БОДРИЙАР Жан

Найдено 1 определение
БОДРИЙАР Жан
(1929, Реймс – 2007, Париж) – философ, социолог и культуролог, профессор социологии Университета Париж-10. Снискал себе титулы мага постмодернистской сцены, гуру постмодерна, Диснея современной метафизики, «меланхолического Ницше», подменившего сверхчеловека «смертью субъекта». Ранние труды Б. посвящены своего рода социологическому психоанализу мира вещей и общества потребления. Смысловой доминантой здесь является роль культуры в повседневной жизни, вещь-знак. В духе леворадикального протеста Б. критикует общество потребления, чутко подмечая усталость от переизбытка – как в потреблении, так и в производстве вещейобъектов, господствующих над субъектом. А так как пределов насыщения знаками нет, культура постепенно подменяется идеей культуры, ее видимостью, симуляцией – симулякром, знаковой прорвой. Б. отмечает связь постмодернистской культуры с современным научным знанием, высокими технологиями, информатикой, средствами электронной информации. Их совокупное влияние на современную культуру он называет «киберблицем», усиливающим шум, релятивистскую индетерминированность аксиологического поля. Конец классической способности суждения, снятие оппозиций между прекрасным и безобразным выливаются в постмодернистский художественный карнавал, единственная реальность которого – симулякры нейтральных, недифференцированных знаков и кодов. Симулякр – это псевдовещь, замещающая «агонизирующую реальность» постреальностью посредством симуляции, выдающей отсутствие за присутствие, стирающей различия между реальным и воображаемым.
В результате симулякризации артефакта форма становится его единственным содержанием. Сопоставляя традиционную и постмодернистскую эстетику, Б. приходит к выводу об их принципиальных различиях. Фундамент классической эстетики как философии прекрасного составляют образность, отражение реальности, глубинная подлинность, иерархия ценностей, максимум их качественных различий, субъект как источник творческого воображения. Постмодернизм, или эстетика симулякра, отличается внешней «сделанностью», поверхностным конструированием непрозрачного, самоочевидного артефакта, лишенного отражательной функции; количественными критериями оценки; антииерархичностью. В его центре – объект, а не субъект, избыток вторичного, а не уникальность оригинального. Порывая с классической декартовской философией субъекта, Б. создает свой вариант неклассической теории культуры, вдохновляясь патафизикой А. Жарри, абсурдизмом Э. Ионеско, идеями А. Батая о творческом выходе «я» за свои пределы. Постмодернистская культура соблазна, избытка знаменует собой, по мнению Б., триумф иллюзии над метафорой, чреватый энтропией культурной энергии. Теме «конца конца» посвящены его книги 1990-х «Иллюзия конца», «Идеальное преступление», «Безразличный пароксист». Эта проблема предстает в разных ипостасях – как прекращение существования истории в качестве события; как разрушение концептуально-аксиологического мышления; как конец оппозиции индивидуальное – коллективное, оба члена которой оказались поглощенными виртуальной гиперреальностью; как разрастание «культуры смерти». Б. констатирует конец метафизики, метаязыка, метафоры, место которых заняли чистый знак, чистое событие. Новой, фатальной стратегией становится позиция безучастного наблюдателя-пароксиста, вставшего на нечеловеческую точку зрения и иронически превращающего сам анализ в объект, материальное событие языка. Полемизируя с М. Фуко, Р. Бартом, Ж. Лаканом, Ж. Деррида, Ж. Делёзом, Ж.Ф. Лиотаром, Б. все же остается в рамках постструктурализма, хотя и вносит в него такие новые понятия, как «симулякр», «соблазн», «экстаз», «ожирение» и др. Он одним из первых почувствовал, что избыточность, «переполненность» являются теми признаками адаптации к изменившимся условиям бытования культуры, которые дают дополнительные возможности ее выживания. Взгляды Б. оказали влияние на художественную практику симуляционизма (X. Стейнбах, Д. Кунс) и феминизма (С. Шерман, Ш. Левин, Б. Крюгер).
Соч.: Система вещей. М., 1995; Прозрачность зла. М., 2000; Забыть Фуко. СПб., 2000; Символический обмен и смерть. М., 2000; Соблазн. М., 2000; Америка. СПб., 2000; Общество потребления. М., 2006; De la séduction. P., 1979; Simulacres et simulation. P., 1981; Les stratégies fatales. P., 1986; Cool Memories. 1980–1985. P., 1987; Le paroxyste indifférent. Entretiens avec Philippe Petit. P., 1997. Лит.: Дьяков, А.В. Жан Бодрийяр: стратегии «радикального мышления». СПб., 2008; Kellner, D. Jean Baudrillard. From Marxism to Postmodernism and Beyond. Stanford, 1989. Н.Б. Маньковская

Источник: Философы Франции. Humanitas.-М. Гардарики 2008.-320 с.