БОДЁН Жан
(Bodin, 1530-1596) франц. юрист, сторонник ликвидации феод. раздробленности и установления абс. монархии во Франции. В эпоху религ. войн католиков с гугенотами он противопоставлял религ. фанатизму требование веротерпимости и считал, что у всех людей, в сущности, единая естеств. религия, в основе к-рой лежит вера в единство бога, в бессмертие души и божеств, возмездие на том свете, а также моральное сознание и свобода воли. По условиям времени идеи Б. имели прогрессивное значение и способствовали развитию вольнодумства.
Источник: Краткий научно-атестический словарь. 1964 г.
БОДЕН (Bodin) Жан
род. 1530, Анже ум. 1596, Лан) - франц. публицист, учитель по государственному праву. Во время преследования гугенотов выступал за терпимое отношение к последним и в своей осн. работе по государственному праву 4De la republique" (1577) дает определение понятию суверенитета, нарушение которого не может быть оправдано ни одним конституционно-правовым законом. В работе 4Colloquium heptaplomeres" (напечатана впервые в 1857) он дал обоснование равноправия для всех религий и в качестве основ единой естественной религии назвал следующее: единство Бога, моральное сознание, вера в свободу, бессмертие и возмездие на том свете.
Источник: Философский энциклопедический словарь
БОДЕН Жан
(1530—96) — фр. полит. мыслитель, юрист, социолог. Утверждал, что об-во представляет собой совокупность хозяйств. союзов, и прогрессивно формируется под влиянием природной среды, в к-рой существует лишь круговорот. Отрицал божеств. происхождение власти, был сторонником монархии, ограниченной з-нами, защищал веротерпимость; причину полит. переворотов Б. видел в имуществ. неравенстве. В 1576 г. был депутатом от третьего сословия на Генеральных штатах в Блуа. Осн. соч.: «Метод легкого изучения истории» (Methodos ad facilem historiarum cognotionem, 1566); «Шесть книг о республике» (Les six livres de la R?publique, 1577); «Разговор семерых» (Colloquium heptaplomeres», 1593). Соч.: Метод легкого изучения истории; Шесть книг о государстве // Антология мировой философии: В 4 т. М., 1970. Т. 2. В.И.Полищук
Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь
БОДЕН Жан
1530, Анже - 1596, Лан), франц. политич. мыслитель, социолог, юрист. Изучал право в Тулузе, затем переехал в Париж. В 1576 был депутатом от третьего сословия на Генеральных штатах в Блуа. В соч. «Метод легкого изучения истории» («Меthodus ad facilem historiarum cognotionem», 1566) утверждал, что общество формируется под влиянием естеств. среды и представляет собой сумму кровнохозяйств. союзов. В обществе осуществляется прогресс, в природе же - круговое вращение. В соч. «Шесть книг о республике» («Six livres de ia Republique», 1576) Б., отрицая божеств. происхождение власти, обосновывал идею монархии, ограниченной законами, защищал веротерпимость. Признавал право народа на убийство тирана. Причину политич. переворотов Б. видел в имуществ. неравенстве. В соч. «Диалог семи человек» («Colloquium heplaplomeres...», 1593; опубл. после смерти) защищал деистич. идею естеств. происхождения религии.
Источник: Советский философский словарь
БОДЕН Жан
1529/1530, Анжер-июнь 1596, Лаон) — французский правовед, историк, политический и религиозный мыслитель. Выходец из среды горожан, образование получил в Анжере и Тулузе. Состоял на службе у короля Генриха III, затем у герцога Алансонского, с которым путешествовал по Англии и Нидерландам. Участвовал в заседаниях Генеральных штатов в качестве представителя от третьего сословия, на стороне католической Лиги боролся против Генриха IV, в дальнейшем вместе с другими приверженцами сильной национальной монархии перешел на его сторону. Умер от чумы.
