БЛОК Марк

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

БЛОК Марк

Bloch), Марк (6 июня 1886 – 16 июня 1944) – франц. бурж. историк и социолог. Один из руководителей Движения Сопротивления (1940–44); был арестован и расстрелян гестаповцами. Б. наряду с историч. исследованиями, гл. обр. по истории феодализма, занимался также методологией истории. В работе "Защита истории" ("Apologie pour l´histoire, ou M?tier d´historien", 1949) он выступал против историч. агностицизма, признавая объективную реальность историч. прошлого, его познаваемость. Соч.: Rois et serfs, P., 1920; Les rois thaumaturges, Stras. – [L.–N. Y.], 1924; Les caract?res originaux de l´histoire rurale fran?aise, [Nouv. ?d.]. t. [1]–2, P., 1952–56; La soci?te f?odale, [t. 1–2], P., 1939–40; L´?trange d?faite, |Nouv. ?d.], P., [1957]. Лит.: Кон И. С., Люблинская А. Д., Труды французского историка Марка Блока, "Вопр. истории", 1955, No 8.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

БЛОК Марк

1876-1944) - французский историк, один из основателей Школы анналов. М. Блок показал, что исходные наблюдаемые данные науки обладают уникальным и неповторимым характером. Тем не менее, они не менее надежны для теоретических выводов, чем данные точных естественных наук, таких как химия, физика или биология. М. Блок писал, что все, что изучает историк: камень, обточенный ремесленником, и особенности языка, и правовая норма, и записанный в ритуальной книге или изображенный на стене обряд — все это реальности, которые мы воспринимаем сами и толкуем с помощью индивидуального умственного усилия. Эти факты подлежат прямому наблюдению и поэтому вполне сопоставимы по степени надежности с исходными наблюдаемыми фактами в естествознании. Исторические факты должны быть исследованы с тотальной точки зрения. Это означает, что любое явление должно быть рассмотрено «объемным» образом - с экономических, правовых, религиозных, эстетических, психологических и т. д. позиций.

Источник: Человек и общество. Культурология

БЛОК Марк
(1886—1944) — фр. историк, основоположник шк. «Анналы» в истории и историографии. Теор. воззрения на историю и работу историка выработал под влиянием разл. шк. и направлений (А.Берр, Э.Дюркгейм, А.Пиренн, П.Видаль де ла Бланш, Й.Хейзенга, марксизм). Долгое время работал в Страсбургском ун-те, в 1936 г. возглавил каф. экон. истории в Сорбонне. Науч. интересы Б. находились в обл. медиевистики. Б. подверг критике традиц. позитивистскую описательную историографию, выступил за создание т.н. «глобальной» истории, охватывающей все сферы истор. бытия, способной выдвигать гипотезы и решать науч. проблемы. Обосновал идею и необходимость междисциплинарного истор. синтеза и системного подхода к истории, открыл новую сферу науч. исследований — историю ментальности. Внес существ. вклад в трактовку понятий «истор. факт» и «истор. источник». С 1929 г. Б. (совместно с Л.Февром) начал издавать журнал «Анналы соц. и экон. истории», вокруг к-рого постепенно сформировалась группа единомышленников. С первых дней Второй мировой войны призван в армию, участвовал в движении Сопротивления, был арестован и трагически погиб. Соч.: Апология истории, или Ремесло историка. М., 1986; Короли-чудотворцы. Очерк представлений о сверхъестественном характере королевской власти, распространенных преимущественно во Франции и в Англии. М., 1998; Феодальное общество. М., 2003. В.Я.Мауль

Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь

БЛОК (Block) Марк (1886 — расстрелян фашистами в 1944)
французский историк-медиевист, ученый, заложивший основы методологической модернизации исторической науки 20 в. Основные сочинения: "Иль-де-Франс: Страна вокруг Парижа" (1913), "Феодальное общество" (тт. 1-2, 1939-1940), "Характерные черты французской аграрной истории" (1931), "Апология истории, или Ремесло историка" (1941-1942) и др. В 1929 совместно с Л. Февром основал журнал "Анналы экономической и социальной истории", положивший начало так называемой "школе" Анналов", которая в значительной степени определяла поиски новых горизонтов исследования в западной историографии. История как "серьезное аналитическое занятие", по Б., представляет собой не пассивное воспроизведение прошлого в соответствии с данными исторических источников, а активное конструирование его образа на основе авторской концепции, задающей видение значимого содержания источников. Исторический источник всегда "отвечает" на конкретные вопросы историка, и умело составленный вопросник способен выявить подспудное содержание источника, позволяет проникнуть глубже лежащих на поверхности событий. Осмысление активности субъекта познания (типичное для неклассической науки вообще) трансформировало предмет исторического исследования. Блок провозгласил и осуществлял переориентацию науки истории с описания "деяний" на анализ массового социального поведения, повседневной жизни людей, проходящей в медленно текущем времени ("длительной временной протяженности"). На смену изучению событий "гражданской истории" (политических, дипломатических, военных) приходит социальная история — анализ общества как целостной системы, включающий рассмотрение "человеческой географии", средств коммуникации, обмена, истории техники и т.п. Историческое исследование ориентируется на тесный союз с социальными науками и приобретает междисциплинарный характер. Полную картину исторического прошлого, по Б., строит исследование, сочетающее анализ объективных (экологических, технических, демографических и др.) факторов с изучением субъектного, социально-психологического начала истории. Ориентацией на реконструкцию ментальных структур, определяющих социальное поведение человека, Б. предвосхитил основные исследовательские установки "исторической антропологии" 70-80-х (Ж. Дюби, Ж. Ле Гофф, А.Я. Гуревич). Понимая историю как науку "о людях во времени", Б. именно человека рассматривал как начало, интегрирующее различные аспекты жизнедеятельности общества. Акцент на гуманитарном измерении истории делает идеи Б. особенно актуальными в контексте современных поисков в исторической науке.
В.Н. Фуре

Источник: Новейший философский словарь

БЛОК Марк
(1886, Лион – 1944, Сен-Дидье-деФорман) – историк и философ истории, один из создателей школы «Анналов», разработавшей новую, влиятельную в XX в. методологию исторических исследований. Окончив в 1908 Высшую нормальную школу, пополнил образование в Берлине и Лейпциге (1908–1909). В 1912–1913 преподавал историю и географию в лицеях Монпелье и Амьена. В 1914 был призван в действующую армию, а после окончания войны работал в Страсбургском университете, где с 1927 занял должность ординарного профессора на кафедре истории Средних веков. В 1929 совместно с Л. Февром основал журнал «Анналы экономической и социальной истории». С 1936 преподавал экономическую историю в Сорбонне, в 1940 вернулся в Страсбург, затем работал в Клермон-Ферране и Монпелье. С 1943 активно участвовал в Сопротивлении в Лионе, в марте 1944 был арестован и 16 июня расстрелян. Начав свою научную деятельность с изучения региональной истории («Иль-де-Франс», 1913), Б. занялся затем разработкой новой методологии истории. В его трудах сформулирован ряд принципов, ставших позднее ведущими в деятельности школы «Анналов»: отказ от трактовки истории как истории событий и переход к пониманию ее как «науки о людях во времени», предполагающей комплексное исследование прошлого с опорой на междисциплинарный подход, на данные социальной истории, географии, истории культуры и экономики, на изучение особенностей образа мышления и чувств (ментальностей) людей разных исторических эпох. Начало такому исследованию было положено в работе Б. «Короли-чудотворцы» (1924), ставшей одним из образцов данного подхода: конкретная тема средневековой истории – вера народа в способность королей излечивать больных золотухой – рассматривается здесь в сложном историко-культурном контексте как выражение особого типа ментальности. В главной своей методологической работе – «Апология истории, или Ремесло историка» (она осталась незавершенной и издана посмертно в 1949; рус. пер. 1973) Б. размышлял о специфике исторического исследования, представляющего собой познание «по следам» (термин Ф. Симиана), по сохранившимся свидетельствам, документам, изучение которых требует умения задавать вопросы прошлому, применения критического метода, строгой логики и силы воображения, владения приемами анализа и синтеза. История как наука, беспрестанно связывающая «изучение мертвых с изучением живых», как «встреча людей в веках», имеет дело с особого рода причинностью, несводимой к естественно-научному типу каузальности, – с целым комплексом причин, в выявлении которых особую роль играет исследование ментальностей.
Соч. : Характерные черты французской аграрной истории. М., 1957; Короли-чудотворцы. М., 1998; Странное поражение. М., 1999; Феодальное общество. М., 2003; Rois et serfs – un chapitre d’histoire capé- tienne. P., 1920. Лит.: Гуревич, А. Я. Марк Блок и «Апология истории» // Блок, М. Апология истории, или Ремесло историка. 2-е изд. М., 1986; Fink, С. Marc Bloch. Une vie au service de l’histoire. L., 1997; Dumoulin, O. Marc Bloch. P., 2000.

Источник: Философы Франции. Humanitas.-М. Гардарики 2008.-320 с.

