БОГОСТРОИТЕЛЬСТВО
БОГОСТРОИТЕЛЬСТВО
течение, возникшее в среде русских социал-демократов после поражения в революции 1905-1907 гг. Его сторонники стремились придать марксистской теории социализма характер религиозного учения. Объявили борьбу за социализм высшей формой религии и рассматривали ее как массовое религиозное творчество — богосозидание.
БОГОСТРОИТЕЛЬСТВО
религиознофилософское и идеологическое течение, возникшее в русской социалдемократии после революции 19051907 гг.; его основной идеей является создание, «творческое строительство» новых сверхиндивидуальных объектов религиозного «поклонения» и преобразования одновременно, в качестве которых могли выступать «природакосмос», «труд», «техника», «коллектив», «творчество» и т.д.
Богостроительство
течение, возникшее в среде марксистских литераторов в первом десятилетии XX века в России, трактовавшее созидательную деятельность человека как религиозную. Его представители – А.В. Луначарский, В. А. Базаров, А. М. Горький – объявляли своей задачей обоснование новой пролетарской религии без Бога, представляющей собой обожествление коллектива и прогресса, призванных пробуждать в человеке чувство веры в свои силы.
БОГОСТРОИТЕЛЬСТВО
течение, возникшее в среде русских социал-демократов после поражения революции 1905 – 1907 гг. (В. А. Базаров, А. В. Луначарский, отчасти, М. Горький и др.). Его сторонники стремились придать марксистской теории социализма характер религиозного учения. Они объявили борьбу за социализм высшей формой религии и рассматривали ее как массовое религиозное творчество – богосозидание. Подвергалось критике как со стороны церкви, так и со стороны Г В. Плеханова, В. И. Ленина, большевиков. Накануне первой мировой войны прекратило свое существование.
Источник: Евразийская мудрость от а до Я
Богостроительство
религиозно-философское течение в России, возникшее после поражения революции 1905 – 1907 гг., ставившее целью создание «новой» религии — религии без бога. Б. отражало страх и растерянность в среде мелкой буржуазии и буржуазной интеллигенции в период столыпинской реакции. На позициях Б. оказались нек-рые участники социал-демократического движения из числа неустойчивых в идейном отношении интеллигентов (Богданов, Базаров, Луначарский, Юшкевич, Валентинов и др.). Проповедуя новое, «социалистическое религиозное сознание», Б. пыталось рассматривать марксизм в качестве религ. системы, направленной на достижение коммунистическо-религиозного равенства и братства. Религия представлялась Б. нравственным и эстетическим идеалом, к-рый способен объединить человечество. В «Материализме и эмпириокритицизме» и в письмах к М. Горькому В. И. Ленин вскрыл органическую связь Б. с философским ревизионизмом, с русским махизмом, особенно с эмпириомонизмом Богданова. Ленин охарактеризовал Б. как результат идейных колебаний части социал-демократической интеллигенции, находившейся под влиянием мелкобуржуазной идеологии, показал, что Б. несовместимо с марксизмом и является идейным единомышленником богоискательства, а в политике — опорой ликвидаторства и отзовизма. Б. было идейно разгромлено В. И. Лениным.
БОГОСТРОИТЕЛЬСТВО
религиозно-философское течение в России, возникшее после поражения революции 1905—07 (Луначарский, В. Базаров, Юшкевич и др.); одно время к богостроителям примыкал Горький (“Исповедь”, 1907: “Разрушение личности”, 1909), но под воздействием Ленина порвал с Б. Целью Б., тесно связанного с “философией коллективизма” Богданова, было, по словам Ленина, соединение научного социализма с религией, создание т. наз. религиозного атеизма, т. е. религии без бога. “...Социалист,— писал Луначарский,— религиознее старо-религиозного человека” (“Религия и социализм”. Ч. 1. 1908. С. 45), ибо объекты поклонения социалиста реальны — человеческий коллектив и космос. Богостроители говорили о “расцвете социалистического религиозного сознания”, а марксизм рассматривали гл. обр. как религиозно-философскую систему, указывающую людям путь к новой жизни. Они полагали, что в религиозной форме марксистское учение будет легче усваиваться массами и эффективнее выполнять свою организующую роль. Идеи Б. особенно широко пропагандировались в организованной (Богдановым и др.) на о. Капри (1909) школе. Хотя богостроители состояли в с.-д. партии и выступали против богоискательства, их теории по своему содержанию имели антимарксистскую направленность. Резкую критику. Б. дали Ленин и Плеханов. “...И в Европе и в России,— писал Ленин,— всякая, даже самая утонченная, самая благонамеренная защита или оправдание идеи бога есть оправдание реакции” (Т. 48. С. 232). Уже к началу 1-й мировой войны Б. как течение перестало существовать.
