БИНСВАНГЕР Людвиг

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

БИНСВАНГЕР (Binswanger) Людвиг
род. 13 апр. 1881, Крейцлинген, Тургау - ум. 5 февр. 1966, там же) - швейц. психиатр. Стоя на позициях, близких экзистенциализму, он применял феноменологический метод к исследованию нарушений, имеющих место в духовной и психической деятельности человека, занимался исследованием истории жизни и жизненных функций со стороны психопатологических явлений (во время сна человек "есть" жизненная функция, в бодрствующем состоянии он "делает" историю своей жизни). Хайдеггеровскому "бытию-в-мире" он противопоставлял "бытие-над-миром" (т.е. любовь). Осн. произв.: "Einfьhrung in die Probleme der allgemeinen Psychologie", 1922; "Ьber Ideenflucht", 1933; "Grundformem der Erkenntnis menschlichen Daseins", 1942; "Zur phдnomenologischen Anthropologie", 1947; "Ausgewдhlte Vortrдge und Aufsдtze", 1955; "Drei Formen misglьckten Daseins", 1956; "Erinnerungen an Sigmund Freud", 1956.

Источник: Философский энциклопедический словарь

БИНСВАНГЕР Людвиг
швейцарский психиатр; p. 13.4.1881 (Крейцлинген, Тургау) — ум. 5.2.1966 (там же). Стоя на позициях, близких экзистенциализму, он применяет феноменологический метод к исследованию нарушений, имеющих место в духовной и психической деятельности человека, занимается исследованием истории жизни и жизненных функций со стороны психопатологических явлений. Хайдеггеровскому «бытиюв-мире» он противопоставляет «бытие-над-миром» (т. е. любовь). Основатель направления в психиатрии — анализа наличного бытия. Осн. соч.: Einführung in die Probleme der allgemeinen Psychologie, 1922; Wandlungen in der Auffassung und Deutung des Traumes. Von den Griechen bis zur Gegenwart, 1928; Über Ideenflucht, 1933; Grundformen und Erkenntnis menschliches Daseins, 1942,1962 Zur phänomenologischen Anthropologie, 1947; Ausgewählte Vorträge und Aufsätze, Bd. I, 1947, Bd. II, 1955; Drei Formen mißglückten Daseins, 1956; Erinnerungen an Sigm. Freud, 1956; Schizophrenie, 1957; Der Mensch in der Psychiatrie, 1957; Melancholie und Manie, 1960; Wahn. Beiträge zur phänomenolog. u. daseinsanalytischen Forschung, 1965. (На рус. яз.: Бытие-в-мире: Избранные статьи, 1999.)

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

БИНСВАНГЕР (Binswanger) Людвиг
1881-1966) - швейц. психиатр и философ. Получая медицинское образование в Лозанне, Гейдельберге, работал ассистентом у Э. Блейлера и Юнга. В 1907 примкнул к психоаналитическому движению, был близким другом Фрейда. С 1911 по 1956 руководил клиникой Белльвю в Кройцлингене, был действительным или почетным членом ряда академий. Философские воззрения Б. сформировались под влиянием неокантианства и феноменологии. После выхода в свет "Бытия и времени" Хайдеггера Б., опираясь на экзистенциальную аналитику, создал собственное философско-антропологическое учение, названное им "экзистенциальным анализом". Б. внес изменения в психоаналитическую метапсихологию и в практику психотерапии, отвергнув биологизм и детерминизм в трактовке бессознательных процессов, свойственный Фрейду. Человеческое существование понимается Б. как единство трех временных модусов - прошлого, настоящего и будущего. Неврозы и психозы являются осмысленными способами трансцендирования, конституирования мира и самих себя. Симптомы расстройства возникают из-за ограниченности горизонта видения: один временной модус становится доминирующим, что препятствует подлинному существованию человека. В работе "Основные формы и познание человеческого существования", в которой Б. развивает хайдеггеровскую аналитику человеческого бытия, Б. утверждает, что помимо мира "заботы", характеризуемого взаимным опредмечиванием, "принятием-за-нечто", имеется модус "бытия -друг-с-другом", в котором Я и Ты неслиянны и нераздельны. В этом модусе иначе структурированы пространство и время. Работы Б. оказали значительное влияние на современную философско-психологическую мысль.
Феноменология и психопатология // Логос. 1992, №3; Ausgewahlte Vortrage und Aufsatze. Bde. 1-2. Bern, 1947-1955; Grundformen und Erkenntniss des menschlichen Dasein. Zurich, 1942; Being in the World. Selected Papers of L. Binswanger. L., 1975.