Блок, Марк
Марк Блок (Bloch) (1886-1944) франц. историк. Окончил Высшую Нормальную школу (пед. ин-т) в Париже, учился в Лейпциге и Берлине, с 1912 преподавал в лицеях Монпелье и Амьена. Во время Первой мир. войны — в действующей армии. С 1919 — проф. Страсбург. ун-та. В 1929 совместно с Л. Февром основал журнал “Анналы” (см. Школа "Анналов"). С 1936 — проф. экон. истории в Сорбонне. Во время Второй мир. войны в действующей армии в 1939-40, во время нем. оккупации — в движении Сопротивления; как еврей Б. был вынужден уйти из “Анналов”. В 1944 расстрелян оккупантами. Б. — социальный историк, сфера его интересов — феод. строй ср.-век. Европы, материальная жизнь и аграрная история. Гл. труд в этой области — “Характерные черты франц. аграрной истории” (1931). Б. не ограничивался собственно аграрной историей, его целью было дать комплексный анализ об-ва. Именно поэтому он активно желал объединить усилия ученых разных специальностей на страницах “Анналов”. Сам он стремился включить в аграрную историю историю техники; историю отношений власти (Короли и сервы: глава из истории эпохи Капетингов, 1920). Книга “Короли-целители. Исследование сверхъестеств. характера, приписываемого королевской власти, особенно во Франции и Англии” (1924) ныне считается одной из основополагающих в истории ментальности. Итоговым стал труд “Феодальное об-во” (1939-40) — попытка дать всеохватывающее описание феод. об-ва, его экон., социальных и культурных черт. Методол. рассуждения по поводу истор. исследования и, одновременно, размышления о нравств. смысле истор. науки содержатся в книге “Апология истории, или Ремесло историка”, писавшейся в условиях подполья, прерванной гибелью и увидевшей свет посмертно (1949). Социальная история, в интерпретации Б., — не только история отношений землевладения и сеньориальной власти, форм крестьянской зависимости и поместной эксплуатации; не ограничивается она и изучением систем землевладения и землепользования. Она включает в себя в качестве неотъемлемого компонента человеч. сознание, ментальность и только через них становится понятной и обретает смысл для историка. История — не “изучение прошлого”, но “наука о людях во времени”. Для Б. даже страх перед адом — важный социальный фактор ср.-вековья. Один из лейтмотивов методологии Б. — стремление дать такое истолкование истор. феномена, при к-ром оно не было бы сведено к однозначной формуле. Но многофакторность истор. исследования не имеет для выступавшего против априорных схем Б. ничего общего с эклектикой и предполагает выделение гл. предмета исследования, каковым является человек в об-ве. Любое явление становится историческим, обретает форму действительности, если оно прошло через чье-то сознание. События истории — это события коллективной, обществ. жизни людей. Ментальность — центр. категория методологии Б. Предмет истории — сознание людей. Анализ явлений коллективного сознания привел Б. к раскрытию глубин социальной структуры и ее движения. В истории нет автоматизма, однозначной связи причин со следствиями. Факты истории суть психол. факты, потому что историю творит человек; социальная целостность, раскрытие к-рой есть для Б. конечная цель истор. науки, выражает себя именно через человеч. сознание — в нем смыкаются все социальные феномены. Соч.: Rois et serfs — un chapitre d´histoire capetienne. P., 1920; Les rois Thaumaturges. Etude sur la caractere surnaturel attribue a la puissance royale particulierement en France et en Angleten-e. P.; Strasbourg, etc., 1924; 1983; La societe feodale. T. 1-2. P., 1939-40; 1968; Melanges historiques. T. 1-2. P., 1963; Характерные черты франц. аграрной истории. М., 1957; Апология истории, или Ремесло историка. М., 1973; 1986. Лит.: Гуревич А.Я. Истор. синтез и Школа "Анналов". М., 1993; Февр Л. Марк Блок и Страсбург// Февр Л. Бои за историю. М., 1991; Fink С. Marc Bloch. A Life History. Camb., 1989; Marc Bloch aujourd´hui. Histoire comparee et sciences sociales. P., 1990. А.Я. Гуревич, Д.Э. Харитонович. Культурология ХХ век. Энциклопедия. М.1996

Источник: Большой толковый словарь по культурологии

Найдено схем по теме — 1

Найдено научных статей по теме — 2

Читать PDF
363.36 кб

Вспоминая Марка Блока

Хромова Е.Б.
Статья посвящена памяти выдающегося французского историка М. Блока. Основное внимание уделяется его книге «Короли-чудотворцы», занимающей особое место в творчестве учёного.
Читать PDF
633.86 кб

Марк Блок: образ идеального историка и вызовы современной Франции

Трубникова Наталья Валерьевна
Автор статьи анализирует тематические ориентации как научных, так и общественно-политических дискуссий, связанных с именем, профессиональными трудами и биографией известного французского историка Марка Блока.