БИОЛОГИЗМ
БИОЛОГИЗМ
мировоззрение, переносящее причину всей действительности, как и духовного бытия, в органическую жизнь и выводящее нормы человеческого познания и поведения из биологических потребностей и законов.
БИОЛОГИЗМ
некритический перенос закономерностей и методов биологии на сферу соц.гуманит. исследований. Наиболее типичная форма Б. — дарвинизм социальный (см. также Органицизм). Кроме того, Б. может проявляться в переносе биол. представлений на общую картину мира. См. Гилозоизм, Философия жизни. Е.В.Гутов
Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь
Биологизм
натуралистический материализм в понимании жизни человека и общества. Момент истины этого направления заключается в том, что социальная форма бытия невозможна без природных предпосылок. Адекватное понимание и отношение к человеку и обществу требует учета их биологического и, более широко, общеприродного субстрата. Но Б. совершает ошибку, встав на позицию монокаузализма и пытаясь объяснить человеческую жизнедеятельность, только на основе биологических и общеприродных закономерностей.
БИОЛОГИЗМ
применение понятий и законов биологии для объяснения и понимания явлений социальной жизни. Проведение аналогий между обществом и органическим миром имеет долгую историю, начинающуюся еще в античности. Б. сложился, однако, только во втор. пол. 19 в., когда биология добилась очевидных успехов (открытие клетки, возникновение теории эво-
люции живых существ и др.)- Явные черты Б. имеются в социальной теории Г. Спенсера, в социальном дарвинизме, в расово-антропологической школе (Ж.А. Гоби-но, X. Чемберлен и др.). Аналогии между организмами и их сообществами, с одной стороны, и человеком и обществом — с другой, отличаются поверхностностью, однако они оказывали и продолжают оказывать заметное влияние на общественное сознание.
люции живых существ и др.)- Явные черты Б. имеются в социальной теории Г. Спенсера, в социальном дарвинизме, в расово-антропологической школе (Ж.А. Гоби-но, X. Чемберлен и др.). Аналогии между организмами и их сообществами, с одной стороны, и человеком и обществом — с другой, отличаются поверхностностью, однако они оказывали и продолжают оказывать заметное влияние на общественное сознание.
Источник: Философия: энциклопедический словарь
БИОЛОГИЗМ
(Biologismus) — мировоззрение, которое причину всей действительности, точно так же и духовного бытия, переносит в органическую жизнь и выводит нормы человеческого познания и поведения из биологических потребностей и законов. Как на последовательного защитника биологизма можно указать, например, на Г. Г. Голле («Allgemeine Biologie als Grundlage für Weltanschauung, Lebensführung und Politik», 1925). Следует обратить внимание на то, что даже и естественно-научная картина мира с этой точки зрения определяется уже не только физикой и химией, а во все большей мере биологией.
J. S. Huxley. Evolution, the Modern Synthesis, London, 1942; L. V. Bertalanffy. Das biolog. Weltbild, 1949; G. Ewald. Der biologisch-anthropolog. Aufbau der Persönlichkeit, 1959; J. Monod. Le Hasard et la nécessité, Paris, 1970, dt. 1971.
J. S. Huxley. Evolution, the Modern Synthesis, London, 1942; L. V. Bertalanffy. Das biolog. Weltbild, 1949; G. Ewald. Der biologisch-anthropolog. Aufbau der Persönlichkeit, 1959; J. Monod. Le Hasard et la nécessité, Paris, 1970, dt. 1971.
Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961
Биологизм
(греч. bios – жизнь + logos – наука, слово) – 1. В узком значении: положение, сформулированное в XIX в. Ч. Дарвином и Г. Спенсером, означающее приоритет биологической точки зрения при рассмотрении философских проблем и утверждающее, что основой развития всей природы (в т. ч. человеческого разума) является закон эволюции. 2. В широком значении: термином биологизм обозначаются те направления в философии, которые акцентируют биологический аспект развития действительности (например, философия жизни В. Дильтея, А. Бергсона и Ф. Ницше; бихевиоризм; психоанализ). 3. В методологии: крайний биологизм заключается в редукции (сведении) всех проблем к биологическому измерению, т. н. панбиологизм; умеренный биологизм делает акцент на биологическую точку зрения только в отношении части действительности. 4. В теории познания: биологизм находит обоснование в тезисе Г. Спенсера, согласно которому человеческий разум – это высшая стадия приспособления организма к окружающей среде, а познание человека – это орудие для реализации его биологических потребностей (прагматизм, инструментализм). 5. В этике: биологизм сводит сферу нравственности к сфере биологической и утверждает приоритет как индивидуальной, так и социальной жизни (семьи, народа, человечества). В крайней позиции утверждает, что биологическая природа человека определяет ценности и поведение человека (например, гедонизм).