Источник: Современная западная философия: словарь

БИНСВАНГЕР (Binswanger) Людвиг (1881-1966)
швейцарский психиатр, психолог и философ. Создатель экзистенциального анализа. Ученик и друг Э. Блейлера, Фрейда и Юнга. Действительный и почетный член около 10 медицинских академий. Родился в семье врача. Медицинское образование получил в Лозанне, Гейдельберге и Цюрихе. Работал в клинике Бургхельцли и был одним из первых психоаналитиков-клиницистов. В 1907 познакомился и подружился с Фрейдом. В 1910 стал президентом швейцарского психоаналитического общества. В 1911, вслед за дедом и отцом, возглавил известный санаторий Бельвю в Кройцлингене (в 1956 передал заведование сыну). В 1923 познакомился с Гуссерлем, чьи идеи оказали воздействие на развитие его мировоззрения. Несколько позже познакомился и многократно встречался с Хайдеггером и испытал влияние его философских идей. В 1930-х приступил к активному использованию идей, теорий и методологии экзистенциальной философии, антропологии и феноменологии при анализе различных теоретических и клинических проблем и осуществил переосмысление психоаналитических идей Фрейда. Особое значение придавал терапевтической антропологии и феноменологии. Произвел антропологический и феноменологический поворот психиатрии. Начал создавать собственную версию психоанализа — экзистенциальный анализ, название и философские основания которого заимствовал из экзистенциальной аналитики Хайдеггера. Сосредоточил внимание на "бытие-в-мире" как принципиальном феномене человеческого существования и исследовал его разнообразные формы на теоретическом и психотерапевтическом уровнях. Создал ряд феноменологических описаний субъективных переживаний в процессе лечения. Поддерживал активную переписку с Фрейдом, Франком и многими другими специалистами в области психологии и философии. В 1936 на торжествах по случаю 80-летия Фрейда в Венском академическом обществе медицинской психологии прочел доклад "Восприятие Фрейдом человека в свете антропологии", который содействовал усилению антропологических компонентов развивающегося психоаналитического учения. В 1942 опубликовал книгу "Основные формы и познание человеческого существования", в которой изложил фундаментальные идеи экзистенциального анализа. В 1949 выпустил книгу "Генрик Ибсен и проблема самореализации в искусстве", развивавшую некоторые положения "патографических исследований" Фрейда. В 1956 награжден высшей наградой психиатров — медалью Э. Крепелина. В последнем периоде творчества уделял особое внимание проблемам любви. Считал, что быть человеком — значит любить. Усматривал в любви тайну человека и полагал, что подлинное человеческое бытие есть "бытие-в-любви" и "бытие-друг-с-другом". Автор книг "Введение в проблемы общей психологии" (1922), "Феноменологическая антропология" (1947), "Воспоминания о 3. Фрейде" (1956) и др.
В.И. Овчаренко