В основном произведении «Шесть книг о государстве» (Les six livres de la Republique, 1576) развил учение о безграничном и абсолютном государственном суверенитете, который, по мнению Бодена, достижим только при монархической форме правления. В этой связи он давал правовое обоснование абсолютной монархии, доказывая, что власть государя не может быть ничем стеснена, а органы сословного представительства должны выполнять совещательную роль; впрочем, облагать народ налогами государь, по Бодену, имеет право только с согласия государственных чинов. Подчеркивал обусловленность государственно-правовых установлений различных стран климатом и географической средой. Признавая возможность воздействия нечистой силы на людей, в трактате «Демономания колдунов» (La Demonomanie des sorciers, 1580) дал теоретико-практическое руководство по организации процессов ведьм.
Источник: Новая философская энциклопедия
БОДЕН Жан
французский публицист, учитель государственного права; р. 1530 (Анжер) — ум. 1596 (Лаон); во время преследования гугенотов выступал за терпимое отношение к последним и в своей основной работе по государственному праву «De la république» (1576; изд. P. К. Майера-Таша, 1981 и сл.) дает определение понятию суверенитета, нарушение которого не может быть оправдано ни одним конституционноправовым законом. В своей работе «Colloquium heptaplomeres» он дал обоснование равноправия всех религий и в качестве основ единой естественной религии назвал следующее: единство Бога, моральное сознание, веру в свободу, бессмертие и возмездие на том свете. Осн. соч.: Methodus ad facilem historiarum cognitionem, 1566, 1650 (Repr. 1967); Lex six livres de la république, 1576, 1583 (Repr. 1977), нем. изд. 1981 ; Iuris universi distributio, 1578; Universae naturae theatrum, 1596; Colloquium heptaplomeres de rerum sublimium arcanis abditis (напис. 1593), 1841, 1857 (Repr. 1970).
M. E. Kamp. Die Staatswissenschaftslehre J. B. s, 1949; G. Roellenbleck. Offenbarung, Natur u. jüd. Überlieferung bei J. B., 1964; H. Quaritsch. Staat u. Souveränität, 1970; H. Denzer (Hg.). J. B. — Verhandlungen der int. B. -Tagung in München, 1973 (mit Bibi.); J. H. Franklin. J. B. and the Rise of the Absolutist Theory, Cambridge, 1973; R T. King. The Ideology of Order, London, 1974; G. Treffer. J.B. Zum Versuch einer juristisch-philos. Bewätigung des allg. religiösen Bürgerkrieges in Frankreich, 1977; J. B. —Actes du colloque interdisciplinaire d’Angers, I—II, Angers, 1985; K. F. Faltenbacher. Das Colloquium Heptaplomeres, ein Religionsgespräch zwischen Scholastik und Aufklärung, 1988.
Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961
БОДЕН Жан
(1529/30, Анже – 1595, Лан) – правовед, историк, натурфилософ, один из крупнейших политических мыслителей своего времени. Образование получил в Тулузе и Анже, занимался адвокатской практикой, был профессором права в Тулузе; депутат от третьего сословия в Генеральных штатах Блуа; королевский прокурор (1584–1588); боролся против короля Генриха IV на стороне Католической лиги, затем перешел на его сторону. Полагая, что человек обречен на ошибки, если в своих действиях не станет руководствоваться природой, т.е. естественным порядком, Б. предпринял попытку рационализации исторического и политического знания. По его мнению, фундамент человеческого знания составляют три дисциплины: религиозная история, т.е. изложение оснований, по которым Бог создал мир и дал людям средства для его постижения и сотрудничества в делах Провидения; естественная история, т.е. изучение сотворенного мира, доказательство его конечности, выявление фундаментальной структуры вещей и явлений; человеческая история, представляющая собой исследование структуры и развития политических институтов, в которых более всего проявляется роль человека в творении («Метод легкого познания истории», 1566). Б. попытался установить единство между естественной и божественной историей, осуществить их своеобразный негативный синтез с целью разработки особой магической практики, изучение которой необходимо для управления миром сверхъестественного («Демономания колдунов», 1580). Наибольший интерес представляют политические сочинения Б., среди которых центральное место занимает труд «Шесть книг о государстве» (1576). Понятие суверенитета, сформулированное в этой работе, стало основой новоевропейской теории государства. Б. связывает понятие суверенитета не с личностью государя, а с самим государством: государство существует только там и тогда, где и когда его принципом является суверенитет, юридический порядок, подразумевающий разделение на управляющих и управляемых. Абсолютный и неделимый суверенитет связывает воедино все части государства, придавая особую форму всем политическим и социальным элементам.
