(Alms, Almsgiving).
Дела милосердия всегда играли важную роль у народа Божьего. Они не просто носили обязательный характер, но прямо проистекали из милосердия, к-рое явил сам Бог; ведь даже слово eleemosyne ("милоетыня", "пожертвования"), встречающееся в НЗ 13 раз, восходит к слову eleos ("милосердие"). Пожертвования это добровольные дела милосердия, крые творят из сострадания к обездоленным.
Читателя ВЗ поражают те принципы, крыми руководствовалось население городов Израиля, особенно до эпохи Царств. Людей настойчиво призывали помогать бедным (Втор 15:711; Пс 111:9). Для того чтобы обеспечить надлежащее благосостояние народа, были выработаны и особые меры: согласно закону, пахотные земли, виноградники и фруктовые сады должны были оставаться неубранными каждый седьмой год, "чтобы питались убогие" (Исх 23:1011); каждый третий год десятину от всего урожая отдавали бедным (Втор 14:2829); бедные имели право утолить голод, оказавшись в винограднике или на поле соседа (Втор 23:2425); наконец, специально оставляли неубранными края поля или сада, и бедным разрешалось подбирать оставшиеся после жатвы колосья (Лев 19:910).
Пророки резко осуждали накопительство, и вызвано это тем, что в последние годы существования царства аристократия усилилась, аобычныелюди,оказавшиеся под игом иноземцев (прежде всего в период Вавилонского плена), обнищали. Амос неустанно обличает тех, кто губитбедных (Ам 8:48), Исайя скорбит о несправедливости к бедным, особенно со стороны землевладельцев и судей (Ис 5:810; 10:13). В Ис 58 последовательно перечисляются грехи царства Иуды, отвергшего дела милосердия.
В межзаветный период иудаизм в такой мере сосредоточил внимание на делах милосердия, что благотворительность обрела уже спасительный и искупительный смысл. Дела милосердия стали определять как "праведность" (евр. sedeq), о чем свидетельствуют пер. LXX (см. альтернативные чтения в Мф 6:1, dikaiosyne и eleemosyne) и особенно апокрифы ("Вода угасит пламень огня, и милостыня очистит грехи"). Раввинистическое учение формулирует три принципа. (1) Долг милосердия и благотворительности возлагается на всех, даже на бедных. В популярной истории рассказывается о двух овцах, крые захотели переплыть реку. Первая овца отдала свою шерсть и благополучно добралась до другого берега; вторая же сохранила шерсть и утонула. Благотворительность добродетель праведных. (2) Великодушие, однако, должно иметь пределы. Еврейские мудрецы хорошо понимали, что безрассудная благотворительность может разорить жертвователя. Так, согласно Мишне, объем пожертвований не должен превышать 20% всех доходов. (3) Дела милосердия не должны унижать достоинства того, кому помогают. Это накладывало ограничения на поведение жертвователя, существовала даже "тайная комната" в Храме, где бедняки из уважаемой семьи могли получить помощь, и об этом никто не знал.
Во времена Иисуса Христа действовала эффективная система помощи бедным. В добавление к в.з. правилам в синагогах установилась практика каждую субботу вносить деньги в " кассу для бедных"; ежедневно бедные получали пищу из "чаши для бедных", и раз в неделю по домам нуждающихся разносили " корзину для бедных " с едой и одеждой. Иисус целиком поддерживал все это (Мф 6:14; Ин 13:29) и призывал жертвовать с открытой душой (Мф 5:42; Лк 6:38). Рассказы о Закхее(Лк 19:110) и богатом юноше (Мф 19:1622), вне всякого сомнения, свидетельствуют, что Он осуждал тех, кто грубо попирает еврейские традиции. Однако Иисус пред остерегал против пожертвований, раздававмых только для того, чтобы привлечь к себе внимание (Мф 6:23), и учил, что никакие пожертвования не могут заменить истинного духовного благочестия (Лк 11:41; 12:33; Мф 5:2324).
Без сомнения, бескорыстная благотворительность, получившая развитие в иудаизме, заложила ядро общинной жизни в раннехристианской Церкви. Полученные от продажи собственности деньги распределялись между членами общины (Деян 2:4247; 4:3233). История с Ананией и Сапфирой несомненный пример корыстного утаивания денег (Деян 5:1 11); в Деян 6 описываются меры, принятые с тем, чтобы эффективнее распределить пожертвования. Милосердие человека служило мерилом его праведности, как показывают рассказы оТавифе (Деян 9:3643) и Корнелии (Деян 10). Активную роль в делах милосердия играл ап. Павел, участвовавший в доставке помощи христианам Иерусалима(Деян 11) и организовавший сбор средств во время третьего миссионерского путешествия.
Ап. Павлу представлялась очень важной теологическая связь между милостью, крую являет Бог (Еф 2:49; Тит 35), и милосердием, к-рое проявляет тот, кто жертвует бедным: верующий должен поделиться обретенной им милостью Божьей (Рим 12:1; 2 Кор 4:1). И наоборот, немилосердный (aneleemonas) человек являет собой полное отрицание Бога (Рим 1:2932). Аналогичным образом ап. Иаков призывает верующего быть полным "милосердия и добрых плодов" (Иак 3:17; см. Евр 13:16), ибо немилосердный человек подлежит беспощадному суду Божьему (Иак 2:13).
Как правило, ранняя Церковь и в послеапостольскую эпоху продолжала практику распределения средств, помощи бедным; к богатым в Церкви, как и раньше, относились с подозрением. В "Дидахе" 1:6 говорится: "Всякому просящему у тебя давай и не требуй назад, ибо Отец хочет, чтобы всем было раздаваемо от даров каждого "; в 15:4 пожертвованиям христиан придается столь же важное значение, как молитве. Замечательная мысль содержится во Втором послании Климента Римского (16:4): "Итак, милостыня есть доброе дело, даже как покаяние во грехах. Пост выше молитвы, а милостыня выше обоих... ибо милостыня перевешивает тяжесть греха". Когда Церковь стала играть центральную роль в обществе, ей пришлось столкнуться с проблемами частной собственности и того духовного значения, к-рое несет в себе милосердие (см. Климент Александрийский. "Какой богач спасется?" и Киприан Карфагенский. " О труде и милостынях "). Обе проблемы были быстро разрешены. К богатым, однако, продолжали относиться с подозрением и от всех преуспевающих христиан требовали проявлять инициативу в социальных реформах. В любом случае, делам милосердия попрежнему придается важнейшее религиозное значение, на чем и настаивал ап. Павел: христианин должен подражать Богу, Который сам даровал нам безграничную щедрость и милость.
G.M. BuRGE(nep. Ю.Т.) Библиография: SBk, 1,42931; R. Bultmann, TDNT, II, 47787; R. deVaux, Ancient Israel, I, 7274; G.H. Davies, IDB, I, 8788; D.M. LloydJones, Studies in the Sermon on the Mount, II, 920; R. Schnackenburg, The Moral Teaching of the NT; J. Jeremias, Jerusalem in the Time of Jesus; M. Hengel, Propety and Riches in the Early Church; H.H. Esser, NIDNTT, II, 59498.