БИОГРАФИЯ

Найдено 1 определение
Биография
повествоват. изображение истории жизни отдельной личности, способ представленности в культуре специфики отд. человеч. существования. Занимает важное место в культуре различных эпох. Жизнь отд. личности может быть предметом науки, философии или искусства, но каждый раз в случае Б., она опосредствована повествованием о ней, к-рое, в отличие от портрета или аналитич. модели, предстает здесь объектом изучения. Осн. специфич. качествами Б. выступают отнесение ее к ценности индивидуального человеч. существования (гипотеза о его частном смысле) и наличие повествоват. текста, идентифицирующего это существование. Культурная функциональность Б. выявляется в противостоянии ее конкретности всем видам научно-филос. и худож. обобщения. Максимальное приближение Б. к жизненно-истор. подлинности фактов подтверждает и реальность и значительность существования отд. личности, и реальность самой культуры, осуществляющейся только в социальной идентификации индивида. Биогр. эмпирика (ценность индивидуального жизненного опыта) — одно из существ. оснований любого антропол. теоретизирования. Б. сама содержит значит. теор. проблематику. В аспекте философии это касается категорий индивидуального, личности, жизни, судьбы, смертности и др.; в аспекте повествоват. теории, или нарратологии как одного из разделов коммуникативно-семиотич. цикла наук, — понятий ситуации, поступка, “жизненного сюжета”, текстуальности, структуры повествования, повествоват. идентификации и др.; в аспектах других гуманитарно-социальных наук это проблемы: личность и социальные группы, социализация личности (социология), личность творца и произведение искусства (лит-ведение, иск-ведение), структура и типология личности (психология), воспитание личности (педагогика), религ. персонология (теология) и др. Др. стороной отношения биогр. практики и гуманитарно-социальных наук является периодически возобновляющийся в них биогр. подход (метод), к-рый оказывается одним из вариантов качеств. анализа эмпирич. материала, неизбежно необходимым для дополнения рез-тов, получаемых методом колич. анализа или дедуктивного построения. В разной степени такой подход применяется в истории (Карлейль, Ранке и мн. др.), в лит-ведении и иск-ведении (Сент-Бев, Брандес, Фрейд и др.), в социологии (Знанецкий и У.А. Томас — 20-е гг.; совр. амер., нем. и франц. социология), в психологии (психоанализ, совр. амер. психобиография), в медицине, в педагогике, в истории науки и философии. Особенно значит. оказываются совр. методы коллективных Б. (“просопография”), использующие новые технологии обработки материалов и снимающие болезненные для социально-истор. наук противоречия между частным характером фактов и общим характером заключений (школа Л. Навьера, изучение элит и др.). В культурологии значение Б. теоретически подтверждается феноменологически-герменевтич. направлением мысли (Дильтей, Виндельбанд, Риккерт, М. Вебер). В конкр. культурологич. исследованиях Б. становится ценным источником истор. реконструкции конкр. и целостного облика культурных эпох (следует учитывать, что и сама Б. при этом является рез-том реконструктивной работы), она также является материалом для построения историко-культурной персонологии (культурной типологии личности, соответствующей типологии культурных образований) и для стилистич. исследований разного масштаба. Однако, при всей значительности связи с научной гуманитаристикой, Б., как это неизбежно происходит в случае реконструктивного подхода к явлениям истор. жизни, вполне обоснованно предстает также как жанр искусства (в данном случае повествоват. искусства — лит-ры, кинематографа, театра). В этом ракурсе Б., вместе с автобиографией как ее разновидностью, тесно связана с развитием жанра романа, к-рый также ставит в центр повествования жизнь индивида. Сущностное противостояние между Б. как научным предметом и Б. как разновидностью художеств. литературы фактически снимается в целом спектре поджанров биогр. письма: от документальной Б. до биогр. романа (Б. научная, истор., интеллектуальная, популярная, дидактич., беллетризованная и др.). Это, в свою очередь, дает повод для предположений о выделении биографики в качестве отд. отрасли гуманитарного знания (А.Л. Валевский). Писатель, работающий в жанре Б., выступает в качестве “принявшего присягу” не извращать известные биографические факты, а ученый, работающий над Б. как целым (а не над биогр. материалами), невольно обязуется представить ее цельностью, близкой к худож. полноте. Поэтому развитие Б. исторически связывается и с развитием научно-интеллектуальных представлений, и с художественно-коммуникативными аспектами культуры (т.е. одновременно с ее научной и худож. подсистемами). В мифол. основе формирования столь важного для культуры повествоват. способа коммуникации прообразом Б. предстают истории о богах и героях. С др. стороны, возможность историко-биогр. указания на личную судьбу предвещают именные списки правителей, сохранившиеся как единств. знак выделения индивидуальности в памятниках многих древних цивилизаций. Биогр. по смыслу и документальными по стилю являются древнеегип. надгробные памятные надписи о фараонах и их чиновниках, связываемые уже и с их пластич. изображениями (скульптурами и барельефами), и со светской беллетристикой (с известной сказкой о Синухете-египтянине, по указанию Б.