БОГОПОЗНАНИЕ
Богопознание
богословское и религиозно-философское понятие, означающее возможность, пределы и пути постижения божественной сущности человеком. Главной задачей всех разновидностей богопознания является утверждение бытия Бога посредством определения его основных качественных особенностей. Христианская теология выделяет естественный и откровенный путь богопознания. Первый сводится к рационалистическому обоснованию божественных свойств. Второй (называется также путем опытного богопознания) опирается на признание библейских рассказов о Боге непререкаемой истиной, на переживание верующими «божественного присутствия», на «озарение», чувство благоговения человека перед божественным величием.
БОГОПОЗНАНИЕ
религ. концепция, определяющая возможность, границы и способы постижения человеком бога. Возможность сколько-нибудь полн. и исчерпывающ. познания бога отрицается православием (см. Бог). С многочисл. оговорками признается лишь частичн. постижение бога либо по плодам его деятельности, каковыми объявляются природа и об-во, либо посредством мистич. «общения с богом» - путем «непосредств. боговидения». В совр. рус. православии возобладал второй вариант Б., разработанный в ср. века Григорием Паламой, а в наше время поддержанный и развитый дальше Флоренским П. А., Лосским В. Н., архиепископом Григорием (Лебедевым) и др. Это отражает тенденцию усиления в данной конфессии мистич. начал, свидетельствует о явном предпочтении идеологов РПЦ слепой веры вере разумной. Богословы-мистики готовы превозносить лишь тот разум, к-рый, по их мнению, «смиряется перед непостижимостью бога, отказывается от всяких понятий о нем».
Источник: Православие. Словарь атеиста. М. Политиздат 1988.— 272 с. ISBN 5-250-00079-7
БОГОПОЗНАНИЕ
- познание того, что Бог есть, осмысление свидетельств Его присутствия и действия в мире и в истории. Оно не имеет целью понять разумом Его сущность. Классическая формула каппадокийцев: Бог непостижим по сущности, но познаваем в своих энергиях - силах или действиях в мире. В томизме разум постигает Бога по аналогии. Неполнота знания Бога не означает его ложности. Имеет источники: 1) в познании мира, в осмыслении его разумного устроения, совершенства, красоты, величия, благости; 2) в самопознании, ибо человек создан по образу и подобию Божию, значит Бог открывает Себя не только в космосе, но и в глубинах человеческой души; 3) из священной истории, открывающей вторжение Бога в жизнь мира в своих ключевых событиях: "Богопознание есть по существу божественная история, а не мыслительный процесс" (К.Барт); 4) из Откровения, данного в Св. Писании и принимаемого с верой; 5) в духовном восхождении к Богу, в личном опыте встреч с Ним, в жизни согласно Его Слову. 6) В Новом Завете Бог познается через Иисуса Христа, явившего в Себе Бога наиболее полным образом; истинность богопознания достигается в жизни согласно воле Отца на пути нравственной чистоты, верности правде Христовой и в духе подлинной любви к Богу и ближнему. Нередко говорят также и о церковно-мистериальной стороне Богопознания.
Источник: Краткий религиозно-философский словарь
Богопознание
постижение бога человеком, термин, к-рый богословы применяют в своих спекулятивных рассуждениях о существовании бога, о возможности и путях его познания. Знания о боге, утверждают они, человек может получить из «свящ. писания» или «сверхъестественного откровения», а также «естественного откровения». Учение о «сверхъестественном откровении» как источнике Б. исходит из веры в существование бога. Поэтому речь фактически идет не о познании, а об иллюстрации принятого на веру тезиса. Чувствуя шаткость опоры на «свящ. писание», богословы пытаются подкрепить ее учением об «естественном откровении». Согласно этому учению, будто бы можно познавать бога, изучая природу, человека. Так, обнаруживая в природе причинность, целесообразность, закономерность, человек якобы познает бога как творца всего существующего, а познавая свою сущность, он познает свойства бога, сотворившего его по своему образу и подобию.
