БОНЧ-БРУЕВИЧ Владимир Дмитриевич

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское]

БОНЧ-БРУЕВИЧ Владимир Дмитриевич
1873-1955) - депеш, Коммунистнч. парив и Сов. гос-ва, публицист и ученый, соратник В. И. Ленина. Принял активное участие в Великой Октябрьской сощиалнстнч. революции, участвовал в подготовке и проведении в хилц. ленинского декрета Об отделении церкви от государства и шкалы от церкви- С 1946 Б.-Б. возглавлял Музеи истории религии и атеизма в г. Ленинграде, а с 1947 - сектор crop— религии и атеизма в Ин-те истории АН СССР. Особое внимание уделял изучению крестьян, движений соц.-политич. протеста, выступавших в релит, оболочке, опубликовал «Материалы к истории и изучению русского сектантства», «Материалы по истории религиозно-общественных движений в России», подготовил для II съезда РСДРП доклад «Раскол и сектантство в России», одобренный В. И. Лениным и Г. В. Плехановым, выпускал по решению съезда спец. листок для сектантов «Рассвет» (Женева, 1904) и др. Работы Б.-Б. по вопросам науч. атеизма собраны в «Избранных сочинениях», т. 1 (1959), и в книге «Избранные атеистические произведения» (1973).

Источник: Атеистический словарь

БОНЧ-БРУЕВИЧ ВЛАДИМИР ДМИТРИЕВИЧ
(1873 - 1955) - деятель Коммунистич. партии и Сов. гос-ва, участник подготовки и проведения в жизнь ленинского декрета «Об отделении церкви от государства и школы от церкви». Подготовил для II съезда РСДРП доклад «Раскол и сектантство в России», одобренный В. И. Лениным и Г. В. Плехановым. С 1946 - директор Музея истории религии и атеизма, с 1947 одновременно возглавлял сектор истории религии и атеизма Ин-та истории АН СССР, выпускавший сборник «Вопросы истории религии и атеизма». Научные интересы Б.-Б. были связаны с изучением обществ. движений крестьянства, выступавших в религ. оболочке. В 1899 Б.-Б. сопровождал духоборов, переселявшихся от гонений царск. правительства в Канаду, и прожил с ними около года, записал их вероучение и обряды (т. н. «Животная книга»). Осн. работы: «Материалы к истории и изучению русского сектантства»; «Материалы по истории религиозно-обществ. движений в России» (6 томов). Работы Б.-Б. по вопросам науч. атеизма собраны в «Избранных произведениях», т. 1 (1959), и в сборнике «Избранные атеистические произведения» (1973).

Источник: Православие. Словарь атеиста. М. Политиздат 1988.— 272 с. ISBN 5-250-00079-7

БОНЧ-БРУЁВИЧ Владимир Дмитриевич
(1873—1955) - видный деятель Коммунистич. партии и Сов. гос-ва, один из ближайших соратников В. И. Ленина, публицист и издатель, этнограф и историк-исследователь в области религ.-обществ. движений в России. Вошел в рев. движение в нач. 90-х гг., участвовал в создании первых с.-д. марксистских кружков в России. В 1896, выехав за границу, установил связи с гр. «Освобождение труда», позже сотрудничал с «Искрой». После II съезда с.-д. партии стал большевиком, заведовал в Женеве экспедицией ЦК, организовал парт, издательство «В. Бонч-Бруевич и Н. Ленин». В 1906, вернувшись в Россию, вел парт, работу в качестве издателя, журналиста, консультанта при большевистской фракции II, III и IV Гос. дум. В окт. 1917 Б.-Б. был активным участником вооруж. восстания в Петрограде. После победы Окт. революции до окт. 1920 работал управляющим делами СНК РСФСР, позже - зам. председателя правления Госиздата, организовал и возглавил Лит. музей. С 1946 Б.-Б. руководил Музеем истории религии и атеизма АН СССР в Ленинграде и сектором истории религии и атеизма Ин-та истории АН СССР. Изучать религ. обществ, движения (религ. сектантство) в России как форму оппозиции самодержавию Б.-Б. начал с 1896. В 1899 он сопровождал духоборов, переселявшихся от гонений царского правительства в Канаду, и, прожив с ними ок. года, записал их обряды, вероучение (т. е. «животную книгу»). В 1901—1902 Б.-Б. опубликовал в Англии, в изд-ве «Свободное слово», «Материалы к истории и изучению русского сектантства» (вып. 1—3, 6). Для II съезда РСДРП он написал доклад «Раскол и сектантство в России». По решению съезда, с янв. 1904 в Женеве Б.-Б. издавал с.-д. листок для сектантов «Рассвет» (вышло 9 номеров). С 1908 в Петербурге стали выходить собранные Б.-Б. «Материалы по истории религ.-обществ. движений в России» (вып. 1—5, 7). Значит. интерес представляет его работа «Наша церк. политика», написанная по поручению фракции большевиков III Гос. думы и положенная в основу выступления депутата П. И. Суркова. Б.-Б. объехал ряд губерний России, собирая материал о сектантстве, выступал экспертом на судебных процессах по делам о сектантах; в 1913 был корреспондентом газет на процессе Бейлиса (см. Бейтса дело) и написал кн. «Знамение Времени», в к-рой разоблачал преступную роль царских властей, организовавших этот процесс с целью разжигания нац. розни и отвлечения масс от ров. борьбы. После Окт. революции Б.-Б. принимал участие в подготовке декрета об отделении церкви от гос-ва и состоял членом Комиссии ВЦИК по отделению церкви от гос-ва. В «Избр. соч.» Б.-Б. работы о религии составляют т. I (M., 1959).

Источник: Краткий научно-атестический словарь. 1964 г.