БОЛГАРСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское]

БОЛГАРСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
В качестве начала развития философии в Болгарии можно рассматривать появление философских произв. болг. энциклопедиста и просветителя периода освободительной борьбы доктора Петра Верона (1798 - 1871). Он писал на нем., греч. и франц. языках и в 1855 опубликовал в Праге "Slawische Philosophie, enthaltend die Grundzьge aller Natur- und Moralwissenschaften"; в 1858 - в Париже "Origine des sciences physique et naturelles et des sciences metaphysiques et morales". B кон. 19 в. развитие болг. философского мышления происходило тем же путем, что и во всех слав, странах (см. Европейская философия); при этом легко прослеживается визант. и рус. влияние. Воздействие западноевропейской философии становится заметным только на рубеже 19 и 20 вв., особенно после первой мировой войны, причем сначала, с запозданием наверстывая Просвещение, развиваются натурализм и психологизм. Перед второй мировой войной особенно сильное влияние на развитие философии в Болгарии оказал Димитр Михалчев (1882-1966), ученик грейфсвальдского философа Ремке. С кон. 40-х и до кон. 80-х годов в бол. философии господствовал марксизм. Главными представителями этого учения были Димитр Благоев (1855-1924) и Тодор Павлов (18901977).

Источник: Философский энциклопедический словарь

БОЛГАРСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
(bulgarische Philosophie). — Первые проявления болгарской мысли носят религиозно-критический характер (с IX в. у Иоанна Экзарха и представителей богомильства). Началом ее новейшего развития можно считать появление философских произведений болгарского энциклопедиста и просветителя периода освободительной борьбы доктора Петра Берона (1798—1871). Он писал на немецком, греческом и французском языках ив 1855 опубликовал в Праге «Slawische Philosophie, enthaltend die Grundzüge aller Naturund Moralwissenschaften»; в 1858 в Париже вышел его труд «Origine des sciences physiques et naturelles et des sciences métaphysiques et morales» (7 T.). В то время как Берон действовал как систематик, а сущность и призвание славянского мышления рассматривал односторонне, болгарская философская мысль во второй половине XIX в. развивалась прежде всего в плане разработки мировоззренческих основ освободительной борьбы, а в целом тем путем, который характерен для всех славян (см. Европейская философия); примером могут служить взгляды Ивана Селиминского (1799—1867). Воздействие западноевропейской философии становится заметным только на рубеже XIX и XX вв. в творчестве Ивана Гюзелева (1844—1916) и Николы Алексиева (1877—1913). После Первой мировой войны влияние идеализма, натурализма, позитивизма, психологизма и критицизма находит отражение в трудах Ивана Георгова (1862—1969), Спиридона Казанджиева (1882—1951), Ивана Сарыилиева (1888—1969), Цеко Торбова (р. 1899), ученика гёттингенского философа Л. Нельсона, и особенно Димитра Михалчева (1882—1966), ученика грейфсвальдского философа Й. Ремке. После Второй мировой войны в болгарской философии господствует марксистское мышление, которое раньше имело лишь незначительное проявление в академических кругах. Ведущими представителями этого направления являются Димитр Благоев (1856—1924) и Тодор Павлов (1890—1977). Г. Грозев. История на българската философия, I, 1957; История на българската философия, 3 т., 1972—1977.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961