БЛОНДЕЛЬ Морис

Найдено 9 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

БЛОНДЕЛЬ Морис
1861-1949) - франц. католич. философ, представитель модернист, течения в католицизме; примыкает к неоавгусти-низму (в учении о том, что вера в бога внутренне присуща человеку) и интуитивизму (в своей «философии действия», утверждающей примат интуитив. принятия благодати веры). Б. отстаивал тезис о том, что наука без дополнения ее религией не способна постичь сущность вещей.

Источник: Атеистический словарь

БЛОНДЕЛЬ МОРИС

французский философ (Дижон, 1861 — Экс-ан-Прованс, 1949). С 1895 г. преподавал на факультете в Эксе. Его философия действия является, по сути, религией действия, раскрывающей в опыте действующей воли «супрафеноменальный» мир— мир воплощенной веры. Его докторская диссертация — «Действие, попытка критики жизни и построения практической науки» (1893) — повлияла на его дальнейшее творчество, от «Идеалистической иллюзии» (1898) до «Христианского духа и философии» (1939).

Источник: Философский словарь

БЛОНДЕЛЬ Морис
2.11.1861, Дижон, - 4.6.1949, ЭксанПрованс), франц. философ-идеалист, представитель спиритуализма. Ученик А. Бергсона и приверженец католич. модернизма, Б. в рамках томизма выступал против абсолютизации рационального начала. Критикуя абстрактное рассудочное мышление, Б. трактовал разум не только как логич. операцию, но и как нечто переживаемое, имеющее в своей основе внутр. духовное движение. Сочетание разума, рассматривающего мир явлений, и религ. откровения, направленного на сверхприродный мир, раскрывает человеку смысл его жизни и высшие религ. ценности. Гл. выражение человеч. сущности Б. видел в действии, ценность к-рого ставил в зависимость от служения жизненной практике - достижения всеобщего счастья. Волюнтаристич. трактовка Б. действия как волеизъявления, формирующего личность, предвосхищала разработку проблемы выбора в экзистенциализме.

Источник: Советский философский словарь

БЛОНДЕЛЬ (Blondel) Морис
род. 2 февр. 1861, Дижон - ум. 4 июня 1949, там же) - франц. философ, с 1896 - профессор в Экс-эн-Провансе. Сначала находился под влиянием Бергсона; принял участие в полемике модернистов, привлек к себе внимание ранней работой "L&Action" (1893), которая вскрывает трансцендирующий характер человека. Блондель стремился развить интегральную философию, которая познает свои молчаливые предпосылки ("импликации") и свой внутренний поэтико-пневматический динамизм и тем самым также свою недостаточность и потребность в дополнении, которая может быть удовлетворена только христ. религией; он пытался философски обосновать свою теистическую метафизику и ее содержание. Осн. произв.: "La&pensee", 2 vol., 1934; "L&Etre et les etres", 1935; "L&Action", 2 vol., 1936-1937; "La philosophic et l&esprit chretien", 2 vol., 1944-1946; "Exigeances philosophiques du christianisme", 1950.

Источник: Философский энциклопедический словарь

БЛОНДЕЛЬ МОРИС

(2 нояб. 1861 – 5 июня 1949) – франц. католич. философ, представитель т.н. модернистского движения в католицизме; подвергся влиянию интуитивизма Бергсона и прагматизма Джемса. Б. отстаивал антинаучное положение о том, что наука, оторванная от религии, неспособна постигнуть суть вещей. Определяющим моментом в деятельности человека Б. считал действие божеств. благодати. Вопреки ортодоксальному томизму, утверждал, что трансцендентное (бог) внутренне присуще человеку. Соч.: L´action, essai d´une critique de la vie et d´une science de la pratique, P., 1950; Histoire et dogme, La Chapelle-Montligeon, 1904; Le probl?me de la philosophie catholique, P., 1932; La pens?e, t. 1–2, P., 1934; La philosophie et l´esprit chr?tien, t. 1–2, P., 1944–46; Exigences philosophiques du christianisme, P., 1950. Лит.: ?aliard J., Maurice Blondel ou le d?passement chr?tien, P., [1950].