Источник: Философский энциклопедический словарь
БОГОСТРОИТЕЛЬСТВО
филос.-этич. течение, возникшее в среде рус. социал-демократии после поражения революции 1905-1907. Его представители (В. Базаров, П. Юшкевич, А. Луначарский и др.; к Б. примыкал и М. Горький, но под воздействием В. И. Ленина порвал с ним) пытались соединить науч. социализм с религией, придать ему «характер религиозного верования». Значит, влияние на богостроителей оказали рост религ. настроений среди бурж. интеллигенции и махистская философия, прежде всего эмпириомонизм Богданова с его идеей индивидуально и коллективно организованного опыта. Сторонники Б. полагали, что этич. ценность марксист, миросозерцания, если оно примет религ. форму, будет понятнее массам, особенно верующим крестьянам. Поэтому богостроители стали говорить о космосе и народе как новых объектах поклонения, обожествлять народное творчество и коллективные чувства (напр., патриотизм), борьбу же за социализм, к-рый, по их мнению, является высш. формой религии, рассматривать как богосозидание. Религия интерпретировалась Б. как мышление и мирочувствие, преодолевающее «контраст» между законами жизни и механизмом природы, а бог отождествлялся с комплексом идей, организующих соц. чувства. Хотя сторонники Б. подчеркивали, что их учение «диаметрально противоположно» богоискательству, родство того и другого не вызывало никаких сомнений. Идеи Б. популяризировались в печати, активно пропагандировались в организованной махистами на о. Капри партийной школе. В. И. Ленин и партия подвергли резкой критике Б. Против него выступил и Г. В. Плеханов. К началу первой мир. войны Б. в России прекратило свое существование.
Источник: Атеистический словарь
БОГОСТРОИТЕЛЬСТВО
течение, возникшее в среде марксистских литераторов в 1-м десятилетии 20 в. в России, трактовавшее созидат. деятельность человечества как религиозную. Своим основанием Б. объявляло превратно понимаемое им учение Маркса, в к-ром оно стремилось найти ключ для разрешения не регулируемых наукой личностных проблем (страх смерти, одиночества и т. п.) без аппеляции к стоящей над человеком силе. Представители Б.- А. В. Луначарский, В. А. Базаров, отчасти М. Горький - объявляли своей задачей обоснование новой пролет. религии без бога, к-рая фактически превращалась в обожествление коллектива и прогресса, призванных возбуждать в человеке «сложное творческое чувство веры в свои силы, надежды на победу любви к жизни» (Горький М., Ответ на анкету «Французского Меркурия») и действенно связать идеал и действительность. Б. исходило из того, что в основе всякой идеологии лежит мироощущение, объединяющее людей в их эмоциональном отношении к «святыне», к-рой не обязательно должен быть бог. Здесь Б. сближалось с «позитивной религией» Конта и «религией человечества» Фейербаха. Представители Б., пропагандируя свои идеи, выступали в печати (сб. «Очерки по философии марксизма», 1908; В. Базаров, «Богоискательство и Б.», в кн.: Вершины, кн. 1, 1909); в 1909 они организовали на о. Капри школу для рабочих, представлявшую собой - «... литераторский центр богостроительства...» (Ленин В. И., ПСС, т. 47, с. 198), а затем фракционную группу «Вперед». Г. В. Плеханов резко критиковал Б. («О т. н. религ. исканиях в России». Соч., т. 17). В июне 1909 совещание расширенной редакции большевистской газ. «Пролетарий», к-рым руководил В. И. Ленин, квалифицировало Б. как «...течение, порывающее с основами марксизма...» («КПСС в резолюциях...», 8 изд., т. 1, 1970, с. 276).
