(7 окт. 1738 – 4 окт. 1833) – рус. ученый-естествоиспытатель, один из основоположников рус. агрономич. науки. Сын небогатого помещика Тульской губ. По политич. воззрениям – приверженец самодержавно-крепостнич. порядков ("Жизнь и приключения Андрея Болотова, описанные самим им для своих потомков", ч. 1–4, 1871–73, т. 1–3, 1931). В статьях в журн. "Сельский житель" (1778–79), "Экономический магазин" (1780–1789), в "Трудах Вольного экономического общества" и др. Б. пытался объяснить явления природы, исходя из законов самой "натуры". Согласно ему, все физич. вещи состоят из "первоначальных стихий", или "элементов" – земли, воды, воздуха и огня, а природа в целом – из двух материальных процессов – живого и неживого. Природа делится на три царства – минералов, растений и животных, к-рые находятся между собой в "связи" и в "сопряжении" (взаимодействии). В развитии естествознания Б. решающую роль отводил наблюдению, опыту, экспериментам. Выступая против преформизма, Б. признавал влияние внешней среды на развитие организмов. В философии Б. – идеалист, увлекавшийся философией нем. идеалиста Крузиуса. Нравств. принципы Б. были окрашены в религ. тона; идея долга перед богом, царем, родителями наряду с идеей любви выдвигалась им на одно из первых мест ("Детская философия, или Нравоучительные разговоры между одною госпожою и ее детьми, сочиненные для споспешествования истинной пользе молодых людей", ч. 1, 1776, ч. 2, 1779.) Соч.: Избр. соч. по агрономии, плодоводству, лесоводству, ботанике, М., 1952. Лит.: Бердышев А. П., Андрей Тимофеевич Болотов – первый русский ученый агроном, М., 1949 (дана библиография работ Б. и лит-ра о нем). И. Щипанов. Москва.
БОЛОТОВ Андрей Тимофеевич
БОЛОТОВ Андрей Тимофеевич
7 (18) октября 1738, село Дворяниново Каширского уезда Тульской губернии — 4(16) октября 1833, там же]—русский государственный деятель, философ, агроном, основатель отечественной помологии. С 1755 на военной службе, участвовал в сражениях Семилетней войны. Во время оккупации Кенигсберга рус. армией познакомился с идеями нем. философов (И. Готшеда, И. Г. Зульцера, X. А. Крузиуса). В 1762 выходит в отставку и уезжает в свое имение Дворяниново. Деятельно участвует в переписке с Вольным экономическим обществом, от которого трижды удостаивается наград за свои сочинения. С 1794 — почетный член Саксонского королевского экономического общества, с 1828—почетный член Московского общества сельского хозяйства; Занимался издательской деятельностью, выпускал журналы «Сельский житель» (1778—79), редактировал «Экономический магазин» (1778—89), издаваемый H. И. Новиковым, с которым у Болотова установились дружественные отношения. Тем не менее он отвергал масонскую идеологию, стал одним из первых ее критиков. Философский интерес представляют духовные стихотворения 90-х гг., а также его первое опубликованное сочинение «Детская философия, или Нравоучительные разговоры между одною госпожою и ее детьми» (1776—79). Антропологические и этические взгляды Болотова нашли отражение в труде «Путеводитель к истинному человеческому счастию, или Опыт нравоучительных и отчасти философических рассуждений о благополучии человеческой жизни и о средствах к приобретению оного» (1784). Тяга его к вопросам морали в значительной степени объясняется влиянием датского и немецкого просветителей Л. Гольберга и И. X. Готшеда; в натурфилософии популяризировал идеи И. Г. Зульцера. Духовная эволюция Болотова завершилась на консервативно-теологических взглядах X. А. Крузиуса. Основной задачей философии считал согласование достижений науки с догматами христианства, что возможно и при увлечении естествознанием. Итоговое произведение «Жизнь и приключения Андрея Болотова, описанные самим им для своих потомков 1738—1793» (опубликовано в 1870—73) является ценным источником для изучения быта и нравов елизаветинского и екатерининского времени.
Соч.: Путеводитель к истинному человеческому счастию, или Опыт нравоучительных и отчасти философических рассуждений о благополучии человеческой жизни и о средствах к приобретению оного. М., 1784,ч. 1-3.
Лит.: Шкловский В. Б. Краткая и достоверная повесть о дворянине Болотове.—«Красная Новь», 1928, кн. 12; Морозов И., Кучеров А. Болотов—публицист.—Литературное наследие. М., 1933, № 9— 10; Водовозов H. В. А. Т. Болотов—писатель XV1I1 в.—В кн.: Русская классическая литература. М., I960; Бердышев А. П. А. Т. Болотов. М., 1988.