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

БЛОНДЕЛЬ (Blondel) Морис (1861-1949)
франц. религиозный философ. Свою концепцию называл философией действия и стремился в ней примирить томизм с августинианством, а также с традицией средневековой мистики. В этом он опирался на идеи Паскаля, Спинозы, Лейбница, Гегеля, Мен де Бирана, Бергсона. Основная тема его учения - единство бытия, действия и мысли. Всеобщий динамизм в мире сотворенного бытия - в природе и в истории - порожден божественной мыслью.
Последняя понимается как внутренняя причина развития, источник противоречивости вещей и одновременно как начало, полагающее цель эволюции мироздания. В сфере органической природы божественная мысль проявляется в форме жизненного порыва, а с появлением человека становится спиритуальным порывом. В духе августинианского толкования человека как души, использующей тело, Б. подчеркивает примат волевого начала в человеческой жизнедеятельности. Идущая от Бергсона тема противостояния непосредственно-интуитивного и абстрактно-аналитического подходов к миру предстает у него в виде противоречия аналитического разума и "разума сердца". Разработка им диалектики выбора во многом предвосхищает эту тематику в экзистенциализме. Критикуя с христианских позиций буржуазную цивилизацию, Б. предлагал религиозно-нравственные рецепты ее исцеления.
L&Action. P., 1893; La pensee. P., 1934; Dialogue avec les philosophes. P., 1966.

Источник: Современная западная философия: словарь

БЛОНДЕЛЬ Морис
французский философ; р. 2.11.1861 (Дижон)—ум. 4.6.1949 (Эксан-Прованс); с 1896 — профессор там же. Сначала находился под влиянием Бергсона; принял участие в полемике модернистов, привлек к себе внимание своей ранней работой «L’action» (1893), которая показывает трансцендирующий характер человека. Блондель стремился развить интегральную философию, которая познает свои молчаливые предпосылки («импликации») и свой внутренний ноэтико-пневматический динамизм и тем самым также свою недостаточность и потребность в дополнении, которая может быть удовлетворена только христианской религией; он пытался философски обосновать свою теистическую метафизику и ее содержание. Осн. соч.: L’action, 1893, нем. изд. 1965, 1936—1937 (2 vol.); La pensée, 2 vol., 1934, нем. изд. 1953—1956; L’être et les êtres, 1935; La philosophie et l’esprit chrétien, 2 vol., 1944—1946; Exigences philosophiques du christianisme, 1950, нем. изд. 1954; Tagebuch vor Gott, 1883—1894, 1964.
P. Archambault. Initiation à la philos, blondélienne, Paris, 1941; J. Paliard. M. B. ou le dépassement chrétien, Paris, 1950; H. Dumery. B. et la religion, Paris, 1954; A. Cartier. Existence et vérité. Philos, blondélienne de l’action et problématique existentielle, Paris, 1955; J. Ecole. La métaphysique de l’être dans la philos, de M. B., Leuven, 1959; H. Bouillard. B. et le christianisme, Paris, 1961, dt. 1963; D. Esser. Der doppelte Wille bei M. В., 1961; C. Tresmontant. Introduction à la métaphysique de M. B., Paris, 1963; U. Hommes. Transzendenz u. Personalität. Zum Begriff der Action bei M. В., 1972; R. Virgoulay/C. Troisfontaine. M. B. Bibl. analytique et critique, I—II, Leuven, 1975—1976; A. Raffelt. Spiritualität u. Philos. Zur Vermittlung geistig-religiöser Erfahrung in M. B.s «L’action», 1978; P. Favraux. Une philosophe du médiateur: M. В., Paris. 1987; С. Theobald. M. B. und das Problem der Modernität, 1988.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