В совр. богословии широко распространено учение об «опытном Б.», утверждающее, что бога якобы можно постичь во «внутреннем опыте» путем «переживания» его присутствия. Однако психологич. наука убедительно доказала, что наличие религ. чувств у верующих не является свидетельством существования бога: оно говорит лишь о деформации чувств под воздействием религ. представлений. Т. о., понятие Б. лишено реального содержания, т. к. оно не имеет реального объекта. Познание есть процесс адекватного отражения человеком окружающего мира — объективной реальности, бог же есть не что иное, как вымысел, существующий только в сознании верующих. См. также Доказательства бытия бога.
В совр. богословии широко распространено учение об «опытном Б.», утверждающее, что бога якобы можно постичь во «внутреннем опыте» путем «переживания» его присутствия. Однако психологич. наука убедительно доказала, что наличие религ. чувств у верующих не является свидетельством существования бога: оно говорит лишь о деформации чувств под воздействием религ. представлений. Т. о., понятие Б. лишено реального содержания, т. к. оно не имеет реального объекта. Познание есть процесс адекватного отражения человеком окружающего мира — объективной реальности, бог же есть не что иное, как вымысел, существующий только в сознании верующих. См. также Доказательства бытия бога.
БОГОПОЗНАНИЕ
богосл. и ре-лиг.-филос. понятие, означающее возможность, пределы и пути постижения божеств, сущности человеком. Традиционно христ. т. зр. по этому вопросу сводится к утверждению, что бог непостижим для человеч. разума и может быть познан только в той мере, в какой он сам раскрывает себя в посюстороннем мире. Различные концепции Б. имеют целью восполнить недостаточность т. н. рациональных доказательств бытия бога, к-рые в конечном счете сводятся к онтологич. доказательству, содержащему ту логическую ошибку, что существование бога выводится из наличия представлений о его существовании. Гл. задачей всех разновидностей Б. является утверждение бытия бога посредством определения его осн. качеств. особенностей. Христ. теология выделяет естеств. и откровенный путь Б. Первый сводится к рационалистич. обоснованию божеств. свойств, построенных на извращенном истолковании различных аспектов реальной действительности. Второй (называется также путем опытного Б.) опирается на признание библ. рассказов о боге непререкаемой истиной, на переживание верующими «божеств. присутствия», на «озарение», чувство благоговения человека перед божеств, величием, на наличие самой веры. Совр. теологи ввиду неудовлетворенности верующих ортодокс. схемами теизма предлагают перейти к новым символам выражения божеств, реальности. Они предпринимают попытки разработать новый язык Б., адекватный представлениям человека нашего времени, сформулировать новые принципы герменевтики, понятные миру, где господствуют секулярные идеи. В этом вопросе богословы апеллируют к религ. философии, охотно принимают и берут на вооружение ранее осуждавшийся пантеизм, поддерживают такие представления, в к-рых бог перестает быть статичным, потусторонним, аитропоморф. существом, а выступает в роли динамич. начала, имманентного всем сферам соц. и духовной жизни общества и человека.
Источник: Атеистический словарь
богопознание
БОГОПОЗНАНИЕ — процесс познания Бога (богов), начавшийся одновременно и параллельно с формированием в мировой культуре представлений о богах. На своих древнейших этапах Б. имело прагматический характер и сводилось, прежде всего, к освоению методов контактирования с богами, оказания на них воздействия и вступления с ними во взаимовыгодные отношения. Теоретический этап Б. начался в форме систематизации и обобщения культовой практики, а также представлений об именах богов, об их мифологической истории и генеалогии, об их функциях в картине мира. Элементы Б. данного типа имеются во всех известных древнейших памятниках литературы, включая важнейшие из них — древнеиндийские Веды и древнейшие книги Ветхого Завета (Танаха). В последних проблематика Б. присутствует, прежде всего, в форме проблемы выбора «истинного» Бога среди ложных, а также выработки соответствующего «истинному» Богу культа. В рамках античной культуры важнейшим памятником «систематизирующего» Б. является «Теогония» Гесиода. Философский этап Б. в рамках западной культуры начался с возникновения древнегреческой философии, и особенно философии Сократа—Платона, в рамках которой был поставлен вопрос об особой «природе» Бога (богов), отличной от природы видимых