А. В. Панибратцев
Соч.: Путеводитель к истинному человеческому счастию, или Опыт нравоучительных и отчасти философических рассуждений о благополучии человеческой жизни и о средствах к приобретению оного. М., 1784,ч. 1-3.
Лит.: Шкловский В. Б. Краткая и достоверная повесть о дворянине Болотове.—«Красная Новь», 1928, кн. 12; Морозов И., Кучеров А. Болотов—публицист.—Литературное наследие. М., 1933, № 9— 10; Водовозов H. В. А. Т. Болотов—писатель XV1I1 в.—В кн.: Русская классическая литература. М., I960; Бердышев А. П. А. Т. Болотов. М., 1988.
А. В. Панибратцев
Источник: Новая философская энциклопедия
БОЛОТОВ Андрей Тимофеевич
7(18). 10. 1738, с. Дворяниново Тульской губ. - 4 (16). 10. 1833, там же) - историк, экономист, агроном, философ. С 1755 по 1762 г. - на военной службе; участвовал в Семилетней войне, в дальнейшем большую часть жизни провел в своем деревенском имении, поддерживал связи с рядом известных рус. деятелей, особенно с Новиковым, издававшим осн. философские сочинения Б. В Москве выходили журн. Б.: "Сельский житель" (1778-1779) и "Экономический магазин" (1780-1789); с 1794 г. он член Лейпцигского экономического об-ва. Социально-политические взгляды Б. развивались в русле европеизированной дворянской идеологии, в нек-рых пунктах расходившейся с идеологией официальной. Б. не удовлетворяли обсуждавшиеся в России проекты по крестьянскому вопросу; он особенно подчеркивал необходимость рационализации экономики и преодоления "крайнего невежества наших земледельцев", полагая, что "без просвещения ума одна собственность и независимость ничего не сделают", что к "великим успехам" приведет соединение "просвещенного ума" с "трудолюбием". Резко отрицательно относился Б. к восстанию Е. И. Пугачева и к Французской революции кон. XVIII в. Находясь в Кенигсберге, Б. увлекся первоначально философией лейпцигского проф.-вольфианца И. К. Готшеда и особенно идеями И. Г. Зульцера, что поставило его, по его собственному признанию, в "среднее положение между верой и неверием". Вскоре, однако, он обратился к концепциям критиков "справа" философии Г. В. Лейбница и X. Вольфа, в первую очередь ко взглядам нем. теолога и философа X. А. Крузиуса. В основание своих философских представлений Б. положил мысли о необходимости; 1) согласовывать философию с Священным писанием; 2) не ограничиваться одной верой, но опираться также "на ясные доводы и тонкие философические доказательства" и подкреплять религиозные положения здравыми философскими рассуждениями ума; 3) знать и изучать связанную с натуральным богословием "науку о мире" - "физику" (по господствующим тогда в России понятиям в нее входили все естественные науки), при этом "физика" должна помочь познать "разум", "премудрость" и "промысел" Бога в природе, "божественную гармонию" и красоту природы. Тем самым Б. стал приверженцем распространившихся в Зап. Европе 1-й пол. XVIII в. концепций "натуртеологии", "физикотеологии", "астротеологии", "космотеологии", пытавшихся согласовать разум и веру, философию и теологию, учитывая достижения естествознания нового времени. Познание Бога, мира и человека - самое нужное, по Б., из всех познаний человеческих. В центре философии находится "общее" - сущность Бога, строение природы, порядок, установленный в ней Богом. В духе теоцентризма Б. доказывал, что перед Богом человек "прах и ничто". Тем не менее, его волновали также проблемы антропологии, особенно этики; он стремился "сопрягать физику с нравоучением", причем полагал, что в сфере морали должен действовать не только "закон откровенного слова", но также "закон естества и натурального права". Примыкая в своей основе к православно-христианскому этическому ригоризму, а частью к стоицизму, этика Б. выходила в ряде пунктов за их пределы. Всячески открещиваясь от возможных обвинений в эпикуреизме, Б. тем не менее шел именно в этом направлении, когда отстаивал свою концепцию "веселия" как способа отогнать грусть, неудовольствие, скуку, подчеркивал ценность первого и коренного желания человека - его стремления к совершенству. Хотя Б. думал, что от природы человек больше расположен ко злу, чем к добру, он призывал смотреть на людей прежде всего с хорошей стороны, а не с "худой". Философия Б. представляет собой пример, с одной стороны, продолжения в России процесса автономизации философии от богословия, отхода от крайнего теоцентризма, гуманизации философии в ренессанском духе, а с другой - начавшейся в кон. XVIII в. консервативной реакции на распространение в Зап. Европе и в России рационалистических и материалистических, а также просветительских идей, вступавших в противоречие с господствующей официальной идеологией православия.
Источник: Русская философия: словарь