Источник: Новейший философский словарь

БИНСВАНГЕР Людвиг
5 апреля 1881, Кройцлинген, Швейцария—5 февраля 1966, Амриссвиль) — швейцарский психиатр и философ. Получил медицинское образование в Лозанне, Гейдельберге, Цюрихе. В 1906 начал работать в клинике Бургхельцли под руководством Э. Блейлера и К. Г. Юнга. В 1907 примкнул к психоаналитическому движению, одним из первых стал применять психоанализ в клинической психиатрии. В 1911—56 руководил клиникой Бельвю в Кройцлингене. В 1956 был награжден высшей для психиатров наградой—медалью Крепелина. Несмотря на теоретические расхождения с ортодоксальным психоанализом, Бинсвангер был близким другом 3. Фрейда и автором известных о нем воспоминаний («Erinnerungen an Sigmund Freud». Bern, 1955). Дружеские отношения связывали его с С. Л. Франком, оказавшим влияние на персоналистскую концепцию Биисвангера в 1940-е гг.
Философские воззрения Бинсвангера сформировались под влиянием неокантианства и феноменологии. Первая его книга, получившая широкую известность,—«Введение в общую психологию» (1922)—была попыткой решения основных теоретических проблем психологии в духе феноменологии Э. Гуссерля. После выхода в свет «Бытия и времени» М. Хайдеггера Бинсвангер, опираясь на экзистенциальную аналитику (Daseinsanalytik) последнего, создал собственное философско-антропологическое и психиатрическое учение, названное «экзистенциальным анализом» (Daseinsanalyse). Он внес изменения в психоаналитическую метапсихологию и практику психотерапии, отвергнув биологизм и детерминизм в трактовке бессознательных процессов. Человеческое существование понимается Бинсвангером как единство трех временных модусов—прошлого, настоящего и будущего. Неврозы и психозы являются осмысленными способами трансцендирования, конституирования мира и самой экзистенции. Симптомы различных психических расстройств возникают в связи с ограниченностью горизонта видения: один временной модус становится доминирующим, что препятствует подлинному существованию человека и может вести к психическому заболеванию. Традиционные методы клинической психиатрии не подвергаются радикальному пересмотру, но они недостаточны, поскольку задачей психиатра является не столько каузальное объяснение болезни, сколько понимание другого человека. Клиническая психиатрия и психоанализ дают нам поверхностное описание симптомов и синдромов, игнорируя индивидуальное «бытие-в-мире». Психопатология имеет своим истоком особенности строения «жизненного мира» пациента. Этот «жизненный мир» конституируется актами сознания, и у психотика он является не менее осмысленным, чем у терапевта. Нет реальности для всех одинаковой и «нормальной», которую можно считать чем-то само собой разумеющимся и противопоставлять «безумию», отклонение от того, что считается «нормой», означает создание новой «нормы». Для всех «миров», конституируемых маниакальным сознанием, свойственна своя особая «норма». Неврозы и психозы суть модификации фундаментальных структур «бытия-в-мире», способов трансцендирования. Описываемые психоанализом невротические симптомы обусловлены не травмами, детскими фиксациями и идентификациями, но специфической «конфигурацией» экзистенции, господством одного из модусов временного трансцендирования. В результате сужения горизонта видения происходят нарушения в «смысловой матрице», другие модусы перестают рассматриваться как возможности существования. Бинсвангер сохраняет основные элементы психоаналитической терапии, но пересматривает главные понятия психоанализа, в первую очередь понятие бессознательного психического. В феноменологической психиатрии Бинсвангера бессознательное представляет собой результат узости горизонта экзистенции, бегства от собственных творческих возможностей в невроз. Пересматривается также и фрейдовское толкование сновидений. Интерпретации подлежит не гипотетическое «скрытое», но именно «яврое» содержание сновидения—за ним не скрывается некое вытесненное в бессознательное содержание. Сновидения не обязательно являются исполнениями желаний, в них имеется столько же типов активности, сколько и в бодрствовании. В 1930—40-х гг. Бинсвангер развивает собственную философскую антропологию, которая все больше расходится с Daseinsanalytik Хайдеггера. В работе «Основные формы и познание человеческого существования» (Grundformen und Erkenntnis des menschlichen Daseins. Z., 1942) он с персоналистских позиций подвергает критике Хайдеггера: помимо мира «заботы», «заброшенности», характеризуемого Бинсвангером как мир взаимного опредмечивания (das Nehmen-beiEtwas—«npiBurnM-3a-He4TO»), инструментальной полезности, имеется модус «бытия-друг-с-другом», в котором Я и Ты нераздельны и неслиянны. В этом модусе «Мы» (die Wirheit) или «любви» иначе структурированы пространство и время. В 1950—60-х гг. Бинсвангер пишет ряд монографий, в которых с позиций феноменологической психиатрии осуществляется описание различных психических заболеваний («Drei Formen missgluckten Daseins». Tubingen, 1956; «Schizofrenie». Pfllingen, 1957; «Wahn».Pfullingen, 1965 и др.). Работы Бинсвангера оказали значительное влияние на экзистенциальную феноменологию и «экзистенциальный психоанализ» в различных позднейших версиях. Вместе с тем его трактовка Хайдеггера в духе философской антропологии вызвала негативную реакцию самого Хайдеггера и резкую критику со стороны М. Босса, а также других сторонников «онтологической» интерпретации Daseinsanalytik.

Источник: Новая философская энциклопедия