БЛАН ЛУИ

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

БЛАН ЛУИ

французский историк, политический деятель и теоретик социализма (Мадрид, 1811 — Канны, 1882). Журналист, опубликовал брошюру об «Организации труда» (1839), затем — работу «Право на труд» («каждому по потребностям; каждому по способностям»), в которой он развивает теорию, позитивную и оригинальную одновременно. Он критикует принцип конкуренции, защищает идею организации трудящихся в «социальные ателье»; но принципиальная оригинальность его экономической теории в том, что в его концепции государство составляет один из основных элементов социальной реформы. Именно здесь он противостоит коммунизму, выдвигая вместо идеи социальной ре7 волюции и разрушения существующего государства проект гораздо более реалистический и современный: проект реформы общества и органов управления под руководством государства, единственно способного эффективно, осуществить социалистическую политику. Ему принадлежит также «История Французской революции» (1847-1862).

Источник: Философский словарь

БЛАН Луи
27 октября 1811, Мадрид — 6 декабря 1882, Канны) — французский социалист, публицист и политический деятель. Вел активную издательскую деятельность, являясь главным редактором журналов «Бон сане» (1837), «Ревю де прогре» (1839—42), «Ревю индепандант» (1841—48). После революции 1848 стал первьм социалистом, вошедшим в правительство. С февраля 1848 до 1870 в эмиграции. В 1871 избран в Национальное собрание.
В 1839 вышла получившая широкую известность небольшая работа Блана «Организация труда» (Organisation du travail, рус. пер. 1926). Главную причину социального зла Блан усматривал в конкуренции, которая приводит к нищете трудящихся масс, разорению буржуазии, экономическим кризисам. Опираясь на идеи Сен-Симона и Сисмонди о государственной организации труда, Блан считал, что государство должно взять на себя заботу о крупных промышленных предприятиях, банках, железных дорогах, создать общественные мастерские, доходы от которых пойдут не только на заработную плату рабочим (фиксированную и равную для всех) и приобретение новых материалов и средств труда, но и на помощь старикам, больным и инвалидам. Блан полагал, что такие мастерские со временем вытеснят частные предприятия и благодаря им дух коллективизма возьмет верх над буржуазным индивидуализмом.
Блан называл социализм «евангелием в действии», ибо он стремится осуществить четыре христианских принципа: «возлюбите друг друга», «не поступай с другим так, как не хочешь, чтобы поступали с тобой», «первый из вас должен быть слугой для всех прочих» и «мир всем людям доброй воли». Установление социализма в обществе не должно произойти насильственным, революционным путем, главное для Блана—«подготовить будущее, не порывая решительно с прошлым». Идеи его заложили основы того, что позднее будет названо государственным социализмом. Широко известны исторические труды Блана: пятитомная «История десяти лет—1830—1840», 12-томная «История Французской революции» (рус. пер. 1907—09), «История революции 1848 г.» (рус. пер. 1907) и др. Сот.: Le Socialisme. P., 1848.

Источник: Новая философская энциклопедия

Блан, Луи
Jean-Joseph-Charles-Louis Blanc) (1811-1882) - французский социалист-утопист, приобретший особенную популярность во время февральской революции 1848 г., когда он вошел от рабочих в состав временного правительства. По его настоянию была организована комиссия для улучшения положения трудящихся классов, пользовавшаяся большим авторитетом среди трудящихся, хотя практические результаты работ комиссии были весьма невелики. Оценку комиссии и ее деятельности мы находим у Маркса:
"Против воли, после долгих прений временное правительство назначило специальную постоянную комиссию с поручением изыскать средства к улучшению положения рабочих классов. Эта комиссия была образована из делегатов парижских ремесленных корпораций под председательством Луи Блана и Альбера. Ей для заседаний был отведен Люксембургский дворец. Так представители рабочего класса были изгнаны из здания, где заседало временное правительство, и буржуазная часть последнего удержала исключительно в своих руках действительную государственную власть и бразды правления. Рядом с министерствами финансов, торговли, общественных работ, рядом с банком и биржей воздвигалась социалистическая синагога, первосвященники которой, Луи Блан и Альбер, имели своей задачей открыть обетованную землю, возвестить новое евангелие и дать работу парижскому пролетариату. В отличие от всякой мирской государственной власти они не располагали никаким бюджетом, никакой исполнительной властью. Они должны были своим собственным лбом разбить устои буржуазного строя. В то время как в Люксембургском дворце занимались изысканием философского камня, в ратуше чеканили имевшую хождение монету" (К. Маркс, "Классовая борьба во Франции с 1848 по 1850 г").
Взгляды Луи Блана никогда не отличались особой революционностью. Он не только верил в возможность мирного осуществления социальных реформ, но и в солидарность интересов пролетариата и буржуазии. Свои взгляды Блан изложил в брошюре "Организация труда". После разгрома революции 1848 г. Луи Блан бежал в Англию, откуда вернулся лишь в 1870 г. К восстанию и диктатуре парижского пролетариата в 1871 г. (Парижская Коммуна) отнесся отрицательно. /Т. 8/.