А. Тураева). Ветхий Завет в значит. степени заполнен “биогр.” историями. Евангелия являются биогр. повествованием, относительно полно отражающим земную жизнь Иисуса, и при этом они демонстрируют колоссальные возможности воздействия текстов этого рода. Античная Б., связанная с развитием античной риторики и античного гражд. об-ва, начинается вместе с историографией в трудах Геродота, Фукидида и Ксенофонта, приобретая свой классич. вид у Тацита и особенно у Плутарха и Светония, к-рые представили уже разработанные и противопоставленные друг другу варианты организации биогр. рассказа (последоват. событийное изложение/предметно-тематич. систематизация) и его оценочно-смыслового итога (морализирующее сравнение/объективизм). Успех античной Б. соотносится с греч. и рим. романами как началом традиции европ. романистики и с расцветом скульптурного портрета. Ср. века выдвигают обобщенную стилистику житийной лит-ры, связываемую и с сословно-корпоративными идеалами обществ. устройства, и с мистич. возможностью их преодоления. В то же время в светской литре феодально-куртуазный идеал жизни как личного подвига-приключения (легендарная Б.) поддерживается развитием рыцарского романа. Духовная углубленность христианства открывает в то же время мощную культурную традицию автобиографии-исповеди (Августин, Абеляр, Челлини, Казанова, Руссо, Гете, Уайльд, Розанов и мн.др.) Эпоха Возрождения с ее культом худож. индивидуальности представлена “Жизнеописаниями художников” Дж. Вазари, соответствующими проявившемуся многообразию индивидуальных стилей в искусстве. В это же время европ. худож. лит-ра обозначает направление своего развития произведениями Сервантеса и Шекспира, представляющими индивидуальную судьбу и внутр. мир личности в качестве осн. категорий повествования. Индивидуализированный живописный портрет в эту эпоху занимает свое законное и уже не оспариваемое место. Век Просвещения отмечен, с одной стороны, сближением биогр. лит-ры с историч. наукой (Вольтер), с другой — началом традиции англ. лит. Б. (Босуэлл). В этот период начинают выходить первые биогр. словари (Мишо, позже Чамберс и Уэбстер). Эпоха романтизма связана с наполеоновской легендой, воплотившей в биографическом повествовании освобождение бурж. индивидуализма в предельном идеале безграничных возможностей частного лица. Наличие Б. становится необходимостью для всякой исторически или культурно значимой персоны. Определяется проф. специализация биографов. Традиция организации истор. повествования вокруг личности великих людей формируется в творчестве знаменитых историков 19 в. — Карлейля, Ранке, Соловьева, Ключевского. Лит. Б. в России отмечена выдающимися работами П. Вяземского о Фонвизине, П. Анненкова о Пушкине, И. Аксакова о Тютчеве и др. Развитие биограф. повествования во вт. пол. 19 в. явственно связывается с распространением фотографии и массовой документализацией населения. В пер. пол. 20 в. известность получили беллетризированные Б., принадлежащие перу А. Моруа, С. Цвейга, Р. Роллана, Литтона Стречи, И. Стоуна. В России серия ЖЗЛ, организованная Ф. Павленковым еще в к. 19 в., продолжилась в советское время под тем же названием. Замечат. романы - Б. принадлежат Тынянову. Выдающимся произведением рус. биографики является работа Лотмана “Сотворение Карамзина” (1988). В целом к к. 20 в. жанр Б. в своей научно-худож. полноте превратился в значит. отрасль культурной индустрии, ощутимое отставание к-рой в нашей стране по сравнению с положением в зап. культуре объясняется имевшими место идеол. ограничениями и требует усилий по его преодолению. Совр. уровень историко-теор. осмысления биог. деятельности проявился в работах исследователей 20 в. Г.О. Винокура, Дж. А. Гаррати, Д. Стауффера, В. Р. Тейера, С.С. Аверинцева, Ю.М. Лотмана, А.Л. Валевского, Б. В. Дубина и др. Перспективы развития биографики открываются на путях свойственного совр. осмыслению культуры усиления внимания к индивидуальному и уникальному, в свете осознания потенциала поэтологического (сюжет, стиль и др. формальные категории повествоват. текста) и феноменологически-герменевтического (категории интерпретации, повествовательности, реконструкции) подходов к прочтению “жизненного текста”. Одним из существенных вопросов при этом является создание теоретически обоснованных методик чтения и понимания неограниченно растущего в наст. время массива биогр. документов, представленных на электронных носителях. Лит.: Винокур Г.О. Биография и культура. М., 1927; Аверинцев С.С. Плутарх и античная биография. М., 1973; Историч. биография. М., 1990 (отеч. библ.); Валевский А.Л. Основания биографики. Киев, 1993 (библ.); Биогр. метод в социологии. М., 1994; Лица: Биогр. альманах. М.; СПб., 1995. № 6; Thayer W.R. The Art of Biography. N.Y., 1920; Stauffer D.A. The Art of Biography in Eighteenth Century England. Princeton, 1941; Garraty J.A. The Nature of Biography. N.Y., 1964; Momigliano A. The Development of Greek Biography. Camb. (Mass.); L., 1971; The Biographer´s Art. Basingstoke, 1989. Л. Б. Шамшин. Культурология ХХ век. Энциклопедия. М.1996

