Бихевиоризм
направление в американской психологии ХХ в., сводящее психику к различным формам поведения.
Источник: Аналитическая философия (глоссарий)
Бихевиоризм
направление психологии, изучающее факты поведения человека, которые можно наблюдать непосредственно.
Источник: Философия логика и методология науки Толковый словарь понятий. 2010 г.
Бихевиоризм
от англ. behaviour – поведение) – направление в психологии, главным предметом которой считает поведение человека.
Источник: Философия науки. Эпистемология. Методология. Культура
Бихевиоризм
направление в психологии, объяснявшее поведение человека как совокупность реакций на предъявляемые стимулы (раздражители).
Источник: Культорология. Антропологические теории культур. Словарь понятий и терминов
Бихевиоризм
От английского (в американском варианте) behavior, что значит поведение. Бихевиоризм – второе название поведенческой психологии (Поведение).
Источник: Философский словарь.
Бихевиоризм
от англ. behaviour — поведение) — направление в философии и психологии XX века, изучающее психику как форму поведения. Основной метод — наблюдение и экспериментальное исследование реакций организма на воздействие внешних факторов.
Источник: История и философия науки
БИХЕВИОРИЗМ
(от англ, behaviour— поведение) — направление в психологии, принимающее во внимание только те факты поведения животных и человека, которые можно точно установить и описать. В основе метода бихевиоризма лежит исследование раздражения и ответной реакции. Утверждается, что рассматривать поведение человека нужно в определенной ситуации и на основе наблюдения выводить правила воспитания и поведения людей в их совместной жизни.
Источник: Философско-терминологический словарь 2004
БИХЕВИОРИЗМ
В узком значении слова бихевиоризм— это методология, запрещающая обращать внимание на переживания исследуемого объекта и требующая ограничиваться исследованием его поведения (англ. behaviour). Правильна или нет эта методология — пусть судят психиатры. Однако иногда бихевиоризм приобретает другое значение и выступает как точка зрения, согласно которой психические явления, иначе говоря душа, не существуют. В этом значении бихевиоризм, безусловно, является заблуждением.
См.: душа, материализм.
Источник: Сто суеверий. Краткий философский словарь предрассудков
БИХЕВИОРИЗМ
психологический метод, основанный на объективном наблюдении. Для бихевиоризма объект психологии — внешнее поведение людей (а не внутренний мир субъекта). Создание бихевиоризма, называемого также «психологией поведения», «психологией реакции», приходится на конец XIX в. и связано с произведением Торн-дайка «Животный разум» (1898). Ватсон в США и Бехтерев в СССР были его создателями. Ограниченность бихевиоризма характерна для всякого объективного изучения человека: человеческая реакция не может быть описана только снаружи, она должна быть понята изнутри. Дескриптивную психологию поведения дополняют понимающая психология поведения и внутреннее созерцание. См. Психология.
Источник: Философский словарь
БИХЕВИОРИЗМ
от англ, behaviour поведение) - направление в психологии, получившее особенно большое распространение в Америке (главные представители: Дж. Уотсон и Э. Торндайк); бихевиоризм совершенно отказывается от метода самонаблюдения и оценки такового и принимает во внимание только те факты поведения животных и человека, которые можно точно установить и описать, не считая необходимым "понимать" скрывающиеся за ними внутренние психические процессы. Поэтому в основе метода бихевиоризма лежит исследование раздражения и ответной реакции. На этом фундаменте бихевиоризм создает свою собственную этику и социологию. Бихевиористы утверждают, что рассматривать поведение человека нужно в определенной ситуации и на основе наблюдения выводить правила воспитания и поведения людей в их совместной жизни.
Источник: Философский энциклопедический словарь
БИХЕВИОРИЗМ
(Behaviorismus; от англ, behaviour — «поведение») — направление в психологии, получившее особенно большое распространение в Америке (главные представители — Уотсон и Торндайк); бихевиоризм совершенно отказывается от метода самонаблюдения и оценки такового и принимает во внимание только те факты поведения животных и человека, которые можно точно установить и описать, не считая необходимым «понимать» скрывающиеся за ними внутренние психические процессы. Поэтому в основе метода бихевиоризма лежит исследование раздражения и ответной реакции или, как в более позднее время, исследование воздействия на психику органов внутренней секреции. На этой основе бихевиоризм создает собственную этику и социологию. Бихевиористы утверждают, что рассматривать поведение человека нужно в определенной ситуации и на основе наблюдения выводить правила воспитания и поведения людей в их совместной жизни. Е. L. Thorndike. Educational Psychology, New York, 1903, dt. 1922; J. В. Watson. Psychology as the Behaviorist Views it, in: Psycholog. Rev. 20 (1913); J. B. Watson. Behaviorism, London, 1925, dt. 1930; B. F. Skinner. Science and Human Behavior, New York, 1953; F. Ketter. Verhaltensbiologie des Menschen, 1966; К. Holzkamp. Krit. Psychologie, 1972; В. D. Mackenzie. Behaviorism and the Limits of Scientific Method, London, 1977; G. E. Zuriff. Behaviorism: a Conceptual Reconstruction, New York, 1985.
Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961
Бихевиоризм
(англ. behavior — поведение) — одно из наиболее распространенных в совр. буржуазной психологии направлений. Философская основа Б. — прагматизм. Б. основан в 1913 Дж. Уотсоном (1878— 1958) (Чикагский ун-т). Экспериментальной основой Б. у Уотсона послужили исследования поведения животных Э. Торндайком (1874—1949). Теорию Уотсона разделяли К. Леш-ли (1890—1958), А. Вейс (1879— 1931) и др. Б. продолжает механистическое направление в психологии, сводя психические явления к реакциям организма; отождествляет сознание и поведение, основной единицей к-рого считает связь (корреляцию) стимула и реакции. Все познание Б. сводит к образованию у организмов (включая и человека) условных реакций. В 30-х гг. теория Уотсона сменилась рядом необихевиористических теорий, известных под названием теорий «обусловливания». Их осн. представителями являются К. Халл (1884—1952), Э. Толкен (р. 1886) и Э. Газри (1886—1959). Эти теории возникли под влиянием павловского учения. Заимствовав из учения И. П. Павлова терминологию и классификацию форм поведения, необихевиористы заменили материалистические основы павловского учения операционализмом и логическим позитивизмом. Применяя условно-рефлекторную методику, они игнорируют роль мозга в поведении. Совр. Б. видоизменил формулу «стимул-реакция», включив между двумя ее членами так называемые «промежуточные переменные» (навык, потенциал возбуждения и торможения, потребность и т. п.). Однако это не меняет механистической и идеалистической сути Б.
