Бинарная оппозиция
Бинарная оппозиция
(лат. binarius – двойной, состоящий из двух компонентов; opponere – противопоставлять) – универсальное средство описания явлений, где одновременно рассматриваются два противоположных понятия, одно из которых утверждает к.‑л. качество, а другое отрицает его.
Источник: Истина и ложь в терминах понятиях и определениях. Анапа. 2018
Бинарная оппозиция
связка двух явлений или понятий, сородственных друг другу, т. е. связанных общим сродством, измеримых одной и той же мерой: внешнее и внутреннее, часть и целое, необходимое и случайное, сущность и явление, субъект и объект и т. п. В марксистской философии фигурирует семантический его эквивалент - раздвоенное единство. Принцип раздвоения единого и познания противоречивых сторон - важнейший в этой философской системе. Здесь он, можно сказать, фундаментален.
Источник: Краткий энциклопедический словарь философских терминов
БИНАРНАЯ ОППОЗИЦИЯ
лат. binarius — двойной, двойственный, состоящий из двух частей) — тип отношений в семиотических системах, в рамках которого знак приобретает свое значение и смысл только через отношение со знаком, стоящим к нему в оппозиции. Например, слово (лингвистический знак) "друг" раскрывает свой смысл через слово "враг", слово "сладкое"— через "горькое" и т.д. Принцип Б.О., или принцип бинаризма, сформировался в лингвистике, а затем получил распространение в семиотике, где основной Б.О. стала оппозиция "означающее — означаемое". В рамках бинаризма отношения противоположностей, возникших в результате дихотомического разделения, приобретают статус организующего центра, обеспечивающего упорядоченность и устойчивость структуры. В теории структурализма бинаризм из частного приема превращается в фундаментальную категорию и сущностный принцип природы и культуры. Согласно классическому структурализму, все отношения между знаками сводимы к бинарным структурам — к модели, в основе которой находится наличие или отсутствие определенного признака. Леви-Строс использовал бинарные отношения типа "природа — культура", "растительное — животное", "сырое — вареное" и им подобные при анализе социального устройства, культурной и ментальной жизни первобытных племен. Принцип бинаризма был подвергнут острой критике представителями постструктурализма. При этом было выдвинуто два типа аргументов против него: 1) утверждение, что помимо оппозиционных отношений между знаками существует множество отношений переходного типа; 2) доказательство наличия большого количества различий, которые в процессе взаимоотношения друг с другом ведут себя хаотично (см. Хаос), вследствие чего принципиально невозможно выделить четко организованную оппозицию. При отсутствии упорядоченности отношений различия перестают восприниматься как таковые. В рамках постструктурализма второй тип аргументации против принципа бинаризма получил наибольшее распространение. Одним из активных критиков идей бинаризма выступил Делез. В работе "Различие и повторение" [см. "Различие и повторение" (Делез)] он переосмысливает понятие "различие". Согласно его утверждению, нельзя найти критерия, благодаря которому можно было бы отличить одно явление от другого. Различия образуют некоторую сеть отношений, лишенную организующего, упорядочивающего центра, поэтому не только семиотические системы, но и системы любой другой природы характеризуются децентрированностью и хаотичностью. Продолжая тему различия в работе "Ризома" [см. "Ризома" (Делез, Гваттари)], Делез сравнивает отношения между различиями с корневой системой (ризомой — см. Ризома), в которой невозможно выделить главное и второстепенное, и делает вывод, что в неупорядоченной целостности не может быть различий, поскольку она их поглощает. (См. Бинаризм.) Л.Л. Мельникова
Источник: Постмодернизм. Энциклопедия