Б. не получило широкого распространения, и его сторонники в дальнейшем отказались от попыток религ. интерпретации марксизма.
Б. не получило широкого распространения, и его сторонники в дальнейшем отказались от попыток религ. интерпретации марксизма.
Источник: Советский философский словарь
БОГОСТРОИТЕЛЬСТВО
религ.филос. течение, захватившее нек-рые элементы с.-д. интеллигенции в России в период столыпинской реакции 1907—1910, в атмосфере упадка рев. движения. В среде бурж. интеллигенции и мелкой буржуазии в тот период появились настроения уныния, упадничества, в связи с чем усилилась их тяга к религии, мистике. Идейное разложение проникло и в рев. среду, создав в ней почву для Б. С проповедью Б. как попытки «построения» «социалиста, религии» и соединения с религией марксизма выступили А. В. Луначарский, В. Базаров и др. Луначарский трактовал социализм как «религию без бога», «религ. атеизм», «самую религиозную из всех религий» и утверждал, что социал-демократ - «самый глубоко религ. человек» (см. его Очерки по философии марксизма. СПб., 1908). Одно время под влияние богостроит. тенденций подпал М. Горький, что отразилось на его повести «Исповедь» (1907; опубл. в 1908). В. И. Ленин выступил с резкой критикой Б., вскрыл его неразрывную связь с политикой ликвидаторства и отзовизма, а также с реакц. бурж. течением богоискательства, указал на важность борьбы с ним. Богостроители помогали русской буржуазии в ее контррев, целях оживить и по-новому укрепить в народе религию. В своей гениальной работе «Материализм и эмпириокритицизм» В. И. Ленин разоблачил органическую связь Б. также с филос. ревизионизмом - эмпириокритицизмом, эмпириомонизмом (махизмом) в России. В. И. Ленин писал, что «с точки зрения... общественной, всякое богостроительство есть... любовное самосозерцание тупого мещанства, хрупкой обывательщины, мечтательного «самооплевывания» филистеров и мелких буржуа, «отчаявшихся и уставших» (Соч. Изд. 4. Т. 35, с. 90). Богостроители и отзовисты во главе с А. А. Богдановым организовали гр. «Вперед», к к-рой примыкали также меньшевики-ликвидаторы П. С. Юшкевич, Н. Валентинов и др. Кроме, того, на о. Капри они устроили фракц. школу с целью пропаганды отзовизма и Б. в с.-д. движении. Богостроители были исключены из партии и осуждены на проходившем под руководством В. И. Ленина совещании расшир. редакции «Пролетария» в июне 1909. В резолюции совещания «О богостроит. тенденциях в с.-д. среде» сказано: «Принимая во внимание, что в настоящее время, когда - в атмосфере упадка общественного движения - рост религиозных настроений в контрреволюционной буржуазной интеллигенции придал этого рода вопросам важное общественное значение и что в связи с этим ростом религиозных настроений делаются ныне и отдельными социал-демократами попытки связать с социал-демократией проповедь веры и богостроительства и даже придать научному социализму характер религиозного верования, - расширенная редакция «Пролетария» заявляет, что она рассматривает это-течение, особенно ярко пропагандируемое в статьях т. Луначарского, как течение, порывающее с основами марксизма, приносящее по самому существу своей проповеди, а отнюдь не одной терминологии, вред революционной социал-демократической работе по просвещению рабочих масс, и что ничего общего с подобным извращением научного социализма большевистская фракция не имеет» (Коммунистич. партия и Сов. правительство о религии и церкви. М., 1961, с. 37). Вместе с тем В. И. Ленин принял все меры, чтобы вырвать М. Горького из-под влияния б. одним из важнейших документов борьбы В. И. Ленина с Б. являются письма В. И. Ленина к М. Горькому. А. В. Луначарский вернулся в большевистскую партию, осудив свои богостроит. ошибки, в предокт. период.