Источник: Исторический справочник русского марксиста

БЛАН ЛУИ

Blanc), Луи (Жан Жозеф Шарль Луи) (28 окт. 1813 – 6 дек. 1882) – франц. публицист, историк и социал-реформистский политич. деятель. Б. считал историю процессом, в к-ром последовательно осуществляются три идеи – авторитета, индивидуализма и братства. На идее братства будет, согласно концепции Б., основан строй будущего, соответствующий якобы интересам не только пролетариата, но и буржуазии, поскольку при существующем строе она ввиду конкуренции постоянно подвержена риску разорения. Восприняв фурьеристскую идею права на труд и сен-симонистскую идею социального переустройства, осуществляемого гос-вом, Б. полагал, что путь к обществу будущего – "организация труда", создание "общественных мастерских", первоначально субсидируемых и руководимых демократич. бурж. гос-вом, а впоследствии превращающихся в самостоят. и самоуправляющиеся ассоциации. Привлекая к участию капиталистов выгодностью капиталовложений и успешно конкурируя с частновладельч. предприятиями, ассоциации, по плану Б., должны вытеснить последние и привести к полному обобществлению нар. хозяйства. Такой переход осуществим, по Б., без насилия, по инициативе буржуазии, "понявшей", что слияние с народом отвечает ее интересам. В период революции 1848 Б., оказавшись представителем рабочих во Временном правительстве, проводил социал-реформистскую политику, отвлекавшую рабочих от революц. борьбы, а в 1871 был в рядах противников Коммуны. Б. вошел в историю социализма и рабочего движения как родоначальник соглашательства с буржуазией, для обозначения к-рого слово "луиблановщина" стало нарицательным. В наст. время Б. выдвигается врагами коммунизма (Ж. М. Ланж, П. Шансон и др.) как основоположник реформистского "французского социализма", противопоставляемого революц. марксизму-ленинизму. Соч.: Le socialisme. Droit au travail, P., 1848; R?volution fran?aise. Histoire de dix ans 1830–1840, [12 ?d.], t. 1–5, P., 1877; История французской революции 1789 года, т. 1–12, СПБ, 1907–09; История революции 1848 года, СПБ, 1907; Организация труда, [Л.], 1926. Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 5, М., 1955, с. 302; Ленин В. И., Соч., 4 изд., т. 23, с. 308; т.24,с. 15–18, 179, 294–95; т. 25, с. 44–45, 75–78, 343; Чернов И., Луи Блан, пер. с франц., М., 1906; Сahen G., Louis Blanc et la Commission du Luxemburg (1848), P., 1897; Vidalenс J., Louis Blanc (1811–1882), P., 1948. И. Зильберфарб. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

БЛАН Луи
(1811, Мадрид – 1882, Канн) – теоретик социализма, публицист и политический деятель. Образование получил в Мадриде (коллеж Родез) и в Париже, где изучал право и участвовал в различных литературных конкурсах; написал труд по философии XVIII в., в котором доказывал превосходство Ж.Ж. Руссо над Вольтером. С 1817 вел активную редакторскую и издательскую деятельность, был главным редактором журналов «Bon sens» (1837), «Revue de progrès» (1839–1842), «Revue indépendante» (1841– 1848). Во время революции 1848 стал первым социалистом в правительстве; возглавлял комиссию по делам трудящихся. После подавления революции жил в эмиграции в Англии (1848–1870); по возвращении в 1871 был избран членом Национального собрания. Выступил с осуждением Парижской коммуны, хотя и требовал амнистии для коммунаров. Предложенный Б. вариант социализма представляет собой промежуточную форму между индустриальным и организационным социализмом К.А. СенСимона и кооперативным социализмом Ш. Фурье. Наибольшую известность ему принесла работа «Организация труда» (1839). Опираясь на идеи Сен-Симона и С. Сисмонди о государственной организации труда, Б. утверждал, что государство должно взять на себя заботу о крупных промышленных предприятиях, банках, железных дорогах. В частном секторе необходимо создать для рабочих общественные мастерские, которым следует выделять особые фонды за счет специально выпускаемого займа; доходы от мастерских пойдут не только на заработную плату и приобретение новых материалов и средств труда, но и на помощь инвалидам и старикам. Б. полагал, что мастерские благодаря более высокой организации труда вскоре вытеснят частные предприятия, порождающие конкуренцию, в которой он усматривал главную причину социального зла – обнищания народных масс и экономических кризисов. В дальнейшем все предприятия каждой отрасли промышленности объединятся на федеративной основе и будут подчиняться единому руководству. Процесс формирования нового общественного порядка завершится созданием – в результате соглашения отдельных отраслевых объединений – единого хозяйственного механизма в национальном масштабе. По мнению Б., на этой стадии окончательно отомрет частный капитал, что приведет к реализации принципа «от каждого – по способностям, каждому – по потребностям». В более поздний период творчества Б. развивает идеи Сен-Симона, содержащиеся в работе «Новое христианство». В «Катехизисе социалистов» (1849) Б. называет социализм «евангелием в действии», поскольку он основан на четырех евангельских принципах: «возлюбите друг друга»; «не поступай с другим так, как не хочешь, чтобы поступали с тобой»; «первый из вас должен быть слугой для всех прочих»; «мир всем людям доброй воли». Установление социализма в обществе должно произойти не насильственным, а мирным путем, и самое главное здесь – «подготовить будущее, не порывая решительно с прошлым». Идеи Б. заложили основы теории государственного социализма.
Соч.: История Французской революции 1789 г. Т. 1–12. СПб., 1907– 1909; История революции 1848 года. СПб., 1907; История десяти лет – 1830–1840. Т. 1–5. СПб., 1908; Организация труда. Л., 1926; Le Socialisme. P., 1948. Лит.: Чернов, И. Луи Блан. M., 1906; Vidalenc, J. Louis Blanc (1811– 1882). P., 1948. M.M. Федорова

Источник: Философы Франции. Humanitas.-М. Гардарики 2008.-320 с.