вещей и позволяющей богам иметь непосредственное взаимоотношение с идеальными сущностями. Появление платонизма инициировало многовековую дискуссию о природе богов (свод мнений античных авторов по данному вопросу можно найти в работе Цицерона «О природе богов»). Ощущающееся вплоть до нашего времени влияние платонизма заключается, прежде всего, в том, что 1) Бог (божество, божественное) превратился из персонажа мифологии в метафизическую категорию, имеющую логические взаимоотношения с другими категориями; 2) признавалось возможным решение проблем Б. средствами умозрительной философии; 3) проблематика Б. сближалась (если не отождествлялась) с проблематикой философского исследования идеального. Параллельно этому в древнееврейской религии («Книга Иова») был поставлен вопрос о непознаваемости Бога ввиду его несопоставимости с возможностями человеческого разума. Соединение иудейского и античного подходов к Б. в христианском богословии поставило последнее перед парадоксальной задачей познания непознаваемого объекта. В первые века христианства это привело к острым дискуссиям о возможности использования разума в вопросах веры. Впоследствии в рамках христианства существовали, с одной стороны, так называемое естественное богословие, в котором нашли свое продолжение античные традиции философствования, и с другой — различные «обходные» пути познания непознаваемого: изучение божественного откровения («откровенное богословие»), исключение ложных знаний о Боге (апофатическое богословие, «ученое незнание» Николая Кузанского), а также мистицизм как метод непосредственного, но зачастую невербализуемого Б. (См. Вера и разум). Эта же самая двойственность в рамках мусульманства нашла свое выражение в противостоянии ортодоксального мусульманского богословия и мистического суфизма. В культуре немусульманской Азии проблема Б. не имеет столь решающего значения, поскольку образы богов либо (как в национальных вариантах буддизма) не являются предельно важными элементами картины мира, либо (как в конфуцианстве) носят слишком абстрактный характер, либо (как в различных вариантах индуизма) являются в конечном итоге тождественными Бытию и Личности в их глубинном истинном понимании. В последнем случае Б. оказывается лишь одним из аспектов само- и миропознания. К.Г. Фрумкин
БОГОПОЗНАНИЕ
когнитивный, или теоретический, элемент отношения человека к Богу. Каждый момент и аспект отношения к божественной реальности есть прежде всего определенное знание о Боге, а также связанное с этим знанием знание человека о мире и самом себе. Богопознание имеет место и в религиозно-индифферентистских, агностических, скептических, атеистических и нигилистических способах отношения к бытию Бога, поскольку они неизбежно включают определенное знание о том, какой является или могла бы быть та божественная реальность, существование которой вызывает сомнение или отрицается. Знание о божественной реальности, возникающее в религиозном отношении к Богу, предстает в разнообразных формах: как восприятие и воспроизведение свидетельства, явленного в священных текстах; как элемент вероисповедного, молитвенного, мистического переживания и как содержание соответствующего опыта; как когнитивный компонент религиозной практики—ритуальной, богослужебной, проповеднической и др.; как когнитивный материал религиозного и церковного искусства; как попытки теоретического осмысления выражения религиозного знания.
В европейской истории теоретическое богопознание реализовывалось главным образом либо как теологическое (богословское), либо как относительно автономное философское (философская теология). Ни философская теология (за некоторыми исключениями), ни теология христианской традиции не претендуют на исчерпывающее и. полное постижение природы Бога. Всякое постижение понимается как ограниченное по охвату и по глубине. Теологическое и философское богопознание являют определенное функциональное и содержательное единство. И философская теология, и теология христианских конфессий представляют Бога как абсолют, как высшее бытийное начало совокупной реальности (соответственнокак всеобъемлющий онтологический объяснительный принцип). При этом такой принцип должен предстать и как основа интеллигибельности реальности, в т. ч. исторической и шадивидуально-жизненной. Содержательное единство заключается в том, что большинство автономных философских учений разрабатывают философско-теистическое понятие Бога, и это же понятие образует основу догматических учений о Боге в теологии христианских конфессий.