БОГОСТРОИТЕЛЬСТВО
религиозно-философское и идеологическое течение, возникшее в русской социалдемократии после революции 1905—07. Репрессивная политика царизма и распад массовых движений в обществе оживили интерес к религиозно-нравственным проблемам. Среди либеральной интеллигенции распространилось богоискательство — своего рода протест против официального православия и церкви, терявших авторитет из-за их связи с государством. Интерес к религии усилился и в рабочих слоях, и среди социал-демократов, многие из которых стремились по-новому осмыслить социалистические идеалы, придав им религиозную окраску. Вчерашние революционеры и атеисты, в отличие от «богоискателей», попытались обосновать богостроительство, подразумевая под этим создание (ибо «богов не ищут, их создают») новых сверхиндивидуальных объектов религиозного «поклонения». Таковы, по мнению богостроителей (Базаров, Горький, Луначарский, Юшкевич и др.), вполне рационально толкуемые марксизмом «природа-космос», «труд», «техника», «коллектив», «творчество». Больше всех писавший о «богосочинительстве» Луначарский увидел в теории научного социализма «пятую великую религию, формулированную иудейством» (Религия и социализм, ч. 1, 1908, с. 145). Первые четыре—иудаизм и вышедшие из него христианство, ислам и пантеизм Спинозы. В учении Маркса («пятой религии») уже «нет и не может возникнуть никаких трансцендентных представлений» (там же). Это «религия без бога», т. е. религиозный атеизм. Согласно концепции богостроительства, суть всякой религии заключается в ценностной ориентации, в снятии противоречия между идеалом и действительностью. Этому лучше всего удовлетворяет Марксова теория социализма, становясь «высшей формой религиозности». Таким образом, социализм—«религия труда», активизма, основанная не на мистических началах, а на реализме «чистого опыта» (центральное понятие философии Авенариуса). Отбросив «ветхий плащ старого материализма» (Луначарский), богостроители опирались на эмпириокритицизм, «на философию коллективизма» Богданова с ее идеей организации опыта. В качестве «организующих» они рассматривали и религиозные понятия (Бог, вера, чудо и др.). Они полагали, что в религиозной оболочке научный социализм в России будет легче усваиваться массами, особенно крестьянами. Позднее Луначарский назвал своим «самым ложным шагом» создание теории богостроительства и признал справедливость его критического анализа (К вопросу о философской дискуссии 1908—1910 гг.—Литературное наследство, т. 82, 1970, с. 497). К нач. 1-й мировой войны богостроительство как течение перестало существовать, хотя отдельные его элементы у ряда философов прослеживаются и позднее.
Лит.: О веяниях времени; сб. СПб., 1908; Луначарский А. В. Религия и социализм. СПб., 1908, ч. 1; 1911, ч. 2; Юшкевич П. С. Материализм и критический реализм (о философских направлениях в марксизме). СПб., 1908; Вершины. СПб., 1909, кн. 1; Ленин В. И. Об отношении рабочей партии к религии; О фракции сторонников отзовизма и богостроительства; Письма А. М. Горькому (XI, 1913).—Поли. собр. соч., т. 17, 19, 48; Очерки философии коллективизма. СПб., 1909, сб. 1; Плеханов Г. В. О так называемых религиозных исканиях в России (1909); Он же. Избр. филос. произв. в 5 т. М., 1957, т. 3; Базаров В. На два фронта. СПб., 1910; Ласковая М. Богоискательство и богостроительство прежде и теперь. М., 1976; Савельев С. И. Идейное банкротство богоискательства в России в начале XX века. Л., 1987. А. П. Поляков
Лит.: О веяниях времени; сб. СПб., 1908; Луначарский А. В. Религия и социализм. СПб., 1908, ч. 1; 1911, ч. 2; Юшкевич П. С. Материализм и критический реализм (о философских направлениях в марксизме). СПб., 1908; Вершины. СПб., 1909, кн. 1; Ленин В. И. Об отношении рабочей партии к религии; О фракции сторонников отзовизма и богостроительства; Письма А. М. Горькому (XI, 1913).—Поли. собр. соч., т. 17, 19, 48; Очерки философии коллективизма. СПб., 1909, сб. 1; Плеханов Г. В. О так называемых религиозных исканиях в России (1909); Он же. Избр. филос. произв. в 5 т. М., 1957, т. 3; Базаров В. На два фронта. СПб., 1910; Ласковая М. Богоискательство и богостроительство прежде и теперь. М., 1976; Савельев С. И. Идейное банкротство богоискательства в России в начале XX века. Л., 1987. А. П. Поляков
