БЛАГОСУЩНЫЙ

Найдено 1 определение
БЛАГОСУЩНЫЙ
(санскр. Sugata, тиб. bde bar gshegs pa) — эпитет Будды, Просветлённого, как «существующего ради добра, блага, счастья». «Сугата» является распространённым эпитетом Будды, часто не переводимым с санскрита на европейские и русский языки или заменяемым словами «Будда», «Татхагата». Он занимает седьмое место в известном списке 81 эпитета Будды по «Махавьютпатти», I, 7. В то же время такие термины требуют перевода, поскольку в противном случае слово остается «немым» даже для тех, кто знает, что это Будда. Ведь «Сугата» – это не просто очередной эпитет Будды, а совершенно определённое понятие, соответствующее особым реалиям древнего и современного буддизма, как и «Татхагата». Оба эти термина подразумевают ряд физических особенностей Будды и его походки, принадлежащих к 80 малым признакам Великого человека. Конечно, по-русски трудно найти выражение, передающее все значения понятия и глубину его смысла, что всегда приобретается лишь изучением и размышлением. Уже в раннем буддизме причастие прошедшего времени gata в составе таких имен Будды, как Сугата и Татхагата, фактически потеряло своё буквальное значение «ушедший», а приобрело значение «сущий», «пребывающий в подлинном состоянии», «сущный». Поэтому даже для текстов Малой колесницы будет неправильно понимать эти два имени Просветлённого чисто филологически: «Татхагата» как покинувший наконец круговорот рождений, т.е. «ушедший туда» (или «так ушедший»), и «Сугата» — «счастливо ушедший в нирвану». И хотя в Малой колеснице Шакьямуни Будда действительно считается навсегда ушедшим из круга рождений, а согласно Великой колеснице «Он никогда не приходил и никуда не уходил», общим для обеих колесниц является то, что он сущий, что он истинно пребывающий.

Источник: Индотибетский буддизм. Энциклопедический словарь.