Соч.: Метод легкого познания истории. М., 1990 (2000); Six livres de la République. P., 1986. Лит.: Агабеков, Г.Б. Жан Боден – основоположник концепции государственного суверенитета. М., 1990; Баязитова, Г.И. В преддверии рождения государства: язык, право и философия в политической теории Жана Бодена. Тюмень, 2012; Actes du Colloque Jean Bodin. Angers, 1985; Goyard-Fabre, S. Jean Bodin et le droit de la république. P., 1989. M.M. Федорова
Источник: Философы Франции. Humanitas.-М. Гардарики 2008.-320 с.
БОДЕН ЖАН
Bodin), Жан (1530–96) – франц. политич. мыслитель и социолог. В соч. "Метод легкого изучения истории" ("Methodus ad facilem historiarum cognotionem", 1566) Б. изложил свой взгляд на общество как на сумму кровнохозяйств. союзов-семей. Общество формируется независимо от воли человека под влиянием естеств. среды (в чем он предвосхищал идеи Монтескье). Б. считал, что человеч. об-во прогрессирует и что наука история изображает этот прогресс. Отражая стремление буржуазии к сильной централизованной власти, Б. в "Шести книгах о республике" ("Six livres de la R?publique", 1576; переведена им на лат. яз. в 1586) обосновывал идею наследств. монархии, ограниченной, однако, законами и лишенной права налагать налоги без согласия народа или его представителей. Исходя из идеи неделимости суверенитета, Б. был противником разделения власти, отвергал мнение о том, что власть монарха происходит от бога, и признавал за народом право убийства тирана, но не монарха, опирающегося в своей власти на закон. Б. считал гл. причиной политич. переворотов имуществ. неравенство. Б. был обвинен в атеизме, т.к. в ходившей в рукописи работе "Диалог семи человек" ("Colloquium heptaplomeres...") утверждал мысль о естественном происхождении религии (эту идею Б. изложил Чербери в своей работе "Об истине" – "De veritate", 1624). Тем не менее его соч. "Демономания" ("De la d?monomanie des sorciers", pt.l–2, 1580) полно суеверий. В соч. "Ответ на парадоксы М. Молеструа относительно вздорожания всех вещей и о деньгах" ("La R?sponse ... au paradoxe de monsieur de Malestroit, touchant l´ench?rissement de toutes choses et le moyen d´y remedier", 1568) Б. изложил свои экономич. взгляды. Единств. причиной удорожания товаров является, согласно Б., увеличение количества драгоценных металлов в Европе; он доказывал необходимость вывоза драгоценных металлов и свободы торговли. Оказал влияние на возникновение количеств. теории денег. Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Немецкая идеология, Соч., т. 3, 2 изд., М., 1955, с. 314; История философии, т. 2, [M.], 1941, с. 75–77; Виппер Р. Ю., Политические теории во Франции в эпоху религиозных войн, "Ж. М-ва народного просвещения", 1896, ч. 306, август; Шершеневич Г. Ф., История философии права, 2 изд., СПБ, 1907; Baudrillart H., Jean Bodin et son temps, P., 1853; Chauvir? R., Jean Bodin, auteur de la "Republique", P., 1916; Feist ?., Weltbild und Staatsidee bei Jean Bodin, Halle, 1930; Kamp M. E., Die Staatswirtschaftslehre Jean Bodins, Bonn, [1949]. Г. Зельманова. Ленинград.
Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.