базовые ценности, ориентирующие на экстерогенный и интрогенный аспекты результата человеческой деятельности в целом. Б. есть основание выбора и оценки результатов жизнедеятельности в соответствии с представлениями субъекта о его статусе в системе субъектно-объектных, субъектно-субъектных субъектно-трансцендентых отношений, а С. – такое же основание целостной оценки внутренних переживаний субъекта в связи результатами его жизнедеятельности.
В истории философии и в повседневной жизни приходится сталкиваться с весьма различными представлениями о Б. и С. Причину этого разнообразия хорошо понимал ещё Аристотель: «Люди образуют понятия блага и блаженства сообразно с жизнью, которую они ведут». Общей тенденцией в понимании Б.и С. является редукция (сведение) их к их частным проявлениям. Эта тенденция проявляется двояко: в сведении их к другим ценностям (например, Б. – к пользе, а С. – к наслаждению), либо в трактовке их как характеристик только одного из уровней упомянутых выше человекомирных отношений (например, отождествление Б. с Единым, как духовной основой мира у Платона, или сведение С. к удовлетворенности от своего статуса в субъектно-объектных отношениях в современной цивилизации). В советской философии Б. и С. сводились к их моральному аспекту.
В ноосферном мировоззрении Б. выступает как развивающаяся гармония, а С. – как переживание сопричастности к ней. Их антиценности – зло и несчастье – как принципиальное утверждение дисгармонии и выбор соответствующих («демонических») переживаний.
Ист.: Сагатовский В.Н. Философия развивающейся гармонии (философские основы мировоззрения) в 3-х частях. Ч.3: Антропология. СПб. 1999. С. 141-145.