Источник: Новая философская энциклопедия
БОГОСТРОИТЕЛЬСТВО
религ.-филос. течение в России, ставившее целью создание "новой" религии – без бога. Возникло и распространилось в период реакции 1907–10 среди части неустойчивой в идейном отношении с.-д. интеллигенции. Б. есть выражение взглядов "отчаявшихся и уставших" от революции мелких буржуа, занявшихся "любовным самосозерцанием" и "мечтательным „самооплевыванием“" (см. В. И. Ленин, Соч., 4 изд., т. 35, с. 90). Наиболее полно идеи Б. выражены в работах Луначарского "Религия и социализм" (ч. 1–2, 1908–[1911]), "Атеизм" (в кн.: "Очерки по философии марксизма", 1908), "Будущее религии" (в журн. "Образование", 1907, No 10–11), "Двадцать третий сборник „Знания“" (в кн.: "Литературный распад", кн. 2, 1909). Активным пропагандистом Б. был Базаров ("Богоискательство и „богостроительство“", в кн.: "Вершины", кн. 1, 1909), "Христиане третьего завета и строители башни Вавилонской" (в кн.: "Литературный распад", кн. 2, 1909). Нек-рое время под влиянием Б. был Горький ("Исповедь", Повесть, 1907, опубл. в сб. "Знание", кн. 23, 1908; "Разрушение личности", в кн.: "Очерки философии коллективизма", сб. 1, 1909); в результате ленинской критики он отошел от Б. В тесном идейном родстве с Б. находилась философия эмпириомонизма Богданова. Антимарксистское по своей сущности, Б., однако, в отличие от богоискательства, сторонники к-рого прямо заявляли о своей враждебности марксизму и рабочему движению, пыталось выступать "от лица социал-демократии", претендовало на дальнейшее "развитие" социализма Маркса. Отбрасывая марксистское понимание религии, оно рассматривало религию в качестве нравств. и эстетич. идеала, который призван спаять человечество, считало религ. чувство вечно присущим человеку, объявляло марксизм религ. системой, а себя – творцом новой религии. Луначарский называл Маркса прямым продолжателем религии Фейербаха, мыслителем, завершившим дело возвышения антропологии до степени теологии. Только религия способна, по мнению Луначарского, стать организующей силой социализма. В 1909 Богданов, Луначарский и др. организовали на о. Капри школу, получившую известность как "литераторский центр богостроительства" (Ленин В. И., Соч., 4 изд., т. 15, с. 437). В июне 1909 совещание расширенной редакции большевистской газ. "Пролетарий", осудив фракц. деятельность этой школы, квалифицировало Б. "как течение, порывающее с основами марксизма" (КПСС в резолюциях ..., ч. 1, 7 изд., 1954, с. 222). В дек. 1909 богостроители приняли участие в создании группы "Вперед", в составе к-рой вели борьбу против большевиков, отстаивая тактику отзовистов и ультиматистов. Благодаря настойчивому разоблачению Лениным и большевистской газ. "Пролетарий" реакц. сущности Б., последнее не получило сколько-нибудь значит. распространения среди рабочих России. Лит.: Ленин В. И., Письмо А. М. Горькому, Соч., 4 изд., т. 13, с. 415; его же, Материализм и эмпириокритицизм, там же т. 14, с. 7–8, 329–31; его же, Об отношении рабочей партии к религии, там же, т. 15; его же, Письмо ученикам Каприйской партийной школы..., там же; его же, Резолюции совещания расширенной редакции "Пролетария", там же; его же, О фракции сторонников отзовизма и богостроительства, там же, т. 16, с. 29–30; его же, [Письма] А. М. Горькому (ноябрь и декабрь 1913), там же, т. 35; Плеханов Г. В., О так называемых религиозных исканиях в России, Соч., т. 17; Царицын ?., Борьба В. И. Ленина с богостроительством, "Под знаменем марксизма", 1938, No 7; Сатина Р. П., Критика В. И. Лениным богостроительства, М., 1958 (Автореф. дисс). Г. Арефьева. Москва.
Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.
БОГОСТРОИТЕЛЬСТВО
религиозно-философское и идеологическое течение, возникшее в рус. социал-демократии после революции 1905-1907 гг. В условиях репрессивной политики царизма и распада массовых движений в об-ве начали расти настроения бессилия, апатии, пессимизма, усилился (особенно в литературе) интерес к религиозно-нравственным проблемам. Среди либеральной интеллигенции (не без влияния зап. мистицизма и декадентства) распространилось богоискательство - стремление обосновать новые религиозные ценности, среди церковных деятелей - реформационные чаяния. Это был своего рода протест против официального, "окаменевшего" православия и одновременно желание укрепить религию и авторитет церкви, подорванные из-за ее связи с государством. Интерес к религии усилился и в рабочих слоях, и среди социал-демократов, мн. из к-рых попытались по-новому осмыслить социалистические идеалы и общественные движения, придав им религиозную окраску. Вчерашние революционеры и атеисты, замечает современник, начали "стекаться на заседания религиозно-философского общества", чтобы обсуждать вопросы о социальной значимости религии и церкви с богоискателями. Но в отличие от последних они попытались обосновать Б., подразумевая под этим создание ("творческое строительство", ибо "богов не ищут, их создают") новых сверхиндивидуальных объектов религиозного "поклонения" и преобразования одновременно. Таковы, по мнению богостроителей (Базаров, Луначарский, Юшкевич и др.), вполне рационально толкуемые марксизмом "природа-космос", "труд", "техника", "коллектив", "творчество". М. Горький, разделявший в этот период идеи Б. ("Исповедь", 1908), ст. "О цинизме" (1908) закончил словами: "...религией человечества должна быть прекрасная и трагическая история его подвигов и страданий... в борьбе за свободу духа и за власть над силами природы!" Больше всех писавший о "богосочинительстве" Луначарский увидел в теории научного социализма "пятую великую религию, формулированную иудейством" (Религия и социализм. Ч. 1. 1908. С. 145). Первые четыре - иудаизм и вышедшие из него христианство, ислам и пантеизм Спинозы. В учении Маркса ("пятой религии") уже "нет и не может возникнуть никаких трансцендентных представлений" (Там же). Это "религия без бога", т. е. религиозный атеизм. Согласно Б., суть всякой религии заключается в ценностной ориентации, в снятии противоречия между идеалом и действительностью. Этому лучше всего удовлетворяет Марксова теория социализма, к-рая становится "высшей формой религиозности". Т. обр., социализм - "религия труда", активизма, основанная не на мистических началах, а на реализме "чистого опыта" (центральное понятие философии Р. Авенариуса). Отбросив "ветхий плащ старого материализма" (Луначарский), богостроители опирались на эмпириокритицизм, "на философию коллективизма" Богданова с ее идеей организации опыта. В качестве "организующих" они рассматривали и религиозные понятия (бог, вера, чудо и др.). Они полагали, что в религиозной оболочке марксистский социализм в России будет легче усваиваться массами, особенно крестьянами. Для пропаганды своих взглядов представители Б. и эмпириокритицизма организовали в 1909 г. на о. Капри школу для рабочих - социал-демократов. Обстоятельный социальный и гносеологический анализ эклектической концепции богостроителей с диалектико-материалистической т. зр. дан в работах Ленина и Плеханова. Позднее "создание своеобразной философской теории, так называемого "богостроительства", Луначарский назвал своим "самым ложным шагом" и признал справедливость этого критического анализа (К вопросу о философской дискуссии 1908-1910 гг. // Литературное наследство. Т. 82. 1970. С. 497). Уже к началу 1-й мировой войны Б. как течение перестало существовать.
