БОЛЬЦАНО (Bolzano) Бернард
род. 5 окт. 1781, Прага - ум. 18 янв. 1848, там же) - чеш. философ и математик, с 1805 по 1819 - профессор в Праге; противник Канта. Последовательно разграничивал логическое и психологическое, проводя границу между психическим процессом и его логическим содержанием. Согласно Больцано, логика имеет дело не с психическими процессами суждения и определения истинности, а с истинами вне времени и пространства, с представлениями или положениями самими по себе, с идеальными предметами, данными в логическом суждении. На его учение опираются в первую очередь Брентано и Гуссерль. Осн. произв.: "Wissenschaftslehre", 4 Bde., 1837; "Paradoxien des Unendlichen", 1851 (главная работа по математике; рус. пер. "Парадоксы бесконечного, 1911); "Lebensbeschreibung", 1936.
Источник: Философский энциклопедический словарь
БОЛЬЦАНО Бернард
(1781—1848) — чешский математик и философ. Занимал каф. истории религии Пражского ун-та, был уволен за вольные идеи и лишен права преподавания. В филос. взглядах Б. сочетаются диалектич. атомизм и платонизм (учение о «чистых понятиях», существующих объективно). Осн. логико-филос. соч. «Наукоучение» («Wissenschaftslehre». Bd. 1—4. 1837) содержит критический обзор истории традиц. логич. учений, направленный против психологизма в логике. Б. ввел ряд важных понятий матем. анализа, был предшественником Г.Кантора в исследовании бесконечных мн-в, оказал влияние на Э.Гуссерля. В обл. соц. этики Б. был сторонником идей равенства, прогресса и всеобщего блага как высшего морального принципа («Книжечка о наилучшем государстве» — «O nejlep?im st?t?», 1831). Лит.: Федоров Б.И. Логика Бернарда Больцано. Л., 1980. В.И.Полищук
Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь
БОЛЬЦАНО Бернард
5.10.1781, Прага - 18.12.1848, там же), чешский математик, философ, теолог. Занимал в 1805-20 кафедру истории религии Пражского ун-та, за вольнодумство был уволен и лишен права публичных выступлений. Для философии Б. характерно сочетание диалектич. атомизма (простые субстанции непрерывно взаимодействуют и изменяются) и платонизма (учение об «истинах в себе», «чистых понятиях» и пр.). Гл. логико-филос. соч. Б. «Наукоучение» («Wissenschaftslehre», Bd 1-4, 1837) - обширный историко-критич. обзор традиц. логия. учений с критикой психологизма в логике и с оригинальным изложением дедуктивной логики. Требование логич. строгости рассуждений Б. перенес на основы матем. анализа (1810), дав нек-рые образцы таких рассуждений (теорема Б. о непрерывности функций, пример непрерывной функции, не имеющей производной и др.). В «Парадоксах бесконечного» (изд. 1851, рус. пер. 1911) Б. явился предшественником Г. Кантора в исследовании бесконечных множеств. Отправляясь от идеи Лейбница, Б. отстаивал объективность актуально бесконечного. При этом он различал два рода существования объективного: существование реальное - «непосредственно данное» (во времени и пространстве), и не реальное, но возможное - существование (наличие) «в себе». В этом последнем смысле он понимал и объективную возможность существования бесконечных множеств - их наличие «по крайней мере, среди вещей не реальных».
В области социальной этики К. защищал идеи равенства u прогресса; принцип всеобщего блага он утверждал в качестве высшего морального принципа («Книжечка о наилучшем государстве» - «О nejlepsim state», 1831).