Источник: Философский словарь. 1963
БИХЕВИОРИЗМ
одно из направлений западной психологии, возникшее в начале 20 в. Основоположник — Д. Уотсон. Истолковав с позиций механистического материализма принцип единства психики и деятельности, бихевиористы по существу свели сложные формы психической деятельности к сумме простых реакций. Основной единицей поведения была провозглашена непосредственная связь стимула и реакции, а основным методом исследования — описание различных реакций организма в меняющихся ситуациях. Б. привлек внимание психологов к категории поведения, к изучению его простых форм и навыков, к постановке проблемы научения или приобретения индивидуального опыта. Однако он не мог объяснить сложные формы поведения животных и тем более человека. Это обстоятельство, а также широкое распространение павловского учения, доказавшего опосредствованность реакций организма деятельностью центральной нервной системы, вызвало появление в кон. 20 — нач. 30 гг. ряда необихевиористических теорий: теории «обусловливания»; или образования условных реакций (Халл, Скиннер и др.), «когнитивные» теории, учитывающие познавательные отношения (Тол мен и др.). Отказавшись от механистического детерминизма, необихевиористы включили в формулу «стимул-реакция» т. наз. промежуточные переменные (напр., навык, потенциал возбуждения и торможения), преломляющие различные воздействия на поведение. Однако эти переменные они определяют в соответствии с принятой ими методологией неопозитивизма в основном как чисто логические построения, не относящиеся к объективной реальности, упрощенно толкуют социальные аспекты психики.
Источник: Краткий словарь по философии. 1970
БИХЕВИОРИЗМ
одно из направлений западной психологии, в основе к-рого лежит сведение сложных форм психологической деятельности человека к су мне реакций на внешние стимулы. Оси. единицей поведения в Б. провозглашена связь стимула и реакции, а главным методом исследования деятельности и доведения человека и социальных общностей — выявление, описание и прогнозирование реакций психики индивида и совместной психической деятельности социальных групп в ответ на определенные стимулы. Б. опирается на механистическое истолкование материалистического принципа единства психики и деятельности. Основными предпосылками Б., появившегося в кон. 19 — нач. 20 в. были принципы философии позитивизма, согласно к-рым функция науки ограничивается описанием непосредственно наблюдаемых явлений. На этой посылке зиждется главный тезис Б. о необходимости изучать поведение, а не сознание.
В совр. условиях на Западе распространен социальный Б., к- рый рассматривает общество и культуру как нек-рые наборы стимулов, режимов подкрепления ранее вызванных реакций и форм социального контроля за подкреплением реакций, ориентированных на удовольствие или выживание. Теоретические концепции Б., обнаруживающего тесную связь с прагматизмом, интенсивно применяются в практике буржуазной пропаганды (см. Манипулятивная пропаганда), рекламы. Материалистическая психология критикует Б., за игнорирование категорий сознания, мышления, воли и социальной природы психики. Теоретические тупики Б. привели к появлению необихевиоризма, к-рый пытался преодолеть исходную ограниченность главной бихевиористской доктрины, сохранив не менее ложную установку на биологизацию человеческой психики и социальной жизни.
Источник: Современная идеологическая борьба. Словарь.
Бихевиоризм
(англ. behaviour – поведение) – ведущее направление в американской психологии первой половины XX века. Считает предметом психологии не сознание, а поведение, понимаемое как совокупность двигательных и сводимых к ним словесных и эмоциональных ответов (реакций) на воздействия (стимулы) внешней среды. Родоначальником является Б.-Э. Торндайк, программа и термин предложены Дж. Уотсоном. Эти методы были внедрены в США в антропологию (см. Антропология), социологию, педагогику, вошедших в круг т. н. «бихевиоральных наук». Согласно бихевиоризму, психология должна исследовать только те реакции организма (двигательные и физиологические), которые доступны наблюдениям исследователя. Бихевиоризм оказал влияние на некоторые философские концепции (например, аналитическую философию), на лингвистику, семиотику, кибернетику и др. науки; стал основой т. н. «социальной инженерии», которая занимается моделированием социальных, политических, идеологических явлений в обществе. Законы поведения, согласно бихевиоризму, фиксируют отношения между тем, что происходит на «входе» (стимул) и «выходе» (двигательный ответ) системы организма. Следуя позитивистской методологии, бихевиоризм считает внутренние процессы, происходящие в этой системе (и психические, и физиологические), не поддающимися научному анализу, поскольку они не доступны непосредственному наблюдению. Подавляющее число экспериментов представители бихевиоризма провели на белых крысах, а затем перенесли результаты этих экспериментов на человека. Активность человека и роль его психической организации в преобразовании среды при этом игнорировались, так же дело обстояло и с социальной природой человека. В 20-е годы начался распад бихевиоризма на ряд направлений, в которых сохранялась его основа, но многие идеи сочетались с другими теориями (гештальтпсихология, психоанализ, необихевиоризм). В настоящее время лишь немногие американские ученые (например, психолог Б. Скинер и его школа) продолжают защищать позиции ортодоксального бихевиоризма.
Источник: Философия и методология науки (понятия категории проблемы школы направления). Терминологический словарь-справочник 2017
БИХЕВИОРИЗМ
(от англ. behaviour — поведение) — направление в совр. социально-гуманитарных науках, возникшее на рубеже XIX—XX вв., ориентированное на изучение отношений между воздействиями среды и реакциями субъекта «объективными методами» по схеме «стимул ? реакция». Предметом исследования в Б. считается наблюдаемое поведение, отвергается интроспекция, интерпретация и др. «субъективные методы». В качестве осн. метода используются описание, регистрация и измерение внешн. проявлений поведения в контролируемых условиях, при этом собств. психич. явления (восприятие, представление, мышление и др.) и их нейрофизиологич. субстрат выносятся за пределы исследования. Филос. основания Б. — позитивизм и неореализм; экспериментальная основа — исследования поведения животных. Термин и первая программа Б. предложены Дж.Уотсоном (1913). Подчеркивая необходимость внешн. детерминации поведения и объективность метода его изучения, Б. содействовал выработке более адекватных теор. представлений психологии, расширению ее экспериментальной базы и решению нек-рых практ. задач. Однако принцип детерминизма, объективный метод трактовались бихевиористами очень узко, односторонне; связь между стимулом и реакцией абсолютизировалась и рассматривалась как универсальный объяснительный принцип. Попытки преодолеть ограниченность схемы «стимул ? реакция» путем включения в нее дополнительного звена — «промежуточных переменных» (Э.Толмен, К.Халл) или «оперантного подкрепления» (Б.Скиннер) — сохранили гл. порок Б. — механистич. понимание человека и его поведения. Б. оказал значительное влияние на все отрасли знания, связанные с изучением человека. В социологии оно выразилось в появлении «социологич. Б.» (Дж.Ландберг), впитавшего в себя осн. идеи, методы и термины Б. Применяя схему «стимул ? реакция» к анализу поведения личности и малых групп, социол. Б. игнорирует природу и роль индивидуального и обществ. (группового) сознания. Лит.: Уотсон Д.Б. Психология как наука о поведении. М.; Л., 1926; Ярошевский М.Г. История психологии. М., 1966; Ярошевский М.Г., Анциферова Л.И. Развитие и современное состояние зарубежной психологии. М., 1974. Л.Г.Скульмовская
Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь
БИХЕВИОРИЗМ
от англ. behavior - поведение) - психологическая и философская позиция, полагающая, что ментальные состояния человека идентичны наблюдаемым актам его поведения, или же проявляются через его действия. Психологический Б. впервые был разработан амер. психологом Дж. Уотсоном (1878-1958), который стремился превратить психологию в строгую науку, имеющую дело лишь с объективно наблюдаемыми свойствами и характеристиками человеческой активности. Другим ведущим бихевиористом был Скиннер, разработавшим ряд экспериментальных методик, позволявших соотносить акты поведения с понятиями, обычно используемыми для описания ментальных состояний.