Источник: Русская философия: словарь
БОГОСТРОИТЕЛЬСТВО
философско-религиозное течение, возникшее в начале XX в. среди революционно настроенной части российской интеллигенции. Его представители пытались создать «новую религию» без Бога. Революционные события 1905–1907 гг. говорили о том, что идеи социальных преобразований почти не затронули массовой психологии. Религиозно-реформистские идеи богоискательства лишь увеличили пропасть между верхними слоями «культурной элиты» и неуправляемой активностью масс. Являясь приверженцами доктрины «научного социализма», А. Луначарский, А. Богданов , В. Базаров, М. Горький пришли к выводу, что социально-политические идеалы марксизма надо наполнить нравственным содержанием. Нравственный пафос этих идей должен вызвать у масс потребность в беззаветном самопожертвовании во имя утверждения всеобщего равенства и справедливости. Необходимо найти эффективные способы, чтобы внедрить в общественное сознание идею приоритета социального над личностным, коллективного над индивидуальным, внешнего над внутренним.
Пересмотрев всю шкалу социальных ценностей, мыслители обратились к традиционному религиозному сознанию, ценности которого изначально «заложены» в глубинах духовного мира каждого. «Синтезируя» марксизм с религией, богостроители пытались придать идеям «научного социализма» характер религиозного верования, насытить марксизм эмоционально. Так появляется концепция «атеистической религии научного социализма – религиознейшей из религий». Стремясь придать марксизму большую действенность, А. Богданов доказывает, что центральной категорией в обновленном марксизме должна стать категория «коллективного опыта», а сама философия должна называться «философией коллективизма». Только перестроив сознание людей, можно начинать осуществление конкретных социальных преобразований.
Для писателя М. Горького Б. есть «устроение народа в духе единения всех по пути коллективной цели – освобождения от рабства внутреннего и внешнего». Недавний ницшеанец Горький, утверждая, что христианство есть «религия трусов и рабов, деспотов и маньяков», настаивал на том, что задачи стимулирования массовой активности требуют отказа от традиционно религиозного типа святости с его подвигами смирения, аскетизма. Необходим переход к «подвигу сознательной, коллективной деятельности, исчезновения личности во власти всесознающего, всевидящего и могучего коллективного духа». Герои художественных произведений Горького этого периода в своей судьбе воплощают переход от богопочитания к народопочитанию, «демотеизму». («Исповедь»). «Бог-народушко», обожествление народа, точнее, его части – класса, выражает вполне однозначную идею: в одиночку зла не победить, борьба должна быть коллективной; «я» должно раствориться в «мы». Нет запредельного Бога, он – «в народе и земле. Люди должны подняться сами и поднять землю до неба, уничтожив разрыв между небом и землей».
Наиболее теоретически обоснованным Б. представлено в сочинениях А. Луначарского . Его «богочеловек» и «новый бог – человеческий вид» есть доведенное до конца на спекулятивно-атеистических основаниях учение Вл. Соловьева о богочеловечестве , «сверхчеловеке » Ф. Ницше и обожествленная Л. Фейербахом коллективность человеческого рода. «Бог» Луначарского должен привести каждого к сознанию своего творческого призвания в коллективной деятельности, объединенной «религией марксизма». Луначарский пытается обосновать религиозную веру в идеологически значимые сверхиндивидуальные объекты, которые политически являются «целевыми причинами» изменения общества. В отличие от традиционной религии, утверждающей бесконечное совершенство Абсолюта и его личностные характеристики, богом «новой религии» фактически становилась любая логически завершенная социально-политическая ценность. В зависимости от идеологических нужд богом могло стать то «человечество в высшей потенции», то «пролетарский класс», то «коллективный труд», то «перспективы социалистического строительства» или «учение марксизма». Бог «новой религии», оставаясь в повседневной народной памяти как гарант веры, надежды, любви, фактически оказывался социологической категорией, идеологическим символом, поддерживающим уверенность в правильности избранного пути и убежденность наперекор всему в успехе строительства «царства Божьего» на земле.
