершеннолетний мир”. Он устраняет религ. (“фальшивое”) понимание Бога только с одной целью — обосновать свое, “нерелиг.” понимание Бога, что в совр. мире оказывается невозможным без нового понимания религии. Б. апеллирует не к потустороннему Богу, а к “посюстороннему”. Бог для него не наивысшее, трансцендентное существо, а сама действительность. Если в религии человек трансцендирует границы этого мира, создавая себе Бога в потустороннем мире, то в христианстве Бог трансцендирует границы этого мира тем, что он сам в него входит и становится человеком — Иисусом Христом. Иисус Христос — то звено, к-рое соединяет мир Бога и мир человека. Он человеко-бог, реальная личность и должен служить людям в качестве нравств. идеала. В таком понимании христианство лишается своего религ. содержания, утрачивает “божественное”. Не Бог, а ближний выступает для христианина как трансцендентное. Отношение “Бог — человек” в рамках “безрелиг. христианства” заменяется отношением “человек — человек”. Идеи безрелиг. христианства и совершеннолетнего мира для Б. суть теор. обоснование ответственности христиан за судьбы мира, за собств. судьбу. Проблему ответственности он развивал и в “Этике”, и в письмах из тюрьмы. Не случайно они вышли под заглавием “Сопротивление и покорность”. Б. подчеркивает, что ответственность каждого человека за судьбы других людей и истории предполагает не столько послушание и покорность, сколько сопротивление, активную деятельность. Он доказывает, что христианин не может в покорности или набожном мироотречении устраняться от ответственности за дальнейшую жизнь, за строительство нового общества, за будущие поколения. Через Иисуса Христа “вся наша жизнь предназначена к ответственности”. Б. считает, что ответствен и отд. человек, и церковь, к-рая не сумела понять свое место, допустила произвол и насилие под прикрытием имени Христа. Он гневно обличает позицию церкви по отношению к национал-социалистам. Пассивно взирая на уничтожение, она не подняла своего голоса, не нашла выхода, чтобы прийти с помощью, церковь должна признаться в своем пассивном отношении к грабежу, в том, что жизнь многих людей по ее вине была уничтожена. Нужно понять, что есть зло, чтобы не стать инструментом в руках других, — этот призыв проходит через всю “Этику” и “Письма из тюрьмы”. Признавая достижения этич. мысли Просвещения в их обращении к человеку вообще, независимо от его социального положения, он критикует эту т.зр. за абстрактность, нежелание считаться с тем фактом, что в этич. ответственности нет равенства, ибо кому больше дано, с того больше и спросится. Полномочия, а следовательно, и мера ответственности определяются не на основе субъективных успехов, а на основе объективного положения в мире. Понятие ответственности невозможно определить без понятия свободы. Свободная ответственность выступает в любой встрече с другим человеком. Ответственность Б. понимает как свободный риск, ибо человек действует свободно, исходя не из закона, не из “безупречной мотивировки”, не из логичности задуманного... Свободный поступок осознается как поступок Бога, риск как божеств. необходимость. “Безрелигиозное христианство” — “теология культуры” современного мира, а проповедь этих идей в условиях фашистской Германии — гражданский подвиг автора. Суть “безрелиг. христианства” Б. заключается в требовании к каждому человеку следовать принципам христианской этики. Соч.: Akt und Sein. Munch., 1956; Ethik. Munch., 1963; Widerstand und Ergebung. В., 1977; Сопротивление и покорность// ВФ. 1989. № 10, 11. Лит.: Bethge E. Dietrich Bonhoeffer. Theologe, Christ, Zeitgenosse. Munch., 1967. H.A. Минкина. Культурология ХХ век. Энциклопедия. М.1996