Философский Б. восходит к доводам Т. Гоббса о материальной природе ментальных состояний. Возникновение его современной формы обычно связывают с работой Райла "Понятие сознания" (The Concept of Mind, 1949). Хотя сам Райл отрицал, что он бихевиорист, он не принимал дуализма "души и тела" на том основании, что такой дуализм порождает образ сознания как нефизической ментальной субстанции. В указанной книге он подверг критике идущее от Декарта представление о "духе в машине". Он также доказывал, что за исключением боли все наши ментальные состояния могут анализироваться через наше поведение. Райл также отрицал, что наши ментальные состояния отражают что-то большее, чем предсказуемый способ поведения. Философский Б. подразделяется на три вида: строгий, "смягченный" и логический. Строгий Б. суть онтологическая позиция, утверждающая, что нематериальных "душ" или сознаний не существует. Этот взгляд является полностью материалистическим, согласно ему человеческие существа являются лишь чрезвычайно сложными машинами, материальными устройствами, которые не обладают нематериальной душой или сознанием. Более мягкая версия Б. утверждает, что ментальные состояния (независимо от того, существуют или нет нематериальные сознания) не могут быть описаны, охарактеризованы независимо от внешне проявляющегося телесного поведения. Логический Б. связан с философией языка. В нем полагается, что ментальные состояния становятся доступными объективному внешнему наблюдению тогда, когда мы обучаемся применять для фиксации наших внутренних, ментальных состояний общий с другими людьми язык и интерсубъективные критерии его применения в ситуациях, вызывающих эти состояния. В результате явления сознания могут быть переведены в лингвистический план и описаны как акты коммуникативного поведения.
Источник: Современная западная философия: словарь
БИХЕВИОРИЗМ
от англ. behaviour, амер. behaviorповедение)—ведущее направление в американской психологии и социально-политической мысли 20 в., изучающее поведение в различных его аспектах. Изначально бихевиоризм отвергал психофизиологический параллелизм в изучении высшей нервной деятельности животных, а также человека. Опираясь на экспериментальные труды Э. Торндайка, И. П. Павлова, Ч. Шеррингтона и др., посвященные выработке условных рефлексов, основатель этого течения Дж-Б.Уотсон (1878—1958) полагал, что высшая нервная деятельность может быть исчерпывающе понята и описана в физиологических терминах стимула и реакции при изучении поведения животных (и человека) в окружающей среде. Уотсон считая, что в психологии этот метод подлинно объективный и решительно отвергал т. наз. субъективный метод в психологии, отождествляющий наблюдение с самонаблюдением. Таким образом строго научное исследование психической деятельности должно ограничиваться всеобъемлющей регистрацией последовательных фаз поведения животных в зависимости от стимула и реакции в определенной среде.
Такой подход к изучению психики, тщательная разработка экспериментальных методов, строгая систематизация в исследовании поведения животных и человека в различной среде—все это стимулировало развитие объективного метода в психологии, применение в ней точных математических методов. О мировой популярности бихевиоризма свидетельствует, в частности, публикация статьи Дж. Б. Уотсона на эту тему в первом издании БСЭ (см. т. 6. М., 1927 и последующие издания).
Распространение бихевиоризма в 1930—50 гг., а вместе с ним и американской социальной психологии выразилось в заимствовании его идей и терминологии многими общественными науками (антропологией, этнографией, социологией, экономикой, яолитологией и др.), значительное место в которых занимает изучение массового поведения людей. С коя. 40-х—нач. 50-х гг. эти науки получили общее, повсеместно принятое наименование поведенческих наук, или наук о поведении. К этому же времени относится создание фонда Форда для поддержки исследований в этом направлении.
Однако с самого начала бихевиоризму была присуща определенная ограниченность, проявляющаяся в подчеркнутом умалении активной роли самого индивида во взаимодействии со средой. Так, явно гипертрофированным было принципиальное утверждение Уотсона о полной зависимости воспитания и поведения индивида от их произвольной манипуляции посредством внешних стимулов.
Источник: Новая философская энциклопедия
БИХЕВИОРИЗМ
от англ. behavior, behaviour - поведение), ведущее направление в амер. психологии кон. 19-20 вв., в основе к-рого лежит понимание поведения человека и животных как совокупности двигательных и сводимых к ним вербальных и эмоциональных ответов (реакций) на воздействия (стимулы) внеш. среды. Б. возник под непосродств. влиянием экспериментальных исследований психики животных. ILJL л_этих исследованиях не мог применяться метод самонаблюдения, господствовавший при изучении психики человека, то была построена методика эксперимента, основанная на серии контролируемых воздействий на животных и регистрации их реакций на эти воздействия. Эта методика была перенесена и на. изучение психики человека. Общеметодологич. предпосылками Б. явились принципы философии позитивизма, согласно к-рым наука должна описывать только непосредственно наблюдаемое. Отсюда осн. тезис Б,: психология должна изучать поведение, а не сознание, к-роe в принципе непосредственно не наблюдаемо; поведение же понимается как совокупность связей «стимул - реакция» (S-R). Родоначальником Б. является Э. Торндайк. Программа Б. и сам термин были впервые предложены Уотсоном (1913). На формирование науч. основ Б. большое влияние оказали работы Бехтерева и Павлова.
Согласно Б., у человека при рождении имеется относительно небольшое число врожденных схем поведения (дыхание, глотание и т. п.), над к-рыми надстраиваются более сложные процессы, вплоть до образования сложнейших «репертуаров поведения» (Скиннер). Удачная реакция закрепляется и впредь имеет тенденцию к воспроизведению - «закон эффекта». Закрепление реакций подчиняется «закону упражнения», т. е. многократного повторения одних и тех же реакций в ответ на одни и те же стимулы, в результате чего эти реакции автоматизируются. Для объяснения того, каким образом выбирается данная реакция в ответ на данное воздействие, Торндайк выдвинул принцип «проб и ошибок», согласно к-рому выработка всякой новой реакции начинается со слепых проб, продолжающихся до тех пор, пока одна из них не приведет к положит. эффекту.