В идее Б. была своя правда, которая раскрывала возможности объединенного человечества, нации, народа. Но в целом духовные основания Б., «новой религии», воплощали пафос безличности, отрицали уникальность человека, вели к сужению горизонта человеческого сознания. Б., главным идеологом которого был Луначарский, явилось своеобразным направлением русского революционного просветительства, конструирующим героический миф о необходимости страданий, жертвенности, подвига во имя лучшего будущего, которое не наступит «само по себе». Много позже сам Луначарский, имея в виду свое увлечение Б., неоднократно повторял: «Нельзя серьезные идеи давать массам в облегченном изложении. Любое приспособление к вкусам неразвитого сознания несет громадный вред в широких социальных масштабах».
Пересмотрев всю шкалу социальных ценностей, мыслители обратились к традиционному религиозному сознанию, ценности которого изначально «заложены» в глубинах духовного мира каждого. «Синтезируя» марксизм с религией, богостроители пытались придать идеям «научного социализма» характер религиозного верования, насытить марксизм эмоционально. Так появляется концепция «атеистической религии научного социализма – религиознейшей из религий». Стремясь придать марксизму большую действенность, А. Богданов доказывает, что центральной категорией в обновленном марксизме должна стать категория «коллективного опыта», а сама философия должна называться «философией коллективизма». Только перестроив сознание людей, можно начинать осуществление конкретных социальных преобразований.
Для писателя М. Горького Б. есть «устроение народа в духе единения всех по пути коллективной цели – освобождения от рабства внутреннего и внешнего». Недавний ницшеанец Горький, утверждая, что христианство есть «религия трусов и рабов, деспотов и маньяков», настаивал на том, что задачи стимулирования массовой активности требуют отказа от традиционно религиозного типа святости с его подвигами смирения, аскетизма. Необходим переход к «подвигу сознательной, коллективной деятельности, исчезновения личности во власти всесознающего, всевидящего и могучего коллективного духа». Герои художественных произведений Горького этого периода в своей судьбе воплощают переход от богопочитания к народопочитанию, «демотеизму». («Исповедь»). «Бог-народушко», обожествление народа, точнее, его части – класса, выражает вполне однозначную идею: в одиночку зла не победить, борьба должна быть коллективной; «я» должно раствориться в «мы». Нет запредельного Бога, он – «в народе и земле. Люди должны подняться сами и поднять землю до неба, уничтожив разрыв между небом и землей».
Наиболее теоретически обоснованным Б. представлено в сочинениях А. Луначарского . Его «богочеловек» и «новый бог – человеческий вид» есть доведенное до конца на спекулятивно-атеистических основаниях учение Вл. Соловьева о богочеловечестве , «сверхчеловеке » Ф. Ницше и обожествленная Л. Фейербахом коллективность человеческого рода. «Бог» Луначарского должен привести каждого к сознанию своего творческого призвания в коллективной деятельности, объединенной «религией марксизма». Луначарский пытается обосновать религиозную веру в идеологически значимые сверхиндивидуальные объекты, которые политически являются «целевыми причинами» изменения общества. В отличие от традиционной религии, утверждающей бесконечное совершенство Абсолюта и его личностные характеристики, богом «новой религии» фактически становилась любая логически завершенная социально-политическая ценность. В зависимости от идеологических нужд богом могло стать то «человечество в высшей потенции», то «пролетарский класс», то «коллективный труд», то «перспективы социалистического строительства» или «учение марксизма». Бог «новой религии», оставаясь в повседневной народной памяти как гарант веры, надежды, любви, фактически оказывался социологической категорией, идеологическим символом, поддерживающим уверенность в правильности избранного пути и убежденность наперекор всему в успехе строительства «царства Божьего» на земле.
В идее Б. была своя правда, которая раскрывала возможности объединенного человечества, нации, народа. Но в целом духовные основания Б., «новой религии», воплощали пафос безличности, отрицали уникальность человека, вели к сужению горизонта человеческого сознания. Б., главным идеологом которого был Луначарский, явилось своеобразным направлением русского революционного просветительства, конструирующим героический миф о необходимости страданий, жертвенности, подвига во имя лучшего будущего, которое не наступит «само по себе». Много позже сам Луначарский, имея в виду свое увлечение Б., неоднократно повторял: «Нельзя серьезные идеи давать массам в облегченном изложении. Любое приспособление к вкусам неразвитого сознания несет громадный вред в широких социальных масштабах».
Источник: Краткий философский словарь.