Источник: Советский философский словарь
БОЛЬЦАНО Бернард
философ и математику. 5.10.1781 (Прага) — ум. 18.12.1848 (там же); с 1805 по 1819 — профессор в Праге; противник Канта, последовательно разграничивал логическое и психологическое, проводя различие между психическим процессом и его логическим содержанием. Согласно Больцано, логика имеет дело не с психическими процессами суждения и определения истинности, а с истинами вне времени и пространства, с представлениями или положениями самими по себе, с идеальными предметами, данными в логическом суждении. На его учение опираются в первую очередь молодой Брентано и Гуссерль. Осн. соч.: Wissenschaftslehre, 4 Bde., 1837, новое изд. 1929—1931 (Избр. из I и II т. под названием: «Grundlegung der Logik», 1963, 1978); Was ist Philosophie?, 1849, 1964; Paradoxien des Unendlichen, 1851, 1955, 1975 (рус. пер.: Парадоксы бесконечного, 1911); Untersuchungen zur Grundlegung der Ästhetik, 1972; Kleine Wissenschaftslehre, 1975; В. B. Gesamtausgabe, 1969 ff. — B. —Bibi., 1972, 1982; J. Berg/E. Morscher (Hgg.). B. —Bibi. u. Editionsprinzipien der Gesamtausgabe, 1988. Buhl. Abfolge u. Ableitbarkeit in der Wiss.theorie B.s, 1961; J. Berg. B.s Logic, Stockholm, 1962; J. Danek. Weiterentwicklung der Leibnizschen Logik bei B., 1970; U. Neemann. B.s Lehre von Anschauung u. Begriff in ihrer Bedeutung für erkenntnistheoretische u. pädagog. Probleme, 1972 (mit Bibi.); H. Schrödter. Philos. u. Religion. Die «Religfonswiss.» B. B.s, 1972; E. Herrmann. Der religionsphilos. Standpunkt B. B.s unter Berücksichtigung seiner Semantik, Wissenschaftstheorie u. Moralphilos., Uppsala, 1977; E. Winter (Hg.). Die Sozial-u. Ethnoethik B. B.s, 1977; C. Christian (Hg.). В. B. — Leben und Wirkung, 1981.
Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961
БОЛЬЦАНО Бернард
(5 окт. 1781 – 18 дек. 1848) – чеш. философ, теолог, логик и математик. Окончил философский (1800) и теологический (1805) фак-ты Пражского ун-та, где занимал кафедру истории религии (1805–20). В своем гл. соч. "Науко-учение" ("Wissenschaftslehre". Bd 1–4, Salzbach, 1837) Б. выступил противником психологизма в логике, стремясь последовательно разграничить логическое как мыслит. содержание (смысл, или содержание суждений) от психологического как мыслит. процесса. Логич. содержанию – "истинам в себе" Б. в духе платонизма приписывал идеальное объективное существование. Эти идеи вошли в качестве принципиальных в учение Брентано и феноменологию Гуссерля. Работая над основами математич. анализа, Б. первый (в 1817) выдвинул идею арифметич. теории иррационального числа, дал первый пример непрерывной функции, не имеющей производной; он – автор многих понятий и теорем анализа, обычно связываемых с более поздними исследованиями др. математиков (понятие о "плотности" множества точек прямой, об "отрезке" и "промежутке", о сходимости рядов, теорему о существовании предельной точки у бесконечного огранич. множества и др.). В "Парадоксах бесконечного" (В., 1839; рус. пер., Одесса, 1911) Б. явился предшественником Г. Кантора в исследовании бесконечных множеств. Отправляясь от идеи Лейбница, Б. отстаивал объективность актуально бесконечного (см. Абстракция актуальной бесконечности). Б. развивал идеи социальной этики; принцип всеобщего блага утверждал в качестве высшего морального принципа – "Книжечка о наилучшем гос-ве" ("О hejlep??m st?t?", [s.l.], 1831). Соч.: Lebensbeschreibung, Salzbach, 1836. Лит.: Кольман Э. В., Бернард Больцано, М., 1955; Winter ?., В. Bolzano. Em Denker und Erzieher im ?sterreichischen Vorm?rz, W.– [u.a.], 1967. M. Новоселов. Москва.
Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.
