БОДХИСАТВА
Бодхисатва
тот, кто стремится достигнуть просветления или уподобиться Будде. В буддисткой традиции Махаяны идея бодхисатвы этим не исчерпывается, но развивается дальше - вплоть до того, что бодхисатва приобретает образ спасителя, который отказывается от просветления ради того, чтобы принести спасение всем существам, обладающим чувствами.
Источник: Новые религиозные движения.
Бодхисатва
(бодисатва) (санскрит: тот, чья сущность – просветление) – в буддизме (см. Буддизм) – идеальное существо, которое выступает как наставник и образец для других людей, ведущий их по пути нравственного совершенства к достижению нирваны (см. Нирвана). В основе идеала бодхисатвы – космический принцип связанности всех существ взаимным состраданием и взаимной помощью.
БОДХИСАТВА
в буддизме, особенно в махаяне, человек, стремящийся к просветлению (бодхи). Бодхисаттвой становится тот, кто решил выйти из круга перерождений (сансары) и достичь состояния будды. Высший нравственный подвиг состоит в том, что, достигнув нирваны – идеального состояния, где утрачивается индивидуальное «я», – они не остаются в этом вечном блаженстве, а возвращаются в наполненный страданиями и иллюзиями мир, чтобы помочь другим существам подняться к истинному бытию. Бодхисаттвы сознательно остаются в тисках закона кармы ради просветления остальных. В махаяне путь бодхисаттвы доступен всем, и потому их великое множество как в нашем, так и в других мирах. Путь бодхисаттвы прошел будда нынешнего мирового периода – Шакьямуни, а также будда будущего – Майтрейя.
Источник: Евразийская мудрость от а до Я
БОДХИСАТВА
санскр., букв. - тот, чья сущность — знание) — согласно учению буддизма, существо, достигшее высш. совершенства и имеющее право погрузиться в нирвану, но отказывающееся от этого из-за любви и сострадания к живым существам и стремления помочь им в спасении. В раннем буддизме Б. считался только Гаутама до того, как он достиг «просветления» и стал Буддой. Позднее будд. пантеон пополнился множеством Б. Махаяна считает, что каждый мирянин может стать Б. и, приобретя сверхъестеств. силы и возможности, отвечать на людские молитвы и заклинания, содействовать людям в преодолении мучений сансары. Наиболее почитаемые Б. махаяны: Манджушри (олицетворение высш. трансцендентной мудрости), Ваджрапани (олицетворение власти), Авалокитешвара (олицетворение добра), Майтрея. В ламаизме Б. составляют 4-й разряд божеств.
Источник: Атеистический словарь