Наивысшего развития Б., в его классич. форме, достиг в 20-х гг. Оси. идеи, методики исследования и термины Б. были перенесены в антропологию, социологию, педагогику. В США эти науки, объединяемые изучением поведения, получили общее назв. бихевиоральных наук; это назв. сохраняется и до сих пор, хотя теперь в большинстве случаев оно уже не выражает непосредств. влияния идей Б. После 2-й мировой войны традиции Б. были продолжены в ряде исследований по машинному переводу, а также в амер. концепциях т. н. программированного обучения (Скиннер).
Осуществленный Б. поворот к объективному изучению психики, разработанные им новые методики эксперимента, широкое привлечение в психологию математич. средств составили сильную сторону Б. Однако в сов. и зарубежной психологии Б. был подвергнут серьезной критике (она была начата гештальтпсихологией и продолжена в работах Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, Ж. Пиаже и др.) за устранение из психологии таких фундаментальных понятий, как сознание, мышление, воля и т. д., за игнорирование социальной природы психики, за примитивизацию вследствие этого поведения человека и в конечном счете за утрату собственного предмета психологии (см. Необихевиоризм).
Источник: Советский философский словарь
БИХЕВИОРИЗМ
от англ, behavior — поведение) — направление в психологии, сторонники которого полагают, что сознание доступно научному изучению только через объективно наблюдаемые акты поведения. Интроспекция и др. методы изучения “внутреннего мира”, “явлений сознания” с т.зр. Б. не имеет к.-л. ценности. Становление Б. происходило под заметным влиянием идей И.П. Павлова, его экспериментальных методов изучения поведения животных. Первая программа Б. была выдвинута в 1913 амер. психологом Дж. Уотсоном, который ставил цель превратить психологию в строгую науку, имеющую дело лишь с объективно наблюдаемыми свойствами и характеристиками человеческой активности. Психология — наука о поведении животных и человека, работающая объективными методами и являющаяся областью естественных наук. Э. Торндайк, изучая с помощью лабиринтов и “проблемных клеток” поведение животных, установил, что решение ими проблем происходит методом проб и ошибок. Этот метод, по его мнению, является основным и в процессах научения человека.
Ведущим бихевиористом следующего поколения был Б. Скиннер, разработавший ряд экспериментальных методик, позволявших соотносить акты поведения с понятиями, обычно используемыми для описания ментальных состояний. К научным понятиям Скиннер относил лишь те, которые описывают физические события и предметы. Ментальные понятия трактовались им как “объяснительные фикции”, от которых следует очистить научную психологию. Наряду с собственно психологической бихевиористской программой Скиннер энергично пропагандировал ее социокультурные аспекты и следствия. Он отрицал свободу воли, моральную ответственность, автономию личности, противопоставляя всем этим мента-листским “мифам” проекты переустройства общества на основе разработки различных технологий контроля и манипулирования поведением индивидов.
Филос. Б. восходит к доводам Т. Гоббса о материальной природе ментальных состояний. В 1940— 1950-е гг. некоторые философы попытались использовать установки Б. в философии сознания, перенеся в ней акцент с понятий, описывающих ментальную сферу, на понятия, описывающие определенные формы и правила поведения. Возникновение современного филос. Б. обычно связывают с философией сознания позднего Л. Витгенштейна, с работой Г. Райла “Понятие сознания” (1949) и более поздними
работами по философии языка и сознания У. Куайна, коллеги Скиннера по Гарвардскому ун-ту, где они ре- гулярно обсуждали проблемы Б.
Филос. Б. обычно подразделяется на три вида: строгий, “смягченный” и логический. Строгий Б. — это онтологическая позиция, утверждающая, что не- материальных душ или сознаний как таковых не суще- ствует. Этот взгляд является полностью материалистическим, согласно ему человеческие существа являются лишь чрезвычайно сложными машинами, материальными устройствами, которые не обладают нематериальной душой или сознанием. Более мягкая версия Б. утверждает, что ментальные состояния (независимо от того, существуют или нет нематериальные сознания) не могут быть описаны, охарактеризованы независимо от внешне проявляющегося телесного поведения. Логический Б. связан с философией языка. В нем полагается, что ментальные состояния становятся доступными объективному внешнему изучению тогда, когда мы обучаемся применять для фиксации наших внутренних, ментальных состояний общий с др. людьми язык и интерсубъективные критерии его применения в ситуациях, вызывающих эти состояния. В результате явления сознания могут быть переведены в лингвистический план и описаны как акты коммуникативного поведения.
О УотсонДж.Б. Психология как наука о поведении. М.; Л., 1926; Он же. Психология с точки зрения бихевиориста // Бихевиоризм: Хрестоматия по истории психологии. М., 1980; Райл Г. Понятие сознания. М., 1999; Уотсон Дж.Б., Торндайк Э. Бихевиоризм. М., 1999; Skinner B.F. Science and Human Behavior. New York, 1959; Idem. Beyond Freedom and Dignity. New York, 1971.
