монг. «богд» -святой, священный; «гэгэн» — светлый), богдо-хан, богдо - титул верховного правителя ламаист. церкви в Монголии, установленный в 17-м в. Б.-Г. почитался как живой бог (хубилган). В 1924 умер последний Б.-Г. Чзабцун Дамба хутухты.
БОГДО-ГЭГЭН
БОГДО-ГЭГЭН
Источник: Атеистический словарь
БОГДО-ГЭГЭН
1870 1924) -последний глава ламаистской, церкви Монголии, восьмой по счету носитель титула джебцзун-дамбахутухта. После провозглашения в 1911 автономии Монголии в составе управляемого маньчж. династией Цин Китая Б.-г. стал главой феод.-теократич. монг. гос-ва и даже после революции 1921 продолжал им номинально оставаться. Несмотря на не соответствующий статусу «живого бога» образ жизни (нарушение осн. заповедей, в т. ч. безбрачия, участие в политич. заговорах против нар. власти Монголии) Б.-г. вплоть до самой смерти был объектом божеств. поклонения со стороны всех слоев населения Монголии. Н. Л. Жуковская
Источник: Буддизм как культурно-исторический феномен. Словарь
БОГДО-ГЭГЭН
(монг. богдо - священный, гэгэн - светлый) - титул главы ламаитской церкви в Монголии, выдававшегося духовенством за «живого будду» (см. Хубилган). Б.-г. на протяжении трех столетий были орудием феод.-крепостнич. и нац. порабощения трудящихся Монголии. Первый Б.-г., Лубсан Дамба Джамцан (1635 - 1725), известный под именем Ундур-гэгэн, был сыном монг. владет. феодала. Используя свое религ. влияние, он склонил князей Халха-Монголии к отказу от независимости и принятию маньчж. подданства. Последующие Б.-г. проводили в жизнь тот же курс. Последний Б.-г., Чжебцзун Дамба хутухта (1870 - 1924; хутухта - также духовный титул), выдавался за воплощение бодисатвы Даранаты, будд. монаха-индийца, жившего в конце XVI - нач. XVII вв. В 1911 он был провозглашен ханом Внешней Монголии, получившей автономию в результате китайской революции и превращенной в феод.-теократич. гос-во. Фактически страной управляли высшие ламы и князья, а Б.-г. занимался пьянством и развратом, проматывал громадные доходы, получаемые от крепостных крестьян (аратов) и, в виде подпоптепий, от верующих всей страны.
С 1918 Б.-г. был послушной марионеткой сначала китайских милитаристов, а затем главаря белогвард. банд барона Унгерна, агента японских империалистов. После утверждения в стране нар. власти (июль 1921) Б.-г. оставался номинально главой гос-ва. Его попытки организовывать тайные заговоры против йар. правительства были безуспешны. После его смерти в Монголии, к-рая была провозглашена Нар. Республикой, главой ламаистской церкви является настоятель одного из монастырей, носящий титул бандидо-хамбо-лама (см. Хамбо-лама). Хубилганов в МНР ныне нет.
С 1918 Б.-г. был послушной марионеткой сначала китайских милитаристов, а затем главаря белогвард. банд барона Унгерна, агента японских империалистов. После утверждения в стране нар. власти (июль 1921) Б.-г. оставался номинально главой гос-ва. Его попытки организовывать тайные заговоры против йар. правительства были безуспешны. После его смерти в Монголии, к-рая была провозглашена Нар. Республикой, главой ламаистской церкви является настоятель одного из монастырей, носящий титул бандидо-хамбо-лама (см. Хамбо-лама). Хубилганов в МНР ныне нет.
БОГДО-ГЭГЭН
(монг. — Главный святой) — высший титул воплощения (нирмана-кайя) в монгольском буддизме. Первый Б.-г. был воплощением выдающегося тибетского учёного, историка, философа, йогина Таранатхи (1575–1634). Кроме того, вся линия Б.-г. считается воплощением Чакрасамвары и Ваджрайогини. Другое название титула — Дже(б)цун Дамба Хутухта или Халха Джецун Дамба Ринпоче. Это звание носил исторический проповедник буддизма в Монголии XVI–XVII вв. тибетец Донкор Манджушри-гэгэн. Он смог инициировать строительство храмов и монастырей в степях в среде кочующих народов, а также провёл посвящения и обучил первых монгольских лам (священников и монахов); кроме того, участвовал в создании некоторых монголо-буддийских обрядов. С XVII в. новые воплощения (тулку) этого проповедника (на первых порах — тибетцы) жили в центральном монастыре столицы и являлись главами всего буддийского духовенства Монголии. Без их решения и согласия нельзя было признавать других воплощенцев (хутухт, хубилганов, гэгэнов), которых в Тибете всегда почитали как живых богов. В этом смысле Б.-г. — главный живой бог. Восьмой Б.-г. (1870–1924) стал главой и монгольского государства, получившего независимость от Китая в 1911 г. Несмотря на то, что монголы следовали учению гелук с её строгим нравственным уставом, большинство воплощенцев Монголии, в том числе Б.-г., не соблюдали заповеди безбрачия, целомудрия и некоторые другие. Относительно Девятого Б.-г. среди буддистов Монголии, Тибета, Тувы и Бурятии существуют разногласия. Далай-лама XIV (глава современной гелук) признал в качестве такового 60-летнего тибетца — Джампела Намдрола Чокьи Гьялцена (род. в 1932 г.), живущего в индийских Гималаях, которого в 1997 г. приняли и российские буддисты, преимущественно буряты и тувинцы. В 2003 г. он проводил обряд Калачакры в Туве.