БЛОНДЕЛЬ Морис
2 ноября 1861, Дихон— 4 июля 1949, Эксан-Прованс) — французский философ, приверженец католического модернизма и спиритуализма. Ученик А Бергсона. Учился в университете Дижона, затем в Эколь Нормаль; преподавал в лицеях Шомона, Монтобана и Экс-ан-Прованса, в университетах Лилля и Экс-анПрованса. В своих исканиях, кроме Бергсона, опирался на идеи Паскаля, Спинозы, Лейбница, Гегеля, Мен де Бирана; стал одним из видных представителей французского католического модернизма наряду с А. Луази, Э. Ле Руа и др. Привлек внимание своей работой «Действие» (LAction, 1893), ставшей его диссертацией и впоследствии переработанной в двухтомное произведение (опубликовано в 1950). Книга подверглась критике со стороны официального католизма и была внесена Ватиканом в список запрещенных работ; ее автора упрекали в рационализации христианства, в превращении христианского учения в философию. Вместе с тем университетская общественность в течение нескольких лет отказывала ему в преподавании философии на том основании, что он не признавал автономии философии, подчиняя ее религии.
В создаваемой концепции, которую он называл философией действия, Блондель стремился примирить томизм с августианством, а также с традицией средневековой мистики; вместе с тем проводил идею синтеза имманентного и трансцендентного, характерную для католического модернизма того времени. Критикуя неотомизм с его «теологическим рационализмом», Блондель приходит к выводу, что в деятельности человека осуществляется реальная связь естественного и сверхъестественного. При этом Блондель считает, что только единство разума и веры может восстановить целостность философии: он отвергает как крайний рационализм, для которого нет иного источника истины, кроме разума, так и откровенный фидеизм, признающий главенство веры в познавательном процессе. Для Блонделя мир явлений и мир высших ценностей не могут быть разобщены, разум и вера—два инстумента одной и той же истины. В сердце человека он обнаруживает сверхъестественную потребность: человек воодушевляется целями, отличными от природных целей; действие человека осуществляется в точке соединения естественного и сверхъестественного, имманентного и трансцендентного. Вот почему философия, занимаясь изучением человека как специфического единства бытия, действия и мышления, не может быть закрытой самодостаточной системой; она вынуждена идти на союз с верой, поскольку одной вере дано достичь сверхъестественное. Действие благодаря присущему ему динамизму заставляет человека преодолевать границы собственного «я» и приводит его к признанию высшего существа, в единении с которым человек черпает свою внутреннюю силу. Действуя, человек включается в общемировой опыт и стремится слиться с Абсолютом. Понятие действия в трактовке Блонделя обнаруживает свою близость к той совокупности идей, которая в экзистенциализме трактуется как существование.
В двухтомном произведении «Мышление» (1934) Блондель стремится показать, что никакая идея о человеке не дает исчерпывающего знания о том, что он такое. Мышление — факт космический, оно не возникает внезапно, «из ничего», оно составляет часть Вселенной и неотделимо от нее. Всеобщий динамизм, который, согласно Блонделю, пронизывает и природу, и историю, порожден божественной мыслью, являющейся внутренней причиной развития, источником противоречивости вещей и началом, полагающим цель эволюции мироздания. В сфере органической природы божественная мысль проявляет себя в форме жизненного порыва (как его понимал Бергсон), а с появлением человека он становится порывом спиритуальным. В человеческой жизнедеятельности Блондель выделяет примат волевого начала; его разработка диалектики выбора предвосхищает эту тематику в экзистенциализме. Критикуя с христианских позиций буржуазную цивилизацию, он предлагает религиозно-нравственный путь ее преобразования.