Источник: Философия: энциклопедический словарь
БИХЕВИОРИЗМ
англ, behaviour, — поведение) — одно из ведущих направлений в психологии конца 19-начала 20 в. Явился также одним из оснований формирования так называемой "поведенческой" парадигмы в социологии (наряду с работами Тарда, Лебона и др. по формам коллективного поведения и психологическим эволюционизмом Уорда, Гиддинг-са и др.), т.е. психологического направления в социологии. Родоначальником Б. считается Э. Торндайк. Программа Б. и сам термин были впервые предложены Дж. Б. Уотсоном (1913). На формирование научных основ Б. большое влияние оказали работы Павлова и Бехтерева. Классиком социальной версии Б. является Б. Скиннер. В основе Б. лежит понимание поведения человека как совокупности двигательных, вербальных и эмоциональных реакций на воздействия (стимулы) внешней среды. Общеметодологической предпосылкой Б. явились принципы философии позитивизма, согласно которым наука должна описывать и анализировать только непосредственно наблюдаемое. Отсюда основной тезис Б.: психология (и социология) изучает внешнефиксируемое поведение, а не сознание, которое в принципе непосредственно не наблюдаемо. Нововведение же в Б. понимается как совокупность связей, сводимых к схеме "стимул-реакция". В качестве объясняющей подход Б. может быть использована выработанная позднее в кибернентике обобщенная схема "черного ящика", предполагающая фиксацию сигнала "на входе" и "на выходе", и отвлечение от процессов, происходящих "внутри". Изначально Б. экстраполировал на социальную жизнь механизмы условных рефлексов, выявленные на основе экспериментальных исследований психики животных. Согласно Б., у человека имеется набор врожденных схем поведения, которые "достраиваются" в процессе научения вырабатываемыми сложными навыками, постоянно психологически подкрепляемыми в сложившихся стратегиях поведения и институционально контролируемыми. Адекватность реакции на стимул определяется в ходе многократных проб и ошибок. Найденная адекватная реакция закрепляется подкрепляемым повторением, автоматизирующим и включающим ее в постоянный поведенческий "репертуар" ("закон упражнения"). Закрепление реакции в "репертуаре" порождает тенденцию к ее воспроизведению в соответствующих типах ситуаций ("закон эффекта"). Период наивысшего развития Б. в его классической форме приходится на начало 20-х 20 в., когда его подходы получили развитие в антропологии, педагогике, а главное — в социологии. Однако бихевиористы, по сути редуцируя социальное к психическому, а то, в свою очередь, к условно-рефлекторному уровню психики и к ее физиологическим основам, в итоге "встретились с непреодолимыми препятствиями на пути объяснения и интерпретации социальных явлений в терминах этой биологической дисциплины" (Сорокин). Поворот к объективному изучению психики, разработка новых методик эксперимента, широкое привлечение в психологию математических средств составили сильную сторону Б. Однако устранение из психологии (а следовательно и социологии) таких фундаментальных понятий, как сознание, мышление, воля и т.д., игнорирование социальной природы психики, примитивизация поведения человека дали повод для серьезной критики Б. (фрейдизм, гештальт-психология, Выготский, Рубинштейн, Пиаже и др.). Результатом потери популярности Б. и попыткой самообновления стал необихевиоризм, возникший к 1930-м (работы К. Хал-ла и Э. Толмена). В схему "стимул-реакция" было введено промежуточное звено — совокупность познавательных и побудительных факторов, — позволяющее анализировать регулятивные механизмы поведения. В социологии схема необихевиоризма созвучна принципам коррелятивного анализа в функционализме (независимая, латентная и зависимая переменные) как позволяющего описать реальную сеть социальных взаимодействий и взаимоотношений. То же можно сказать о различных вариантах теорий "социальных ролей". Наибольшее же влияние бихевиористские идеи оказали на теорию социального обмена Блау и, особенно, Хоманса. Как "социальный Б." определял свою позицию Мид, хотя он существенно дистанцировался от идей Б.
В.Л. Абушенко
Источник: Новейший философский словарь
БИХЕВИОРИЗМ
[от англ. behaviour — поведение] — философская и психологическая теория поведения людей. Б. — это психологическое воплощение содержащейся в американском прагматизме тенденции операционализма, согласно которому значение используемых в науке понятий выясняется в процессе осуществления тех или иных операций. Применительно к психологии это означает, что она предполагает объяснение поведения животных и людей. Если это сделано, то, как считают бихевиористы, психологии придана максимально ясная форма, в частности развенчивается трудная для менталиста проблема соотношения души (сознания) и тела. Душа (сознание) элиминируется из анализа постольку, поскольку о ней нельзя сказать ничего ясного вне анализа поведения животных и людей. Доктрина классического Б. была разработана в начале XX в. американскими психологами Э. Торндайком и Д. Уотсоном. В 1930— 1960-е гг. она была существенно модифицирована т. наз. необихевиористами, в т.ч. Б. Скиннером и К. Халлом. Ортодоксальный бихевиорист концентрирует свое внимание на стимульно-реактивных связях (S — R).
Необихевиорист заменяет схему S — R на схему S — r — s — R, где r и s — внутренние стимулы и реакции, которые выступают посредниками (медиаторами) внешних S— R. Сравнение двух схем показывает, насколько далеко бихевиорист считает допустимым свое «внедрение» в интерпретацию стимульно-реактивных связей, а именно: он вообще склонен не покидать их. Одна из особенностей американских психологов состоит в том, что даже критики необихевиоризма, как правило, выступающие с позиций когнитивизма, стараются все свои выводы обосновать за счет интерпретации поведения субъектов. А это означает, что бихевиористские установки в определенной степени характерны для всей американской психологии в целом.
Считается, что в философском отношении Б. нашел свое обоснование в трудах Л. Витгенштейна (см.), британского философа Г. Райла, сторонников тождества ментального и физического (Дж. Смарт, Д. Армстронг (см.) и др.). В качестве операционалиста Витгенштейн может признаваться чуть ли не радикальным бихевиористом. Но от схем ортодоксального Б. он отходил постольку, поскольку уделял особое внимание языку, который, впрочем, понимался операционалистски. Имея в виду как операциональную, так и лингвистическую ориентацию философии психологии Витгенштейна, Дж. Фодор и Ч. Чихара называют эту философию логическим Б. Сами они, критикуя логический Б., полагают, что бихевиористы правы в согласованном использовании ментальных утверждений и поведенческих предикатов, но явно недостаточно используют концептуальные и лингвистические интерпретации. Англичанин Г. Райл, автор книги «Понятие сознания», также как и Витгенштейн, может быть назван логическим бихевиористом. Анализ языка убедил его в необходимости критики мифа Декарта о дуализме души и тела. Все, что традиционно относят к психическому, следует описывать в терминах поведения. Книга Райла инициировала многочисленные дискуссии о психофизической проблеме, соотношении ментального и физического.
В 1960—-1980-х гг. известную популярность приобрела концепция тождества ментального и физического, которую наиболее энергично защищали австралийские философы и психологи Д. Смарт и Д. Армстронг. Постепенно ортодоксально-бихевиористская тенденция сведения ментального к физическому подвергалась все более резкой критике. Критики неоднократно указывали на очевидность, например, таких ментальных состояний, как боль и страдание. Доступность субъекту его собственных ментальных состояний указывает на их нередуцируемость к физическим явлениям. Указывалось также (Серл и др.), что не придуман способ интерпретации в поведенческих признаках интен- циональности (направленности) сознания. Были предприняты попытки определить природу ментальных состояний с методологических позиций аналитической философии (см.). В этой связи среди американских авторов возобладал т. наз. функциональный подход, согласно которому ментальные признаки представляют собой не физико-химические, а функциональные состояния мозга. По мнению видного американского философа X. Патнэма (см.), отожествление психических состояний с функциональными обладает по крайней мере тремя достоинствами. Во-первых, оно достаточно для выведения законов психологии; во-вторых, функциональные состояния позволяют объяснить само поведение организмов; в-третьих, устраняются неплодотворные (бессмысленные) вопросы, правомерность которых невозможно обосновать ни теоретически, ни эмпирически.
Итак, в методологическом отношении Б. наиболее органично связан с американской философской традицией: прагматизм плюс аналитическая философия. Если бы не эта традиция, то Б., пожалуй, давно сошел бы с арены влиятельных психологических направлений. В развитии Б. можно выделить три этапа: классический Б., необихевиоризм и постбихевиоризм. Общее всех этих трех этапов — придание первостепенного значения поведенческим признакам. 1. Найссер У. Познание и реальность. М., 1981. 2. Холл К. Принципы поведения // История зарубежной психологии. Тексты. М., 1986. 3. Скиннер Б. Оперантное поведение // История зарубежной психологии. Тексты. М., 1986. 4. Фодор Дж., Чихара Ч. Операционализм и обыденный язык // Аналитическая философия: становление и развитие. М., 1998. 5. Ryle G. The Concept of Mind. L., 1949. 6. Smart J. J. C. Philosophy and Scientific Realism. Routledge, 1963. 7. Армстронг Д. M. Материалистическая теория сознания // Аналитическая философия. Избранные тексты. М., 1993. 8. Серл Д. Мозг, сознание и программы //Аналитическая философия: становление и развитие. М., 1998. 9. ПатнэмХ. Философия сознания. М., 1999.