При характеристике философско-теологического понятая Бога в его классической форме представляется целесообразным прибегнуть к одному различению, использовавшемуся в поздней схоластике. Это различение между «метафизической» и «физической» сущностью Бога. Бог по Своей сущности един со Своим бытием и потому обладает бытием только через Самого Себя, точнее. Бог есть Свое бытие. В Боге полностью совпадают сущность и реальное бытие. Он не только обладает бытием как сущее, т. е. имеющее бытие, но есть само бытие, или есть «субсистирующее» (от лат. subsiste — пребывать) бытие. В этом заключается метафизическая сущность Бога. Как само бытие Бог есть вся полнота бытия и потому бесконечен. Бог не ограничивается здесь никаким не-бытием и есть чистое бытие, чистая актуальность, которая с начала завершенно пребывает в себе. Бог несказанно превосходит конечное, подверженное становлению сущее, т. е. трансцендентен по отношению к сущему, хотя и пребывает одновременно в нем как его праоснова, т. е. имманентен сущему. Бог является праосновой мира, вообще всякого многообразного сущего. В Нем коренится все, поскольку все исходит из Него как первопричины и влечется к Нему как к последней цели. Все участвует в Его полноте и потому является подобием или, по крайней мере, хранит следы Его величия. Сама праоснова как таковая коренится не в чем-то ином, но только в самой себе. В бесконечном божественном бытии конечное содержание мира в своей множественности наличествует таким образом, что уже не образует множественность. Божественное бытие представляет собой «простоту» и «единичность», это полнота без множественности. Простота и единичность божественного бытия означают также совершенную духовность и личностность. Поскольку телесное бытие содержит не-бытие, то Бог есть чистый дух. Вместе с тем Бог есть личностное существо. Таким образом, метафизическая сущность Бога определяется бытийными свойствами, или атрибутами Бога. Философский разум оказывается способным определить их, исходя из отношения Бога к «бытию вообще».
Физическая сущность Бога охватывает вместе с субсистирующим бытием все Его совершенства. Эти совершенства определяют конкретнее субсистирующее бытие, их также можно назвать свойствами, или атрибутами. Бога. Стремление к познанию «физической» сущности Бога заключается в постижении атрибутов как Его сущностных свойств. В самом Боге они не образуют множество, но суть простая и вместе с тем бесконечная полнота. Богу мы можем приписать лишь чистые совершенства, которые по своей сути означают чистое бытие, но не смешанные совершенства, в сущности которых бытие смешано с не-бытием или с несовершенством. Традиционный философский теизм— это по преимуществу философское осмысление ряда атрибутов, в наибольшей степени доступных философской рефлексии. К их числу чаще всего относят такие, как простота, неизменность, вневременность. Вкупе с «бытийными» атрибутами, отнесенными к «метафизической» сущности Бога, с одной стороны, и атрибутами, определяющими в основном отношение Бога к миру,—с другой, они и составляют базисное содержание философско-теистического понятия. При рассмотрении атрибутов, или совершенств. Бога возможны две основные позиции. В соответствии с первой всемогущество, всеведение, всеблагость, вездесущность, неизменность, нематериальность и т. п. являются независимыми, уникальными свойствами, «образцово» представленными в Боге. В соответствии с другой эти свойства видят в тесной взаимосвязи, причем каждое выступает, как конкретный аспект одного и того же первичного свойства, а именно божественного совершенства. Вторая позиция представляется более правомерной.
