БОЛЬЦАНО Бернард

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

БОЛЬЦАНО Бернард
(1781—1848) — чешский математик и философ. Занимал каф. истории религии Пражского ун-та, был уволен за вольные идеи и лишен права преподавания. В филос. взглядах Б. сочетаются диалектич. атомизм и платонизм (учение о «чистых понятиях», существующих объективно). Осн. логико-филос. соч. «Наукоучение» («Wissenschaftslehre». Bd. 1—4. 1837) содержит критический обзор истории традиц. логич. учений, направленный против психологизма в логике. Б. ввел ряд важных понятий матем. анализа, был предшественником Г.Кантора в исследовании бесконечных мн-в, оказал влияние на Э.Гуссерля. В обл. соц. этики Б. был сторонником идей равенства, прогресса и всеобщего блага как высшего морального принципа («Книжечка о наилучшем государстве» — «O nejlep?im st?t?», 1831). Лит.: Федоров Б.И. Логика Бернарда Больцано. Л., 1980. В.И.Полищук

Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь

БОЛЬЦАНО Бернард
5.10.1781, Прага - 18.12.1848, там же), чешский математик, философ, теолог. Занимал в 1805-20 кафедру истории религии Пражского ун-та, за вольнодумство был уволен и лишен права публичных выступлений. Для философии Б. характерно сочетание диалектич. атомизма (простые субстанции непрерывно взаимодействуют и изменяются) и платонизма (учение об «истинах в себе», «чистых понятиях» и пр.). Гл. логико-филос. соч. Б. «Наукоучение» («Wissenschaftslehre», Bd 1-4, 1837) - обширный историко-критич. обзор традиц. логия. учений с критикой психологизма в логике и с оригинальным изложением дедуктивной логики. Требование логич. строгости рассуждений Б. перенес на основы матем. анализа (1810), дав нек-рые образцы таких рассуждений (теорема Б. о непрерывности функций, пример непрерывной функции, не имеющей производной и др.). В «Парадоксах бесконечного» (изд. 1851, рус. пер. 1911) Б. явился предшественником Г. Кантора в исследовании бесконечных множеств. Отправляясь от идеи Лейбница, Б. отстаивал объективность актуально бесконечного. При этом он различал два рода существования объективного: существование реальное - «непосредственно данное» (во времени и пространстве), и не реальное, но возможное - существование (наличие) «в себе». В этом последнем смысле он понимал и объективную возможность существования бесконечных множеств - их наличие «по крайней мере, среди вещей не реальных».
В области социальной этики К. защищал идеи равенства u прогресса; принцип всеобщего блага он утверждал в качестве высшего морального принципа («Книжечка о наилучшем государстве» - «О nejlepsim state», 1831).

Источник: Советский философский словарь

БОЛЬЦАНО Бернард
философ и математику. 5.10.1781 (Прага) — ум. 18.12.1848 (там же); с 1805 по 1819 — профессор в Праге; противник Канта, последовательно разграничивал логическое и психологическое, проводя различие между психическим процессом и его логическим содержанием. Согласно Больцано, логика имеет дело не с психическими процессами суждения и определения истинности, а с истинами вне времени и пространства, с представлениями или положениями самими по себе, с идеальными предметами, данными в логическом суждении. На его учение опираются в первую очередь молодой Брентано и Гуссерль. Осн. соч.: Wissenschaftslehre, 4 Bde., 1837, новое изд. 1929—1931 (Избр. из I и II т. под названием: «Grundlegung der Logik», 1963, 1978); Was ist Philosophie?, 1849, 1964; Paradoxien des Unendlichen, 1851, 1955, 1975 (рус. пер.: Парадоксы бесконечного, 1911); Untersuchungen zur Grundlegung der Ästhetik, 1972; Kleine Wissenschaftslehre, 1975; В. B. Gesamtausgabe, 1969 ff. — B. —Bibi., 1972, 1982; J. Berg/E. Morscher (Hgg.). B. —Bibi. u. Editionsprinzipien der Gesamtausgabe, 1988. Buhl. Abfolge u. Ableitbarkeit in der Wiss.theorie B.s, 1961; J. Berg. B.s Logic, Stockholm, 1962; J. Danek. Weiterentwicklung der Leibnizschen Logik bei B., 1970; U. Neemann. B.s Lehre von Anschauung u. Begriff in ihrer Bedeutung für erkenntnistheoretische u. pädagog. Probleme, 1972 (mit Bibi.); H. Schrödter. Philos. u. Religion. Die «Religfonswiss.» B. B.s, 1972; E. Herrmann. Der religionsphilos. Standpunkt B. B.s unter Berücksichtigung seiner Semantik, Wissenschaftstheorie u. Moralphilos., Uppsala, 1977; E. Winter (Hg.). Die Sozial-u. Ethnoethik B. B.s, 1977; C. Christian (Hg.). В. B. — Leben und Wirkung, 1981.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

