БЛАНШО Морис
Источник: Альтернативная культура. Энциклопедия
Так, непосредственным предметом анализа в произведениях Ф. Гёльдерлина, С. Малларме, Ф. Кафки, М. Лейриса, Ж. Батая становятся самые сильные человеческие переживания – смерть, отсутствие, пустота, молчание, – которые не способен передать никакой другой дискурсивный опыт, кроме литературного. Литература – процесс, не имеющий определенной цели и программы, это самореализация писателя, утверждающего себя в этом качестве самим процессом письма. Ссылки Б. на Гегеля указывают на то, что истина, реальность литературы, по его мнению, заключена в акте самопредставления, а не в соответствии описаний какому-то внешнему объекту. При этом читатель должен понять ход переживаний писателя, поверить в их правдивость, т.е. писатель, реализуя себя, должен исчезнуть ради того, чтобы читатель понял его как себя самого, перестать быть собой и сделаться кем-то другим. Из таких внутренних противоречий соткана литература. Будучи цельной, она множественна, точно так же, как, в понимании Б., писатель должен быть множественным, чтобы представить разнообразие, но при этом в каждый данный момент быть чем-то одним, определенным, отвергать всех остальных, чтобы добиться правдоподобия. По мысли Б., в современной литературе возникает новый опыт переживаний, возможно, новый субъект. Свидетелями появления нового субъекта – неопределенного и неоднозначного, бесконечного в своих желаниях и представлениях этого желания – стали Ф. Ницше и де Сад.
Соч.: Последний человек. СПб., 1997; Неописуемое сообщество. М., 1998; От Кафки к Кафке. М., 1998; Пространство литературы. M., 2002; Мишель Фуко, каким я его себе представляю. СПб., 2002; Lautréamont et Sade. P., 1949; Le cime à venir. P., 1959; L’entretien infini. P., 1969; L’écriture du desastre. P., 1980. Лит.: Collin, F. Maurice Blanchot et la question de l’écriture. P., 1971; Derrida, J. Parages. P., 1986; Laporte, R. Maurice Blanchot, l’ancien, l’effroyablement ancien. P., 1987. A.A. Костикова
Источник: Философы Франции. Humanitas.-М. Гардарики 2008.-320 с.
А.Я. Сарна
Источник: Новейший философский словарь
М.К. Рыклин
Внутренний опыт // Ступени. Философский журнал. СПб., 1994, №2(9); Роман о прозрачности // Роб-Грийе А. Проект революции в Нью-Йорке. М, 1996; Последний человек. СПб., 1997. L&espace litteraire. P., 1955; L&eutretien infini. P., 1969.
Источник: Современная западная философия: словарь
(1907-2003) франц. писатель, философ, эссеист. Творч. путь Б. начался в годы Второй мир. войны романами “Темный Тома” (1941, вторая ред. 1950) и “Аминадав” (1942). В дальнейшем Б.-прозаик писал преимущественно повести: “При смерти” (1948), “В желанный миг” (1951), “Последний человек” (1957) и др. Тогда же началась и деятельность Б. — критика и эссеиста; его многочисл. статьи собраны в кн. “Лотреамон и Сад” (1949), “Обречено огню” (1949), “Пространство лит-ры” (1955), “Грядущая книга” (1959), “Бесконечный диалог” (1969) и др. С 70-х гг. Б. выпускал в осн. соч. смешанного жанра, состоящие из разнородных, худож. и филос., фрагментов: “Шаг по ту сторону” (1973), “Катастрофическое письмо” (1980) и др. Философско-критич. эссе Б., в большинстве своем написанные на материале худож. лит-ры и философии 20 в., создавались под влиянием таких мыслителей, как Ницше, Хайдеггер, Левинас, и таких писателей и поэтов, как Малларме, Кафка, Батай. Существ. роль в становлении взглядов Б. сыграла воспринятая во многом благодаря Левинасу ср.-век. иудаистская философия, особенно идея сотворения мира как умаления, а не приращения бытия: Бог, создавая отдельный от себя мир, как бы выгораживает в своей бытийной полноте участок не-себя, небытия. Такую негативную природу имеет, по мысли Б., и всякий творч. акт, совершаемый человеком, в частности создание лит. произведения. В нек-рых, преимущественно ранних текстах, эта негативность толкуется Б. в смысле диалектич. отрицания: уже в простейшем акте номинации, указывает Б. вслед за Гегелем, Малларме и Сартром, утрачивает свою реальность не только конкр. именуемая вещь, но и вообще весь мир, превращаемый в знак, отбрасываемый в область “возможного”, воображаемого. Подменяя реальные вещи словами, лит-ра не может остановиться, пока не изгонит