р. 1930) - амер. литературовед, философ и писатель. Получил образование в Корнельском и Йельском ун-тах, проф. Йельского ун-та. В качестве моделей рассуждения Б. использует разные источники: христианский гностицизм II в., Каббалу XIII-XVI веков, учения Дж. Вико, Ницше, Фрейда, толкования иудейской мистики Г. Шолема и Бубера. Предмет исследования - преимущественно поэзия У. Блейка, П.Б. Шелли, Р.У. Эмерсона, У.Б. Йитса, У. Стивенса и др. Б. стремится заменить индивидуально-психологический и лингвистический подходы к поэзии исследованием отношений поэтов одной традиции через анализ их произведений, изучить поэта как поэта. Б. разрабатывает теорию поэзии, призванную объяснить истоки новаторства. Традиционную ("платоническую") точку зрения на изменение в творчестве как следствие неточности подражания Б. заменяет "гностической", усматривающей в отношениях предшественника и последователя соревнование ("агон"). С этих позиций, напр., написание стихотворения есть одновременно неверное, искажающее прочтение к.-л. более раннего стихотворения. Теория поэзии Б., предстающая как теория творчества вообще, выполняет функцию введения в традицию. Б. исследует борьбу последователя с предшественником. Согласно Б., ведущие силы поэтического творчества - это боязнь влияния и соперничество со временем. Учение Б. о "пропорциях пересмотра" призвано объяснить меняющиеся в ходе творчества последователя прочтения предшественника. Б. пишет о шести моментах творения, это: клинамен - отклонение позднего стихотворения от пути раннему; тессера - дополнение приемлемого фрагмента раннего стихотворения поздним: кенозис - совместное умаление позднего и раннего стихотворений; даймонизация - противопоставление позднего стихотворения возвышенному раннего; аскезис - совместное ограничение позднего и раннего стихотворений; апофрадес - возвращение раннего стихотворения в позднее в качестве образа. Для отражения единства чтения и письма в творческом процессе Б. помещает между парами "пропорций пересмотра" три "пресечения", или кризиса (избранничества, солипсизма, отождествления). Единство тех и других, по Б., позволяет любому читателю стать последователем традиции.
The Anxiety of Influence. N.Y., 1973; A Map of Misreading. N.Y., 1975; Kabbalah and Criticism. N.Y., 1975; Poetry and Repression. New Haven, 1976.