БОЛЬЦАНО Бернард

(5 окт. 1781 – 18 дек. 1848) – чеш. философ, теолог, логик и математик. Окончил философский (1800) и теологический (1805) фак-ты Пражского ун-та, где занимал кафедру истории религии (1805–20). В своем гл. соч. "Науко-учение" ("Wissenschaftslehre". Bd 1–4, Salzbach, 1837) Б. выступил противником психологизма в логике, стремясь последовательно разграничить логическое как мыслит. содержание (смысл, или содержание суждений) от психологического как мыслит. процесса. Логич. содержанию – "истинам в себе" Б. в духе платонизма приписывал идеальное объективное существование. Эти идеи вошли в качестве принципиальных в учение Брентано и феноменологию Гуссерля. Работая над основами математич. анализа, Б. первый (в 1817) выдвинул идею арифметич. теории иррационального числа, дал первый пример непрерывной функции, не имеющей производной; он – автор многих понятий и теорем анализа, обычно связываемых с более поздними исследованиями др. математиков (понятие о "плотности" множества точек прямой, об "отрезке" и "промежутке", о сходимости рядов, теорему о существовании предельной точки у бесконечного огранич. множества и др.). В "Парадоксах бесконечного" (В., 1839; рус. пер., Одесса, 1911) Б. явился предшественником Г. Кантора в исследовании бесконечных множеств. Отправляясь от идеи Лейбница, Б. отстаивал объективность актуально бесконечного (см. Абстракция актуальной бесконечности). Б. развивал идеи социальной этики; принцип всеобщего блага утверждал в качестве высшего морального принципа – "Книжечка о наилучшем гос-ве" ("О hejlep??m st?t?", [s.l.], 1831). Соч.: Lebensbeschreibung, Salzbach, 1836. Лит.: Кольман Э. В., Бернард Больцано, М., 1955; Winter ?., В. Bolzano. Em Denker und Erzieher im ?sterreichischen Vorm?rz, W.– [u.a.], 1967. M. Новоселов. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

БОЛЬЦАНО Бернард
Bolzano Bernard) (5 октября 1781, Прага—18 декабря 1848, там же) —чешский просветительгуманист, теолог, философ и математик; член Чешского королевского общества наук (1815). Окончил философский (1800) и теологический (1805) факультеты Пражского университета, где занимал (1805—20) кафедру философии религии, избирался деканом философского факультета. Уволенный за «пропаганду свободомыслия» и лишенный права публичных выступлений, Больцано последние годы жизни отдал научным занятиям в области логики и математики. Его главное логико-философское сочинение— «Наукоучение, попытка всестороннего, большей частью нового изложения логики с параллельным ретроспективным вниманием к прежним авторам...» (Зульцбах, 1837)— обширный четырехтомный труд по методологии точных наук, логике и теории познания. Гносеология Больцано рационалистична, а для его онтологии характерно сочетание динамического атомизма (простые субстанции, взаимодействуя, непрерывно изменяются) и платонизма (учение об «истинах в себе»). Являясь противником психологизма в логике, Больцано разграничивал логическое содержание как объективную «материю» предложений (архетип всех прошлых, настоящих и будущих логически правильных суждений и умозаключений) от психологического акта суждения как мыслительного процесса. Логическому содержанию предложений—суждениям в собственном смысле (Satze an sich) он приписывал идеальное существование и в этой связи различал два вида объективного существования: реальное—«непосредственно данное» (во времени и пространстве) и нереальное, но возможное— существование «в себе» (позднее эти идеи Больцано вошли в качестве основных в феноменологию). Тавтологичность (тождественную истинность) законов логических Больцано выделял из более общего понятия аналитичности, а логическое следование (Ableitbarkeit) определял через «общезначимость в моделях», т. е. как некоторое семантическое отношение посылок и заключений к «действительности». Работая над техникой доказательств в математическом анализе, Больцано дал некоторые образцы теоретико-множественных рассуждений (теорема о предельной точке, понятие о сходимости ряда и др.). В «Парадоксах бесконечного» (1851, рус. пер.: Одесса, 1911) он еще до Г. Кантора начал исследования бесконечных множеств, отстаивая, вслед за Лейбницем, объективность актуально-бесконечного (см. Абстракция актуальной бесконечности).
В социальной этике Больцано защищал идеи равенства и прогресса, пытался разрешить дилемму между совестью и гражданским долгом. Принцип всеобщего блага Больцано утверждал в качестве высшего морального основоположения («О наилучшем государстве»—О nejlepSim state..., 1832).

Источник: Новая философская энциклопедия