Источник: Большой толковый словарь по культурологии

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
0.00 байт

Биография художника как метод исследования творчества: некоторые концептуальные закономерности

Мусина Наталья Николаевна
Читать PDF
0.00 байт

Социальная биография русской духовной психологии (историко-психологический анализ)

Артемьева Ольга Аркадьевна
В статье обозначается проблема социальной детерминации развития русской духовной психологии.
Читать PDF
0.00 байт

Топос, ландшафт, биография: концепция культурной памяти

Артамошкина Людмила Егоровна
В статье соотносятся концепты культурной памяти и феноменология ландшафта. Ландшафт предполагает усилие собирания, но удержание ландшафта в памяти культуры становится возможным в единстве биографии.
Читать PDF
0.00 байт

2014. 01. 038. Ямпольская А. В. Эмманюэль Левинас: философия и биография. – К. : дух i лiтера, 2011.

Дмитриева Н. А.
Читать PDF
0.00 байт

Философская биография: Владимир Соловьев и Владимир Эрн как новаторы жанра

Полякова Ирина Алексеевна
Анализируется роль В.С. Соловьева и В.Ф. Эрна в становлении жанра философской биографии. Философская биография определяется как реконструкция духовной истории жизни. Широко известные сочинения «Жизненная драма Платона» В.С.
Читать PDF
0.00 байт

Биография: методология анализа в гуманитарном знании

Голубович И. В.
Статья посвящена рассмотрению феномена биографии в контексте основных тенденций современного социогуманитарного знания и его кардинальных трансформаций.
Читать PDF
0.00 байт

Гесихий Милетский и его биография Аристотеля

Егорочкин Михаил Владимирович
Данная работа состоит из двух частей. Первая часть является вводной. В ней рассматриваются все имеющиеся свидетельства о жизни и сочинениях Гесихия Милетского, историка и энциклопедиста VI века.
Читать PDF
0.00 байт

Образовательная биография Джона Стюарта милля и ее значение для становления культуры учения

Воля Елена Сергеевна
Мыслительная культура Д.С. Милля, реализовавшаяся, в том числе, и в оформлении автобиографического текста, задала некоторый канон в написании биографии как образовательной. Д.С.
Читать PDF
0.00 байт

Эпистолярная биография С. Л. Франка

Цыганков Александр Сергеевич
В предлагаемой рецензии рассматривается вышедшая в начале 2017 г. монография современной польской исследовательницы философского творчества С.Л. Франка Терезы Оболевич «Семен Франк. Штрихи к портрету философа».
Читать PDF
0.00 байт

Биография как философский жанр: поэтика микрокосма

Виталий Юрьевич Даренский
Автор анализирует биографию как литературную форму философствования, в которой происходит синтез теоретического, художественного и исторического мышления.
Читать PDF
0.00 байт

БИОГРАФИЯ ОДНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ: К РАБОТЕ О МОДУСАХ СУЩЕСТВОВАНИЯ

Латур Бруно
В статье представлена история создания коллективного проекта AIME («Исследование модусов существования: антропология нововременных»), история лежащей в его основе акторно-сетевой теории, а также через концепт «модусов существовани
Читать PDF
0.00 байт

Жизнеописание Александра волкова: принципы научной биографики

Галкина Т. В.
In order to write documentary biography of children's writer A.M. Volkov it is necessary to use different kinds of sources (documents, notes, diaries) and literature (reviews, comments) that supplement and examine each other.
Читать PDF
0.00 байт

Л. А. Калинников: краткий биографический очерк

Троцак А. И., Луговой С. В.
Читать PDF
0.00 байт

Русский философ николай Грот. Опыт интеллектуальной биографии

Емельянов Б. В.
В статье предлагается опыт представления интеллектуальной биографии российского философа Н.Я.Грота.The article presents an attempt to line out an intellectual biography of Nicolay Grot as one of the Russian philosophers.
Читать PDF
0.00 байт

Биографический образ учителя в диалогах Платона, или был ли Сократ личностью

Дорофеев Д. Ю.

Похожие термины:

  • БИОГРАФИЧЕСКИЙ МЕТОД

    способ изучения исследователем личных документов с целью сбора необходимой информации психологического, социологического, морально-правового характера. Это исторический и одновременно генетич
  • МЕТОД БИОГРАФИЧЕСКИЙ МЕТОД ЛИЧНЫХ ДОКУМЕНТОВ

    один из научных методов исследования субъективной стороны обществ, жизни, основанный на личных документах, в которых, кроме описания определенной общественной, научной, исторической, культурно-п