восходящая к отцам церкви морально-теологич. доктрина о допустимости сознат. обмана для «вящей славы божьей» и спасения души. Наиболее четкое и циничное выражение Б. о. получил у иезуитов с их принципом «цель оправдывает средства». Церковь учит, что высш. цель компенсирует грех лжи во имя победы над более тяжким грехом неверия. Б. о. активно используется для защиты самых аморальных методов, вроде фабрикации чудес и реликвий, подделки историч. документов, нарушения тайны исповеди и т. д. Теория и практика Б. о., как одно из самых ярких проявлений религ. ханжества, на протяжении веков служили объектом апологетич. усилий богословов и беспощадной критики со стороны свободомыслия и атеизма.
БЛАГОЧЕСТИВЫЙ ОБМАН
БЛАГОЧЕСТИВЫЙ ОБМАН
Источник: Атеистический словарь
БЛАГОЧЕСТИВЫЙ ОБМАН
«святая ложь» - церк.-богосл. термин, служащий для прикрытия и оправдания сознат. обмана, к-рый является одним из орудий деятельности церкви. Практика «Б. о.» находится в непримиримом противоречии с показной «святостью» и учением о «божественности» церкви, с ее ханжеским обличением лжи как великого греха. С едкой иронией говорит о «Б.о.» П. Гольбах в своем «Карманном богословии»: «Так называются святые плутни, религ. враки, набожные надувательства, к к-рым вполне законно прибегает духовенство с целью поддержать благочестие черни, способствовать торжеству церкви, вредить своим врагам, по отношению к к-рым, как известно, все средства хороши» (М., 1961, с. 45). «Оправданием» обмана, по утверждениям церковников, служит его «благочестивая» цель, когда он способствует торжеству «высшей истины» (т. е. религии и церкви) и «спасению» человека (т. е. его покорности церковникам). Эта идея наиболее решительно и цинично сформулирована в знаменитом тезисе иезуитов: «цель оправдывает средства». Однако и с этой т. зр. не выдерживают критики те образцы «Б. о.», к-рые дает даже т. н. свящ. писание. Так, Авраам, «праведник», прославленный в иудаизме, христианстве и исламе, дважды, по рассказу Библии, выдавал свою жену Сарру за сестру, чтобы прельстить ее красотой царей и благодаря этому избежать опасности для себя и приобрести богатства (Быт. 12, 11—16; 20, 1—18). Даже церковникам трудно оправдывать столь грязный по своей цели обман. Церковь пускает в ход самую безоглядную казуистику, чтобы придать хоть к.-л. убедительность «благочестивости» этого и подобного обмана. Это ей нужно и для спасения авторитета «свящ. писания» и еще более для узаконения своей повседневной практики обмана и лжи, без к-рых немыслима религия, - всех тех мнимых «чудес», «божеств.» таинств, торговли индульгенциями, рекламирования «св. реликвий», «нетленных мощей» и проч. надувательств. В исламе разл. виды «Б. о.» называются такыйя, зарк, тадлис.