ТЕИСТИЧЕСКОЕ БОГОПОЗНАНИЕ. Теизм является фундаментальной религиозной установкой европейской цивилизации, и европейская философская теология неизбежно будет в той или иной форме соотноситься с ним. Для нее главным является оформление, воспроизведение и защита философско-теистического понятия Бога. Философская теология налагает на себя одно ограничение. Она стремится указать и осмыслить лишь некоторые основные атрибуты божества, в принципе доступные «естественному» человеческому разуму, сознательно отвлекающемуся от того знания, которое стало достоянием человека благодаря самораскрытию Бога, благодаря божественному откровению. Большей частью атрибуты Бога определяются посредством сравнения их со свойствами, присущими пространственно-временному миру. Философское учение о Боге неизбежно будет либо теистическим, либо какой-то формой отрицания теизма. Представляется поэтому возможным разделить философские учения о Боге на теистические и на такие, где выдвигается претензия на альтернативу теизму. Возможно и более дифференцированное членение, в частности деление на классический и неклассический философский теизм. В настоящее время наиболее влиятельным является учение о Боге «процесстеологии» (С. Алексавдер, А. Н. Уайтхед, Ч. Хартсхорн, Ш. Огден, Дж. Форд и др.), которая претендует на преодоление ряда принципиальных изъянов традиционного философского теизма. Ядром процесс-теологии во всех ее вариантах является «процесс-теизм», т. е. теистическое «процессуальное понятие Бога». В философской теологии могут предприниматься попытки так концептуализировать божественную реальность, что ее характер будет являть весьма незначительное сходство с философско-теистическим понятием Бога. Общие моменты сведутся к ограниченному набору свойств, которые позволяют квалифицировать реальность, концептуализируемую в новаторском философско-теологическом построении, как «божественную». Такие свойства в конечном итоге сводятся к определенной трансцендентности по отношению к природному и прочему сущему, к суверенности по отношению к этому сущему, а также к абсолютной или безграничной мощи реальности, концептуализируемой как «божественная». Из подобных концептуализации, созданных в 1-й пол. 20 в., наиболее интересной представляется концепция М. Шелера (позднего периода творчества), а из новейших—концепция В. Вайшеделя.
БОГОПОЗНАНИЕ В БОГОСЛОВИИ. Богословие представляет попытку христианского сообщества теоретически прояснить и осмыслить свое знание о Боге, мире и человеке. В своей основе и общих контурах—это то знание, которое дает Бог, поскольку теология есть прежде всего теоретическое осмысление факта и содержания богооткровения, засвидетельствованного в Св. Писании, Важнейшим конституирующим принципом христианской теологии является признание Иисуса Христа определяющим свидетельством Откровения Бога. Базисным условием христианской теологии именно как христианской является возможность интерсубъективных (а при определенных предпосылках и теоретических) высказываний о событии Богооткровения в Иисусе Христе. Теология есть систематизированное теоретическое размышление о содержании и характере религиозной веры. Участие веры делает теологию особьм способом размышления и теоретизирования, определяет не только содержание, но и базисные предпосылки рассуждения. В соответствии с фундаментальными представлениями христианства Бог как безусловно приоритетный предмет теологии есть во многих отношениях возвышенная и непостижимая тайна. Это обстоятельство, однако, совсем не означает исключения разума, рациональности из теологии. Правомерно говорить о рациональности теологии как об определенной специфической рациональности, находящейся в сложных и многообразных отношениях с тем. или иным эпохальным гештальтом рациональности, с теми или иными ее культурными спецификациями. В догматико-систематической теологии учение о Боге—это попытка удостоверить мыслительными средствами понимание Бога, явленное в канонических текстах и представленное в традиции, но она не ограничивается экзегетической реконструкцией библейского образа Бога. Достоверность предполагает мыслительное развертывание основополагающего канонического содержания на базе всего опыта человеческого существования, в т. ч. и философского познания. Христианская теология представляет Бога, как бытийное начало всей реальности, как высший и всеобъемлющий онтологический объяснительный принцип. Это означает, что догматическая теология должна иметь возможность опереться на соответствующую метафизику. При всех различиях и своеобразии догматических учений о Боге в православной, католической и протестантской теологии собственно философский компонент в каждом случае будет представлен «классическим метафизическим теизмом». В то же время христианский теизм—это тринитарный теизм, что необходимо предполагает стремление к теологическому осмыслению тринитарной, христологической проблематики. Теистическо-метафизическое содержание, образуя лишь компонент догматикотеологического учения о Боге в его полноте, претворяется в надфилософскую по своей сути концептуальную и смысловую связь.
Ю. А. Кимелев
В европейской истории теоретическое богопознание реализовывалось главным образом либо как теологическое (богословское), либо как относительно автономное философское (философская теология). Ни философская теология (за некоторыми исключениями), ни теология христианской традиции не претендуют на исчерпывающее и. полное постижение природы Бога. Всякое постижение понимается как ограниченное по охвату и по глубине. Теологическое и философское богопознание являют определенное функциональное и содержательное единство. И философская теология, и теология христианских конфессий представляют Бога как абсолют, как высшее бытийное начало совокупной реальности (соответственнокак всеобъемлющий онтологический объяснительный принцип). При этом такой принцип должен предстать и как основа интеллигибельности реальности, в т. ч. исторической и шадивидуально-жизненной. Содержательное единство заключается в том, что большинство автономных философских учений разрабатывают философско-теистическое понятие Бога, и это же понятие образует основу догматических учений о Боге в теологии христианских конфессий.