бытие из всего мира; в этом смысле образцовым писателем оказывается маркиз де Сад, с его неутолимой страстью к разрушению и поруганию любых бытийных ценностей. Писатель “ничтожит” окружающий мир, а тем самым неизбежно уничтожает и себя самого, поэтому творч. акт сопоставим со смертью, с актом самоубийства, только это самоубийство творческое — “смерть приводит к бытию... небытие помогает созиданию мира”. Уничтожить мир — значит лишить его осмысленности; этого настойчиво добивается совр. писатель, и этого не дано “настоящему” самоубийце (образ Кириллова из “Бесов”), к-рый до конца остается в рамках своего сознательного — а, стало быть, осмысленного — экзистенциального проекта. При разрушении, упразднении смысла от мира остается “нейтральное”, темное и немое “пространство лит-ры”, пространство “сущностного одиночества”, где нет времени и целенаправленного движения, а возможны лишь “блуждания”, подобные странствиям Моисея по пустыне (практич. вариант таких блужданий — “автоматич. письмо” сюрреалистов). Из метафизич. пустоты рождается слово, пророческое и литературное: так главным итогом странствий народа иудейского явилось не завоевание мира, а обретение Книги завета. Понятие “нейтрального”, небытийного, к-рое скрывается в глубине бытийного мира, разрабатывается в ряде текстов Б. Образом такого странного Ничто служит, в частности, “коловращение слов” (ressassement eternel, переосмысленный ницшеанский мотив “вечного возвращения”) — безличный, неопр. поток речи, к-рый сохранился бы в нашей жизни после исчезновения лит-ры. Задача писателя, творца-разрушителя, состоит в том, чтобы принудить к молчанию даже и эту “ничью” речь, отвоевать у гула человеч. языка островок небытия-безмолвия. Соответственно задача критики, в противоположность бытующим представлениям, состоит не в погружении исследуемого произведения в максимально плотный смысловой контекст, а, напротив, в изъятии его из контекста, в создании вокруг него разреженной атмосферы пустоты и безмолвия. Критика и филос. мысль должны стремиться рассматривать Другого (напр., исследуемого автора) как абсолютно чуждого субъекта, не имеющего с нами “общего горизонта”, как некое подобие мертвеца, с к-рым невозможен диалектич. диалог. Критич. текст, нацеленный на такое постижение абсолютной инаковости, должен отказаться от континуальности и усвоить себе дискретную, фрагментарную структуру. Конкр. выражениями такой творч. программы оказываются, согласно Б., утопия Книги у писателей типа Малларме, “блуждающая” писательская стратегия Кафки, “опыты-пределы” совр. мистиков, напр. Батая или С. Вейль. Концепция безмолвия, “отсроченности смысла” как идеала лит. творчества, а также связанные с нею идеи иллокутивной “смерти автора” и “гула языка”, глубоко усвоенные франц. “новой критикой” и Постструктурализмом у (в частности, Р. Бартом), были впервые с большой философ. глубиной сформулированы в работах Б. В своем собств. худож. творчестве Б. также реализует идеи такого рода, стремясь к максимальной абстрактности, бытийной разреженности атмосферы, обезличенности персонажей: нек-рые из них (в повестях “При смерти”, “Последний человек”) непосредственно переживают мистич. опыт смерти. С помощью повторов, намеренных неясностей фабулы, мотивов бессилия языка и его гибели в произведениях Б. создается оригинальный худож. эффект “утечки”, ускользания смысла. В поздних книгах Б. окончательно отказывается даже от слабых остатков сюжета и переходит к фрагментарному построению, где отд. островки смысла (и — иногда — сюжетности) теряются в общем течении дисконтинуального текста. Лит-ра здесь имеет тенденцию превращаться в иную, комбинаторно-игровую (хотя и в высшей степени ответственную) деятельность, лишенную катартического разрешения и не отягощенную ответственностью за судьбу конкр. героя. Соч.: Сад // Маркиз де Сад и XX век. М. 1992; При смерти // Иностр. лит-ра. 1993. № 10; Орфей, Дон Жуан, Тристан // Диапазон. 1993, № 2; Лит-ра и право на смерть // Новое лит. обозрение. 1994. № 7; Смерть как возможность // ВЛ. 1994. Вып. III; Опыт-предел // Танатография эроса. СПб., 1994. Лит.: Collin F. Maurice Blanchot et la question de Fecriture. P., 1971. C.H. Зенкин. Культурология ХХ век. Энциклопедия. М.1996