Источник: Новая философская энциклопедия

БЛОНДЕЛЬ Морис
(1861, Дижон – 1949, Экс-анПрованс) – приверженец спиритуализма и католического модернизма, наряду с А. Луази, Э. Леруа и др. С философией – концепциями Г.В. Лейбница и Мен де Бирана – познакомился в дижонском лицее. Учился в университете Дижона, затем в Высшей нормальной школе, где его главными наставниками были Э. Бутру и Л. Олле-Лапрюн; преподавал в лицеях Шомона, Монтобана и Экс-ан-Прованса, университетах Лилля и Экс-анПрованса.
В своих исканиях опирался на идеи А. Бергсона, Августина, Б. Паскаля, Б. Спинозы, Г.В. Лейбница, Г.В.Ф. Гегеля, Мен де Бирана. В 1893 опубликовал работу «Действие» («Action»), которая сразу же привлекла к себе внимание философской общественности. Книга подверглась критике со стороны официального католицизма (Ватикан включил ее в Индекс запрещенных книг): автора упрекали в рационализации христианства, в превращении христианского учения в философию. Университетская общественность, со своей стороны, в течение нескольких лет препятствовала Б. в преподавании философии на том основании, что он не признавал автономии философии, подчиняя ее религии. На деле Б., создавая свою философскую концепцию, которую называл «философией действия», отвергал как крайний рационализм, для которого нет иного источника истины, кроме разума, так и откровенный фидеизм, постулирующий главенство веры в познавательном процесс. Для Б. мир явлений и мир высших ценностей не могут быть разобщены, разум и вера для него – два инструмента достижения одной и той же истины. Б. избрал предметом своих исследований конкретное человеческое существование («действие») и душу человека, в которой, по мнению философа, обнаруживается потребность в сверхъестественном. Понимая под действием специфически человеческую активность: практическую, научную, моральную, эстетическую, метафизическую, – Б. сосредоточивает внимание на активности духа. Существенной чертой действия является то, что оно берет начало за пределами разума и воли – в их общем истоке, каковым является первичный динамизм духовного существа. Всё новые и новые цели, в которых находит проявление духовный порыв человека, побуждающий его преодолевать собственное чувство недостаточности, приводят к сверхприродному, где Бог выступает одновременно и имманентным, и трансцендентным. Блонделевские понятия действия, самоопределения и самопреодоления человека, проективности человеческого бытия и свойственного ему выбора созвучны идеям, которые в персонализме (Э. Мунье) будут охвачены понятием личности, а в экзистенциализме (Ж.П. Сартр, Г. Марсель) – понятием существования; учением о диалектике природы, пронизанной духом, об эволюции материи, движимой духовной энергией, Б. близок П. Тейару де Шардену. Наиболее полно философские устремления Б. выражает понятие мудрости. Мудрость предполагает интеллект и знание, но сама она есть нечто большее; мудрость – это одновременно и способ мышления, и образ жизни, взаимно оплодотворяющие друг друга; она имеет характер философский и вместе с тем сверхфилософский, поскольку в нашем действии и мышлении заявляет о себе потребность в трансцендентном: мудрость пребывает одновременно внутри философии и за ее пределами, заставляя философию преодолевать себя. Подлинно христианской философией Б. считает католицизм, поскольку в нем, как ни в каком другом философско-религиозном учении, сверхъестественное укоренено в естественном. Критикуя буржуазную цивилизацию с христианских позиций, он предлагает религиозно-нравственный путь ее преобразования.
Соч. : L’Action. Essai d’une critique de la vie et d’une science de la pratique (thèse de doctorat ès lettres). P., 1893; La Pensée. I. La genèse de la pensée et les paliers de son ascension spontanée; II. Les responsabilités de la pensée et la possibilité de son achèvement. P., 1934; L’Être et les êtres. Essais d’ontologie concrète et intégrale. P., 1935; L’Action: I. Le problème des causes secondes et le pur Agir. Р., 1936; II. L’action humaine et les conditions de son aboutissement. Р., 1937; Exigences philosophiques du christianisme. P., 1950; Maurice Blondel – Lucien Labertonnière. Correspondance philosophique présentée par Claude Tresmontant. P., 1961. Л и т. : Сахарова, Т.А. Философия действия // Сахарова, Т.А. От философии существования к структурализму. М., 1974; Лакруа, Ж. Морис Блондель, его жизнь и творчество // Лакруа, Ж. Избранное: Персонализм. М., 2004; Duméry, H. La philosophie de l’action. Essai sur l’intellectualisme blondelien. Préface de Maurice Blondel. P., 1948; Bouillard, H. Blondel et christianisme. P., 1961; Jouhaud, M. Le problème de l’être et l’expérience morale chez Maurice Blondel. Louvain; P., 1970; Virgoulay, R. Blondel et le modernisme. P., 1980; idem. Philosophie et théologie chez Mairice Blondel. P., 2002; Blondel et la philosophie française / Gabellieri E., Cointet, P. de, eds. P., 2007. И.С. Вдовина

Источник: Философы Франции. Humanitas.-М. Гардарики 2008.-320 с.