БОДИСАТВА
БОДИСАТВА
(санскр. бодхисаттва; букв. - тот, чья сущность - знание) - по совр. учению буддизма - божество, находящееся па пути превращения из человека в будду, почти будда, но не погрузившийся в состояние блаженства (в нирвану) из-за своей «любви к людям» и желания привести их к «спасению». Первоначально название В., по-видимому, прилагалось буддистами толь- ко к Гаутаме, еще проповедовавшему свое учение людям, т. е. еще не перешедшему, по представлениям буддистов, в нирвану. Затем так стали называться люди в том состоянии перерождения (см. Переселение душ), к-рое будто бы предшествует превращению человека в будду. С ростом числа будд в будд. пантеоне в нем увеличивалось и число Б. Буддисты учат, что Б. живет на небесах в окружении др. богов, но когда он решает, что для него наступило время стать буддой, он рождается на земле и, еще будучи человеком, становится буддой. Мн. буддисты полагают, что после Будды Гаутамы уже было неск. будд и множество Б. Однако мнения об этом представителей разных течений в буддизме сильно расходятся, как расходятся и в целом их представления о Б. Так, согласно хинаяне, стать Б. может только свободный мужчина и только в качестве монаха, достигшего высшей степени «святости» (см. Архат). Согласно же махаяне, любой мирянин (и женщины в том числе) также может стать Б. В махаяне Б. - объект особого поклонения как «наставники» и «благодетели» человечества. При распространении буддизма в форме махаяны за пределами Индии часто с культом Б. сливались культы местных божеств. Представление о Б., выдвигая перед ворующими обманчивую перспективу их превращения в божества, привязывает их к религии, лишает инициативы в борьбе за социальную справедливость. Реакц. будд. духовенство использовало представление о Б. также для обожествления ряда представителей эксплуатат. классов (в частности, бодхисатвой была объявлена Екатерина II).