Богомильство

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

Богомильство
христианская ересь, распространенная в Болгарии и Фракии в IX-X вв. Является разновидностью гностицизма. Богомилы считали ортодоксальное христианство с его иерархией - "иерархией темного бога", и имели собственную иерархию, которой руководила "богомильская троица", по аналогии со Святой Троицей на небесах. Богомилы отрицали таинство брака, православным обрядам противопоставляли собственные. Повлияли на движение катаров.

Источник: Философия политики: глоссарий

БОГОМИЛЬСТВО (по имени священника Богомила)
антифеод. движение в форме религ. ереси, отразившее настроения крепост. крестьян и городской бедноты. Возн. в Болгарии в 10 в., Б. получило распространение в 11 в. в Сербии, Хорватии и нек-рых др. странах. Противник Б. пресвитер Козьма писал: «Хуля богатых, учат своих не подчиняться хозяевам, ненавидят царя... приказывают каждому слуге не работать на своего господина». Б. выдвинуло идею обществ, собственности в духе потребит. коммунизма. Гл. книга Б. — т. н. «Иоанново евангелие» («Тайная книга»). В основе учения - дуализм, восходящий к манихейству и павли кианству. Бого-милы отвергали церк. таинства и обряды, рассматривая их как действия, лишенные мистич. смысла, выступали против почитания креста, икон и мощей, но сохраняли молитву. Б. распадалось на ряд направлений: большинство участвовало в крестьян, восстаниях и нац.-освободит. движении против визант. ига; часть богомилов отвергали насилие, призывали к смирению. В 14 в. Б. превратилось в секту, объединявшую часть духовенства и горожан. Б. повлияло на зап.-европ. ереси.

Источник: Атеистический словарь

БОГОМИЛЬСТВО
антифеодальное крест. движение, принявшее религ. форму ереси. Основателем Б. историч. традиция считает попа Богомила. Возникнув в 1-й пол. 10 в. в Болгарии, Б. получило широкое распространение и в сербско-хорватских землях. Богомилы призывали к отказу от несения феод. повинностей, к неповиновению гос. властям, осуждали церковь, выступали против христ. обрядности, активно участвовали в нар. восстаниях. Б. выражало протест против офиц. церк. учения о совершенстве мира, сотворенного богом. Богомилы учили, что мир, богатство, церковь, Ветхий завет и т.п. созданы отпавшим от бога его старшим сыном Сатанаилом, т. е. злым началом. С пришествием другого сына божьего – Христа – человечеству было дано духовное, благое начало. Отсюда, согласно Б., проистекал дуализм мироздания. Богомилы создали апокрифич. памятники (напр., "О прении господни с диаволом"), известные и на Руси. Общины богомилов распадались на совершенных, верующих и слушателей; первые должны были отказаться от личного имущества и проповедовать богомильское учение; верующие и слушатели, сохранив свою собственность, возделывали общинные земли. Начиная с 10 в. богомилы подвергались суровым репрессиям. В 12 в. Б. распалось на секты, многие из к-рых носили религ.-мистич. характер. Часть богомилов пошла на сотрудничество с господств. классом. Оформлению Б. способствовало влияние павликиан (см. Павликианство), в свою очередь, Б. в 13 в. оказало воздействие на формирование крест. и плебейских ересей Зап. Европы (см. Катары). Осн. источник сведений о Б. – полемич. соч. пресвитера Козьмы "Слово на еретики..." (изд. Попруженко, [б. м.], 1907). Лит.: Ангелов Д., Богомильство в Болгарии, пер. с болг., М., 1954; ?римов Б., Отношението на богомилите и на техните западни последователи към труда, частната собственост и държавата, "Исторически преглед". 1956, год 12, No 1; Obolensky D., Bogomils; a study in Balkan neo-Manichaeism, Camb., 1948; Werner E., Neue L?sungsversuche des Bogomilenproblems, "Wiss. ?. Karl-Marx-Univ.", Ges. und Sprachwis. Reihe, Lpz., 1954–55, 4 Jahrg., S. 369–73. A. Каждан. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

БОГОМИЛЬСТВО
широкое антифеод. еретич. движение, возникшее в Болгарии в X в. и выражавшее интересы попадавшего в феод. зависимость крестьянства. Название ереси происходит от имени ее полулегенд, основателя попа Богомила. Несмотря на жестокие преследования, Б. быстро распространялось не только в Болгарии, но и за ее пределами. В XI в. оно проникло в Сербию, Боснию и Хорватию, в визант. Фракию, в нек-рые районы М. Азии. В XI и XII вв. - в период визант. господства в Болгарии - богомилы принимали активное участие в борьбе против власти иноземцев. В сер. XIII в. в Б. определилось несколько течений, часть богомилов отошла от социальной борьбы, усилился сектантский характер движения. Новый подъем Б. испытало к сер. XIV в., когда оно выступало преимущественно как гор. еретич. движение. Сведения о Б. исчезают с завоеванием Болгарии турками (конец XIV в.). Учение богомилов в значит. мере явилось развитием дуалистич. концепции вост. ереси павликианства. Они также считали, что существует два мира - добра и зла - и объявляли дьявола творцом и господином материального мира (местом обитания дьявола они признавали церкви и монастыри). Церковь, ее служители, богослужения и все внешние атрибуты христ. религии (кресты, иконы, мощи и т. п.) богомилами отвергались. Признавалась единств, молитва - «Отче наш». Особенно резко Б. выступало против владения церковью богатствами и праздной жизни духовенства. По сообщению современника (Козьмы Пресвитера), богомилы «хулят богатых, учат приверженцев не подчиняться своим господам, ненавидят царя, ругают старейшин, считают противными богу тех, к-рые работают на царя, и приказывают всякому рабу не работать на своего господина». В отличие от павликианства, в Б. поощрялись аскетизм, презрение к материальным благам, удовольствиям и веселью. Руководители богомилов не вступали в брак, изнуряли себя постом и молитвой.
Богомилы создали собств. религ. орг-цию: они объединялись в братства (общины), руководимые «совершенными» (т. н. дед, дедец, старейшина); во главе всех общин стоял «богомильский папа». В орг-ции быта общин имелись черты «потребительского коммунизма». Б. оказало большое влияние на формирование таких еретич. течений на Западе, как катары, латарены, альбигойцы.

Источник: Краткий научно-атестический словарь. 1964 г.