(1754, Монна, близ Мило, – 1840, там же) – философ и публицист, политический деятель. Выходец из дворянской семьи. Окончив коллеж, служил в полку мушкетеров, в 1785 стал мэром Мило. Во время революции эмигрировал в Гейдельберг и затем в Констанц, где в 1796 опубликовал фундаментальный 3-томный труд «Теория политической и религиозной власти в гражданском обществе». По возвращении во Францию в период Реставрации вел активную политическую деятельность, был избран депутатом, затем пэром Франции (1823); с 1816 – член Французской академии. Приверженец консервативной политической философии, Б., в отличие от Ж. дe Местра с его «экспериментальной политикой», основанной на историческом опыте и фактах, придал консервативной мысли сугубо рационалистическую и схоластическую форму. Выступая с критикой теории общественного договора в руссоистской теории естественного состояния, он придерживался теории божественного права и полагал, что общество и политические институты имеют божественное происхождение. Критика просвещенческого индивидуализма, ведущего лишь к атомизации общества и разрушению его естественных оснований, приводила Б. к выводу о том, что человек создан для общества и полностью реализуется только в нем. Человек должен укорениться в традиции, каковой для Б. выступает социальное христианство – подлинная религия общества, в отличие от либеральной религии индивида. В противоположность многочисленным проектам, выражающим претензию человеческой воли на создание лучшего социального и государственного устройства, философ утверждает существование одной-единственной организации общества, которая является выражением божественной воли и не может быть кодифицирована в законе или конституции. Исходя из этих принципов, Б. отрицает идею прав человека, провозглашенную Французской революцией. По его мнению, единственным правом человека является право быть управляемым, а король имеет только одно право – право управлять. Первоочередная задача для послереволюционной Франции – воссоздание органической общности «мы», унаследованной старым порядком из глубокого Средневековья. Формы такой общности – семья, затем производственные (ремесленные) корпорации и, наконец, государство. Власть целиком исходит от Бога и только делегируется государю, она абсолютна по своему характеру, но в то же время подчиняется законам. Своей философией Б. вместе с де Местром заложил основы органицистской и традиционалистской теории общества, отголоски которой можно найти в творчестве Э. Ренана, И. Тэна и др.
Соч.: Essai analytique sur les lois naturelles de l’ordre social. P., 1800 (Genève, 1982); Théorie du pouvoir politique et religieux. P., 1966. Лит.: Montesquieu, L. Le réalisme de Bonald. P., 1911; Maudit, R. Les conceptions politiques et sociales de Bonald. P., 1913; Koyré, A. Les doctrines politiques modernes. N.Y., 1947. M.M. Федорова