При характеристике философско-теологического понятая Бога в его классической форме представляется целесообразным прибегнуть к одному различению, использовавшемуся в поздней схоластике. Это различение между «метафизической» и «физической» сущностью Бога. Бог по Своей сущности един со Своим бытием и потому обладает бытием только через Самого Себя, точнее. Бог есть Свое бытие. В Боге полностью совпадают сущность и реальное бытие. Он не только обладает бытием как сущее, т. е. имеющее бытие, но есть само бытие, или есть «субсистирующее» (от лат. subsiste — пребывать) бытие. В этом заключается метафизическая сущность Бога. Как само бытие Бог есть вся полнота бытия и потому бесконечен. Бог не ограничивается здесь никаким не-бытием и есть чистое бытие, чистая актуальность, которая с начала завершенно пребывает в себе. Бог несказанно превосходит конечное, подверженное становлению сущее, т. е. трансцендентен по отношению к сущему, хотя и пребывает одновременно в нем как его праоснова, т. е. имманентен сущему. Бог является праосновой мира, вообще всякого многообразного сущего. В Нем коренится все, поскольку все исходит из Него как первопричины и влечется к Нему как к последней цели. Все участвует в Его полноте и потому является подобием или, по крайней мере, хранит следы Его величия. Сама праоснова как таковая коренится не в чем-то ином, но только в самой себе. В бесконечном божественном бытии конечное содержание мира в своей множественности наличествует таким образом, что уже не образует множественность. Божественное бытие представляет собой «простоту» и «единичность», это полнота без множественности. Простота и единичность божественного бытия означают также совершенную духовность и личностность. Поскольку телесное бытие содержит не-бытие, то Бог есть чистый дух. Вместе с тем Бог есть личностное существо. Таким образом, метафизическая сущность Бога определяется бытийными свойствами, или атрибутами Бога. Философский разум оказывается способным определить их, исходя из отношения Бога к «бытию вообще».
Физическая сущность Бога охватывает вместе с субсистирующим бытием все Его совершенства. Эти совершенства определяют конкретнее субсистирующее бытие, их также можно назвать свойствами, или атрибутами. Бога. Стремление к познанию «физической» сущности Бога заключается в постижении атрибутов как Его сущностных свойств. В самом Боге они не образуют множество, но суть простая и вместе с тем бесконечная полнота. Богу мы можем приписать лишь чистые совершенства, которые по своей сути означают чистое бытие, но не смешанные совершенства, в сущности которых бытие смешано с не-бытием или с несовершенством. Традиционный философский теизм— это по преимуществу философское осмысление ряда атрибутов, в наибольшей степени доступных философской рефлексии. К их числу чаще всего относят такие, как простота, неизменность, вневременность. Вкупе с «бытийными» атрибутами, отнесенными к «метафизической» сущности Бога, с одной стороны, и атрибутами, определяющими в основном отношение Бога к миру,—с другой, они и составляют базисное содержание философско-теистического понятия. При рассмотрении атрибутов, или совершенств. Бога возможны две основные позиции. В соответствии с первой всемогущество, всеведение, всеблагость, вездесущность, неизменность, нематериальность и т. п. являются независимыми, уникальными свойствами, «образцово» представленными в Боге. В соответствии с другой эти свойства видят в тесной взаимосвязи, причем каждое выступает, как конкретный аспект одного и того же первичного свойства, а именно божественного совершенства. Вторая позиция представляется более правомерной.