Источник: Философия науки. Краткий энциклопедический словарь. 2008 г.
БИХЕВИОРИЗМ
от англ. behavior – поведение) – господств. направление в амер. психологии 20 в., отрицающее сознание как предмет психологии и считающее таковым поведение, под к-рым понимаются телесные реакции на стимулы. Возникновение Б. было обусловлено как социальными, так и теоретич. причинами. Нарастание идеологич. реакции в период империализма вызвало появление концепций, принижающих роль сознания. Наиболее распространенные в США разновидности махистской философии – прагматизм и неореализм – отвергли реальность не только материи, но и сознания как свойства мозга. Вместе с тем остро вставал вопрос о практич. использовании психологии с тем, чтобы поставить ее на службу капиталистич. произ-ву. На рубеже 20 в. резко обнаружилась несостоятельность интроспективной теории сознания (см. Интроспективная психология). Под влиянием эволюц. биологии возникают попытки применить объективный метод к изучению поведения животных. Одна из таких попыток принадлежала Торндайку (1898). Наблюдая реакции животных при выполнении экспериментальных задач, он пришел к выводу, что решение достигается методом "проб и ошибок", путем отбора произведенных наугад движений. Этот вывод был затем распространен на процесс учения у человека. По принципиально иному пути объективного исследования поведения животных и человека пошел, развивая идеи Сеченова, Павлов, работы к-рого оказали большое влияние на сторонников Б., хотя и были ими неправильно истолкованы в духе механицизма. На них повлияли также искания в области "объективной психологии" Бехтерева. Такова была атмосфера, в к-рой сложилась первая программа Б., сформулированная Уотсоном (1913). Центр. пунктом программы было требование отказаться от понятия "сознание", якобы препятствующего превращению психологии в строгую науку. Выступая на словах против идеалистич. взгляда на сознание, Б. полностью принимал этот взгляд, т.к. понимал под сознанием совокупность субъективных данных, познаваемых только тем, кто их непосредственно переживает. Отвергая сознание как реальную функцию мозга, состоящую в отражении внешнего мира, Б. выступил и против физиологии мозга, изучающей материальный субстрат психики. Открытые Павловым закономерности высшей нервной деятельности он попытался интерпретировать в терминах "стимула и реакции", т. е. внешнего раздражения и двигат. ответа на него, полностью игнорируя динамику нервно-психич. процессов, обусловливающую характер акта поведения. Павлов выступил против Б. со спец. работой "Ответ физиолога психологам" ("The reply of physiologist to psychologist", "Psychol. Rev.", 1932, v. 39, No 2). Б. требует замены исторически сложившейся системы психологич. категорий новыми понятиями: ощущение он называет "дискриминаторной реакцией", мышление – "субвокальной реакцией гортани", чувство отождествляет с "висцеральной реакцией", самосознание трактует как "вербальный отчет" и т.д. Исследователи, находившиеся под влиянием Б., внесли довольно значит. вклад в разработку конкретных вопросов психологии (в особенности проблем навыка и учения), однако получ. факты Б. интерпретирует с ложных теоретич. позиций. Так, напр., выработка навыка сводится к механич. закреплению связей в результате повторения, характер же отражения мозгом действительности полностью игнорируется. Мышление отождествляется с речью, сама же речь превращается в лишенный смыслового содержания речедвигат. акт. Б. свойственна установка на биологизацию человеч. поведения. Качеств. отличие последнего от поведения животных отрицается. Выдвигается мнение, будто все, что есть важного в психологии, может быть в сущности исследовано путем продолжающегося теоретич. и экспериментального анализа поведения крысы в лабиринте. Исходя из гносеологии позитивизма, Б. видит задачу психологич. науки в фиксации результатов внешнего наблюдения, считая неправомерным изучение внутр. механизмов деятельности, познаваемых опосредованно. Уже в начале 20-х гг. 20 в. начинается распад Б. на ряд направлений, сочетающих с осн. его доктриной элементы др. теорий, в частности гештальтпсихологии и фрейдизма. Амер. психолог Э. Толмен пытался преодолеть механицизм Б. на основе своеобразной телеологич. концепции, названной им "молярным Б." (Е. С. Tolman, Purposive behavior in animals and men, N. Y., 1932). Амер. психолог Вейс доказывал, что все психологич. факты могут быть безостаточно выражены в физико-химич. или социологич. терминах (A. A. Weiss, A theoretical basis of human behavior, 1925). Амер. психолог Г. Мид критиковал Уотсона за индивидуалистич подход к поведению и выдвинул теорию "социального Б.", согласно к-рой поведение складывается в процессе общения (G. Mead, Mind, self and society from the stand point of a social behaviorist, 1934). Само общение при этом понимается сугубо идеалистически, как "обмен жестами" (речь относится к категории вокальных жестов). В 30–40-х гг. Б. сближается с семантич. идеализмом и операционализмом. В нем все сильнее нарастает тенденция к формализации психологии, замене индуктивного исследования, свойственного раннему Б., априористич. построениями. Таков, напр., "гипотетико-дедуктивный" метод одного из наиболее влият. представителей совр. Б. – амер. психолога К. Халла, строящего науку о поведении на общих постулатах, из к-рых извлекаются дедуктивным путем выводы, предлагаемые для эмпирич. проверки (С. L. Hull, Principles of behavior; an introduction to behavior theory, 1943). Для совр. Б. характерна тенденция к максим. ограничению круга явлений, объясняемых с позиций рефлекторной теории. Так, амер. бихевиорист Скиннер объявил типичным для живых существ т.н. "оперантное" поведение, причинная обусловленность к-рого внешней стимуляцией отрицается. Ряд сторонников Б., перенеся центр тяжести с приобретенных реакций на инстинкты, психич. "гены" (Торндайк) и т.п., смыкается с расистскими теориями. В настоящее время предпринимаются попытки использовать для укрепления Б. успехи кибернетики путем объяснения закономерностей человеческого поведения принципами функционирования автоматических устройств. Глубокие противоречия, разъедающие Б. на протяжении всей его истории, – результат порочности его методологич. филос. основы. Лит.: Thorndike ?. L., Animal intelligence (Animal behavior), ?. ?., 1911; его же, Man and his works, Camb (Mass), 1943; Watson J. B., Psychology as a behaviorist views it, "Psychol. Rev.", 1913, v. 20; ?olman ?. С., Purposive behavior in animals and men, ?. ?., 1932; Mead C., Mind, self and society from the stand point of a social behavionst, Chi., 1946; Hull С. L., Principles of behavior, ?. ?., 1943; Павлов И. П., Ответ физиолога психологам, Полн. собр. соч., 2 изд., т. 3, кн. 2, M.–Л., 1951; Рубинштейн С. Л., Нео-бихевиоризм Тольмана, "Уч. зап. кафедры психологии Ленингр. гос. пед. ин-та им. А. И. Герцена", 1939; его же, Философия и психология, "Вопр. философии", 1957, No 1; Ярошевский ?. ?., Буржуазные психологи США в борьбе за ликвидацию сознания, там же, 1948, No 3. M. Ярошевский. Куляб.
Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.
Бихевиоризм
от англ. behaviour — поведение. теор. направление в психологии, возникшее в конце 19 – нач. 20 вв. и сделавшее осн. предметом изучение поведения организма в среде. В рамках этого направления, в целом, поведение рассматривается как совокупность реакций, формирующихся во взаимодействии организма со средой и являющихся непосредств. следствием воздействия на него внешних стимулов. Б. сложился в русле объективистского понимания принципов научности, предполагавшего возможность построения такой науки о человеке, к-рая бы базировалась на тех же самых методол. основаниях, что и естеств. науки, и опиралась в своих выводах на наблюдение и эксперимент. Как общая объяснит. теория психич. процессов, Б. уходит корнями в экспериментальную зоопсихологию. Основоположником Б. считается амер. исследователь Э. Торндайк. Проводя эксперименты с животными, Торндайк (1898), установил, что в рамках одной и той же проблемной ситуации опр. последовательность поведения у животного закрепляется и протекает все более стабильно. Закрепление адаптивного образца поведения Торндайк назвал “запечатлением”, а сам факт запечатления — “законом эффекта”. Фиксируя промежутки времени, требовавшиеся животному для решения поставленной экспериментатором проблемы в последоват. серии экспериментов, Торндайк строил “кривые научения”; это была одна из наиболее ранних попыток колич. измерения поведенч. процессов. Однако “кривые научения” не описывали сущности самого процесса запечатления. Развернутая научная программа Б. была сформулирована амер. психологом Дж. Уотсоном (ему же принадлежит и сам термин “Б.”); значит. влияние на бихевиористскую психологию оказали работы рус. ученых И. Павлова и Бехтерева. Принципы Б. были впервые изложены Уотсоном в программной статье “Психология с т.зр. бихевиориста” (1913). Опираясь на господствовавшие в то время принципы научности, Уотсон заявил о необходимости устранения субъективного фактора (наблюдателя-интерпретатора) из процесса научного исследования психич. явлений и, соответственно, о недопустимости применения метода интроспекции в подлинно научной психологии. Он писал: “С т.зр. бихевиориста, психология есть чисто объективная отрасль естеств. науки... Для бихевиориста интроспекция не составляет существ. части методов психологии, а ее данные не представляют научной ценности, поскольку они зависят от подготовленности исследователей в интерпретации этих данных в терминах сознания”. Объективная научная психология, с т.зр. Уотсона, не может быть наукой о сознании (как считалось прежде); ее предметом должно быть объективно наблюдаемое и беспристрастно фиксируемое поведение, причем, вынося за скобки сознание, Б. выносит за скобки всякое различие между поведением человека и животного и проблему сознания как таковую. “Кажется, пришло время, когда психологи должны отбросить всякие ссылки на сознание, когда больше не нужно вводить себя в заблуждение, думая, что психич. состояние можно сделать объектом наблюдения”. В качестве отправной точки бихевиористской психологии Уотсон предложил взять “тот наблюдаемый факт, что организм как человека, так и животного приспосабливается к своему окружению посредством врожденного и приобретенного набора актов”. Для экспериментального исследования поведения была предложена модель “стимул-реакция” (С—>Р), а задачей психологии было провозглашено выявление соответствий (“устойчивых корреляций”) между конкр. стимулами и реакциями. Предполагалось наличие однозначных соответствий между конкр. стимулом и конкр. реакцией, на основе чего Уотсон считал возможным точное предсказание тех поведенч. реакций, к-рые последуют за введением опр. стимула, и точное определение стимула, вызвавшего ту или иную наблюдаемую на практике реакцию. В идеале предполагалась возможность моделирования желат. поведения членов об-ва посредством целенаправленного введения необходимых для этого условий (стимулов). Все формы поведения рассматривались как врожденные или приобретенные реакции на те или иные стимулы среды; т.о., психич. деятельность была полностью сведена к совокупности эксплицитных (видимых) и имплицитных (“внутр.”, скрытых) реакций организма. Под имплицитными понимались эмоц. и мыслит. реакции, представляющие собой “свернутый”, или “отсроченный” вариант соответствующих эксплицитных реакций. В частности, Уотсон полагал, что “мышление есть поведение, двигат. активность, совершенно такая же, как игра в теннис, гольф или другая форма мускульного усилия. Мышление также представляет собой мускульное усилие, и именно такого рода, каким пользуются при разговоре. Мышление является просто речью, но речью при скрытых мускульных движениях.., представляет собой в значит, мере беззвучную речь”. Последние годы жизни Уотсон посвятил экспериментальному изучению обусловливания, а именно, образования условных эмоц. реакций у ребенка. Суть процесса обусловливания, или научения, как процесса приобретения живым существом необходимых адаптивных реакций, состояла, с его т.зр., в том, что “стимулы, первоначально не вызывавшие каких-либо реакций, могут впоследствии вызвать ее”. Индивидуальный опыт в концепции Уотсона сводился к образованию условных связей между стимулами и реакциями; научение же понималось как усиление одних связей и ослабление других. Экспериментальные исследования побудили Уотсона отказаться от теории инстинктов, поскольку большинство сложных реакций оказались условными (“надстроенными”). Он указывал на отсутствие врожденной связи между организмом и объектами: вследствие процессов обусловливания стимулами одной и той же реакции могут становиться разные объекты. Уотсоном был сделан важный вывод о том, что “при наличии сравнительно немногочисл. врожденных реакций, к-рые приблизительно одинаковы у всех детей, и при условии овладения внешней и внутр. средой возможно направить формирование любого ребенка по строго опр. пути”. В 30-е гг. изучение процессов обусловливания и научения получило широкое распространение (К. Халл, Э. Гатри, Б. Скиннер, Э. Толмен и др.). В частности, Толмен, проводя эксперименты на крысах, установил, что организм не просто реагирует на стимулы, а формирует “когнитивные карты” (устанавливающие смысловые связи между стимулами) и обусловленное поведение организуется в соответствии с этими картами, причем в исполнительной деятельности выученное обнаруживается только частично. Иначе говоря, неадаптивные реакции не просто ослабляются, как считал Уотсон, а остаются компонентами таких когнитивных карт. Классич. Б. достиг пика своей популярности в 20-е гг. Однако критика многочисл. его положений потребовала