БОЛЬЦАНО Бернард (1781-1848)
чешский философ, теолог, математик, логик. Окончил Карлов Университет в Праге (факультет философии в 1800, факультет теологии в 1805). Занимал кафедру истории религии Карлова Университета с 1805 по 1820, затем лишен права чтения лекций за "вольнодумство", после чего смог работать только над проблемами математики и логики. Основные труды (в математике и логике): "Наукоучение" (1837, обзор традиционных логических учений с изложением основ логики), "Парадоксы бесконечного" (первое издание - 1851). В трудах по логическим основаниям математического анализа Б. первым подошел к арифметической теории действительного числа (в опубликованных рукописях 1816- 1819). Им также были выдвинуты базисные теоремы и понятия математики, к которым мировая наука подошла существенно позднее: примеры непрерывных, но нигде не дифференцируемых функций, полученные при помощи геометрических соображений (1830), и др. В труде "Парадоксы бесконечного" Б. подошел к теории бесконечных множеств. Им была доказана теорема (известная как теорема Б.-Вейерштрасса) о том, что каждое ограниченное бесконечное множество имеет по крайней мере одну предельную точку. Следуя Лейбницу, Б. был убежден в объективности актуально бесконечного, однако различал при этом два рода существования объективного: как существование "в себе" (не реальное, однако все-таки возможное) и как существование, "данное непосредственно" (т.е. действительное). Существование возможного объективного не зависит от субъективного знания, ибо создается не мышлением (Б. считал, что "...возможность мыслить вещь... не является основанием для возможности ее существования..."), а "чистыми понятиями", играющими роль определяющего начала и для всего реального, и для всего объективно возможного. Так как существование истин, вытекающих из "чистых понятий", объективно возможно, то объективно возможно существование бесконечных множеств (как пишет Б., "...по крайней мере, среди вещей нереальных": например, существует некое "множество всех истин в себе", по сути своей являющееся бесконечным). Труд Б. "Парадоксы бесконечного" был опубликован ранее основополагающих работ Кантора в этом направлении. В своем учении Б. интегрировал "модифицированный" платонизм (в учениях о "чистых понятиях" и об "истинах в себе") и атомизм (по отношению к трансформациям простых субстанций в процессах взаимодействия).
Источник: История Философии: Энциклопедия
БОЛЬЦАНО Бернард
Bolzano Bernard) (5 октября 1781, Прага—18 декабря 1848, там же) —чешский просветительгуманист, теолог, философ и математик; член Чешского королевского общества наук (1815). Окончил философский (1800) и теологический (1805) факультеты Пражского университета, где занимал (1805—20) кафедру философии религии, избирался деканом философского факультета. Уволенный за «пропаганду свободомыслия» и лишенный права публичных выступлений, Больцано последние годы жизни отдал научным занятиям в области логики и математики. Его главное логико-философское сочинение— «Наукоучение, попытка всестороннего, большей частью нового изложения логики с параллельным ретроспективным вниманием к прежним авторам...» (Зульцбах, 1837)— обширный четырехтомный труд по методологии точных наук, логике и теории познания. Гносеология Больцано рационалистична, а для его онтологии характерно сочетание динамического атомизма (простые субстанции, взаимодействуя, непрерывно изменяются) и платонизма (учение об «истинах в себе»). Являясь противником психологизма в логике, Больцано разграничивал логическое содержание как объективную «материю» предложений (архетип всех прошлых, настоящих и будущих логически правильных суждений и умозаключений) от психологического акта суждения как мыслительного процесса. Логическому содержанию предложений—суждениям в собственном смысле (Satze an sich) он приписывал идеальное существование и в этой связи различал два вида объективного существования: реальное—«непосредственно данное» (во времени и пространстве) и нереальное, но возможное— существование «в себе» (позднее эти идеи Больцано вошли в качестве основных в феноменологию). Тавтологичность (тождественную истинность) законов логических Больцано выделял из более общего понятия аналитичности, а логическое следование (Ableitbarkeit) определял через «общезначимость в моделях», т. е. как некоторое семантическое отношение посылок и заключений к «действительности». Работая над техникой доказательств в математическом анализе, Больцано дал некоторые образцы теоретико-множественных рассуждений (теорема о предельной точке, понятие о сходимости ряда и др.). В «Парадоксах бесконечного» (1851, рус. пер.: Одесса, 1911) он еще до Г. Кантора начал исследования бесконечных множеств, отстаивая, вслед за Лейбницем, объективность актуально-бесконечного (см. Абстракция актуальной бесконечности).
В социальной этике Больцано защищал идеи равенства и прогресса, пытался разрешить дилемму между совестью и гражданским долгом. Принцип всеобщего блага Больцано утверждал в качестве высшего морального основоположения («О наилучшем государстве»—О nejlepSim state..., 1832).
Источник: Новая философская энциклопедия