ТЕИСТИЧЕСКОЕ БОГОПОЗНАНИЕ. Теизм является фундаментальной религиозной установкой европейской цивилизации, и европейская философская теология неизбежно будет в той или иной форме соотноситься с ним. Для нее главным является оформление, воспроизведение и защита философско-теистического понятия Бога. Философская теология налагает на себя одно ограничение. Она стремится указать и осмыслить лишь некоторые основные атрибуты божества, в принципе доступные «естественному» человеческому разуму, сознательно отвлекающемуся от того знания, которое стало достоянием человека благодаря самораскрытию Бога, благодаря божественному откровению. Большей частью атрибуты Бога определяются посредством сравнения их со свойствами, присущими пространственно-временному миру. Философское учение о Боге неизбежно будет либо теистическим, либо какой-то формой отрицания теизма. Представляется поэтому возможным разделить философские учения о Боге на теистические и на такие, где выдвигается претензия на альтернативу теизму. Возможно и более дифференцированное членение, в частности деление на классический и неклассический философский теизм. В настоящее время наиболее влиятельным является учение о Боге «процесстеологии» (С. Алексавдер, А. Н. Уайтхед, Ч. Хартсхорн, Ш. Огден, Дж. Форд и др.), которая претендует на преодоление ряда принципиальных изъянов традиционного философского теизма. Ядром процесс-теологии во всех ее вариантах является «процесс-теизм», т. е. теистическое «процессуальное понятие Бога». В философской теологии могут предприниматься попытки так концептуализировать божественную реальность, что ее характер будет являть весьма незначительное сходство с философско-теистическим понятием Бога. Общие моменты сведутся к ограниченному набору свойств, которые позволяют квалифицировать реальность, концептуализируемую в новаторском философско-теологическом построении, как «божественную». Такие свойства в конечном итоге сводятся к определенной трансцендентности по отношению к природному и прочему сущему, к суверенности по отношению к этому сущему, а также к абсолютной или безграничной мощи реальности, концептуализируемой как «божественная». Из подобных концептуализации, созданных в 1-й пол. 20 в., наиболее интересной представляется концепция М. Шелера (позднего периода творчества), а из новейших—концепция В. Вайшеделя.
БОГОПОЗНАНИЕ В БОГОСЛОВИИ. Богословие представляет попытку христианского сообщества теоретически прояснить и осмыслить свое знание о Боге, мире и человеке. В своей основе и общих контурах—это то знание, которое дает Бог, поскольку теология есть прежде всего теоретическое осмысление факта и содержания богооткровения, засвидетельствованного в Св. Писании, Важнейшим конституирующим принципом христианской теологии является признание Иисуса Христа определяющим свидетельством Откровения Бога. Базисным условием христианской теологии именно как христианской является возможность интерсубъективных (а при определенных предпосылках и теоретических) высказываний о событии Богооткровения в Иисусе Христе. Теология есть систематизированное теоретическое размышление о содержании и характере религиозной веры. Участие веры делает теологию особьм способом размышления и теоретизирования, определяет не только содержание, но и базисные предпосылки рассуждения. В соответствии с фундаментальными представлениями христианства Бог как безусловно приоритетный предмет теологии есть во многих отношениях возвышенная и непостижимая тайна. Это обстоятельство, однако, совсем не означает исключения разума, рациональности из теологии. Правомерно говорить о рациональности теологии как об определенной специфической рациональности, находящейся в сложных и многообразных отношениях с тем. или иным эпохальным гештальтом рациональности, с теми или иными ее культурными спецификациями. В догматико-систематической теологии учение о Боге—это попытка удостоверить мыслительными средствами понимание Бога, явленное в канонических текстах и представленное в традиции, но она не ограничивается экзегетической реконструкцией библейского образа Бога. Достоверность предполагает мыслительное развертывание основополагающего канонического содержания на базе всего опыта человеческого существования, в т. ч. и философского познания. Христианская теология представляет Бога, как бытийное начало всей реальности, как высший и всеобъемлющий онтологический объяснительный принцип. Это означает, что догматическая теология должна иметь возможность опереться на соответствующую метафизику. При всех различиях и своеобразии догматических учений о Боге в православной, католической и протестантской теологии собственно философский компонент в каждом случае будет представлен «классическим метафизическим теизмом». В то же время христианский теизм—это тринитарный теизм, что необходимо предполагает стремление к теологическому осмыслению тринитарной, христологической проблематики. Теистическо-метафизическое содержание, образуя лишь компонент догматикотеологического учения о Боге в его полноте, претворяется в надфилософскую по своей сути концептуальную и смысловую связь.
Ю. А. Кимелев
Источник: Новая философская энциклопедия