(наст, имя — Джованни Фиданца) — схоласт; р. 1221 (Баньорея, Тоскана) — ум. 15.7.1274 (Лион); с 1257 — генерал францисканского ордена; в общих чертах развил пронизанную духом неоплатонизма и мистицизма теорию познания и метафизику света; главный представитель августинианства в XIII в. Логическим и моральным условием всякого познания истины является, по его мнению, жизнь, посвященная служению Богу. Осн. соч.: Itinerarium mentis in Deum(Hamic. 1259), ок. 1472 (рус. пер.: Путеводитель души к Богу, 1993); Soliloquium, 1474, нем. изд. 1958; De reductione artium ad theologiam (напис. между 1248 и 1256), 1484, нем. изд. 1961 (рус.
пер.: О возвращении наук к теологии // Сб. «Знание за пределами науки», 1996); Collationes in hexaemeron (напис. 1273), 1495, нем. изд. 1964; Breviloquium theologiae, 1505, нем. изд. 1931 ; Works (lat./engl.), I—И, St. Bonaventure N. J. 1955—1956; Opera Omnia, I—XI, 1883—1902. Gilson. La philos, de Saint B., Paris, 1923, dt. 1960; J. Ratzinger. Die Geschichtstheologie des hl. B., 1959; A. Gerken. Theologie des Wortes. Das Verhältnis von Schöpfung u. Inkarnation bei B., 1963; F. von Steenberghen. La philos, au Xllle siècle, Leuven/Paris, 1966, dt. 1977; M. Wiegels. Die Logik der Spontaneität. Zum Gedanken der Schöpfung bei B., 1969; A. J. W. Hellmann. Ordo, 1974; A. Speer. Triplex veritas. Wahrheitsverständnis u. philos. Denkform B.s, 1987.
0.00 байт
«Нераздельность» трансценденталий: Филипп Канцлер, Александр Гэльский, Бонавентура
В статье проводится анализ употребления термина «нераздельность» (indivisio) в определениях трансценденталий (понятий «единое», «истинное», «благое») у Филиппа Канцлера и первых выдающихся францисканских магистров Александра Гэльс