значит. его модернизации. Одним из осн. объектов критики была недостаточность упрощенной схемы “стимул-реакция” для анализа поведения. Попытки усовершенствования классич. бихевиористской модели дали жизнь многочисл. необихевиористским концепциям, одной из первых среди к-рых была теория “молярного Б.” Толмена (теория промежуточных переменных). Указывая на ограниченность Б. Уотсона, Толмен полагал, что Б. вполне может быть совмещен с гештальт-психологией и глубинной психологией. Он считал наивной и упрощенной схему “С—>Р” с ее однозначными “устойчивыми корреляциями” и определением поведения через мускульные сокращения и предложил новое (как он говорил, “молярное”) понимание поведения: “Поведение как таковое... не может быть выведено из сокращений мускулов... Поведение должно быть изучено в его собственных свойствах”. Стимул Толмен назвал “независимой переменной”, реакцию — “зависимой переменной”; между ними он расположил систему внутренних процессов, которую назвал “промежуточными переменными”. Это прежде всего процессы когнитивного характера (ориентация на цель, отношение к объектам как к средствам, выбор целей и средств для достижения целей); эти процессы являются целевыми и когнитивными детерминантами поведения, и именно ими, с т.зр. Толмена, объясняются его пластичность и вариативность реакций на один и тот же стимул. Амер. психолог К. Халл в книге “Принципы поведения” (1943) предложил свою усовершенствованную модель бихевиористской психологии. Подобно Толмену, он постулировал сложную систему промежуточных переменных, опосредующих реакцию организма на стимул. В число промежуточных переменных включались “потенциал возбуждения”, “потенциал торможения”, “стимульный след” и др.; важнейшей промежуточной переменной Халл считал “навык”, понимаемый им как функциональная связь между стимулом и реакцией. Основную функцию поведения Халл определял как установление адаптивного равновесия между организмом и средой. В процессе органич. эволюции, как он отмечал, сложились два способа поведенч. адаптации: 1) рецепторно-эффекторные связи на уровне нервного волокна, определяющие эффективные поведенч. решения в сиюминутных ситуациях, и 2) “способность организма самостоятельно, автоматически приобретать приспособит. рецепторно-эффекторные связи”, т.е. способность к научению. Осн. фактором научения, то есть формирования навыка, является подкрепление — как первичное (устранение потребности, вызвавшей ряд двигат. реакций), так и вторичное (когда агентом подкрепления выступает ситуация, включающая стимулы, тесно и постоянно связанные с редукцией потребности). Сила навыка представляет функцию числа подкреплений; каждое подкрепление ведет к усилению навыка. Осн. задачей психол. теории Халл считал установление внутр. связи между промежуточными переменными и их связи с независимыми и зависимыми переменными. Гипотетико-дедуктивная теория была изложена Халлом в форме многочисл. математич. уравнений, опирающихся на экспериментальные данные и описывающих психол. механизмы поведения и научения. Авторы теории субъективного Б. Миллер, Галлантер и Прибрам, ориентируясь на кибернетич. модель исследования, включили в структуру поведения в качестве промежуточных механизмов, опосредующих стимул и реакцию, “Образ” (организованную информацию, к-рой обладает организм о себе и окружающем мире) и “План” (усвоенные организмом алгоритмы поведения). Человек уподоблялся своего рода вычислит. машине. Человеч. поведение описывалось цепочкой “проба — операционная фаза — проба — результат”; тем самым в структуру человеч. поведения был включен механизм обратной связи. Опираясь на собственные экспериментальные исследования, амер. ученый Скиннер разделил два типа обусловленного поведения: респондентные условные реакции и оперантное поведение. В адаптации организма к среде, с его т.зр., важнейшую роль играют не респондентные реакции (подчиняющиеся модели С—>Р), а оперантное поведение, под к-рым понимается исходящее от самого организма поведение, “воздействующее” на среду и генерирующее подкрепления. Если в случае респондентного поведения, когда организм пассивно реагирует на среду, подкрепление сочетается с внешним стимулом, то в оперантном поведении подкрепление связано с самой реакцией. Скиннер подверг исследованию разл. закономерности оперантного поведения (угасание оперантных реакций, зависимость закрепления и скорости угасания оперантных реакций от регулярности и нерегулярности подкрепления и т.д.). Принципы Б. оказали огромное воздействие на развитие социальных наук в 20 в. Бихевиористские теор. модели (особенно теория научения), наряду с психоаналитическими, активно использовались в пер. пол. века представителями направления “культура-и-личность”. Радикальная трансформация модели “С—>Р” и введение в нее в качестве промежуточного звена символов и интерпретаций легли в основу “социального Б.” (Символический интеракционизм) Дж.Г. Мида. Необихевиористские модели активно используются в социологии и социальной психологии (теория обмена Дж. Хоманса и П. Блау; социол. концепции Скиннера), а также в области психотерапии и коррекции поведения. Лит.: Уотсон Дж. Психология как наука о поведении. М.; Л., 1926; Он же. Психология с т.зр. бихевиориста; Бихевиоризм // История психологии: период открытого кризиса (нач. 10 — середина 30-х гг. XX в.). М., 1992: Миллер Дж., Галлантер Э., Прибрам К. Планы и структура поведения.М., 1965; ХомансДж. Социальное поведение как обмен // Совр. зарубеж. социальная психология. М., 1984; Скиннер Б. Оперантное поведение // История зарубеж. психологии (30-60-е гг. XX в.). М., 1986; Он же. Технология поведения //Амер. социол. мысль. М., 1994; История психологии; Период открытого кризиса (нач. 10-х — середина 30-х гг. XX в.). М., 1992; Халл К.. Принципы поведения // История зарубеж. психологии (30-е -60-е гг. XX в.). М., 1986; Тол-мен Э. Поведение как молярный феномен; Когнитивные карты у крыс и у человека//История психологии: период открытого кризиса (нач. 10-х—середина 30-х гг. XX в.). М., 1992; Watson J. Behaviorism. N.Y., 1925; Tolman E.Ch. Purposive Behavior in Animals and Men. N.Y.; L., 1932; Idem. Collected Papers in Psychology. Berk., 1951; Hull C.L. Principles of Behavior. N.Y.; L., 1943; Skinner B.F. Science and Human Behavior. N.Y., 1965; Idem. Beyond Freedom and Dignity. N.Y., 1971; Idem. Reflections on Behaviorism and Society. Englewood Cliffs; N.Y., 1978; Homans G. Social Behavior. N.Y., 1961; Bandura A., Walters R.H. Social Learning and Personality Development. N.Y., 1964. В. Г. Николаев. Культурология ХХ век. Энциклопедия. М.1996
Источник: Большой толковый словарь по культурологии