(в монашестве Иакинф). 9.1777 - 5.1853. Рус. востоковед, основатель синологич. направления историч. науки в России. В 1799 окончил духовную академию в Казани, в 1802 принял монашество. В 1807 - 21 в сане архимандрита возглавлял духовную миссию в Пекине, изучал кит. яз., историю и культуру Китая. После возвращения в 1822 в Петербург был обвинен в нерадивом отношении к пастырским обязанностям, лишен священного сана и заточен в 1823 в Валаамский монастырь. В 1826 освобожден, служил переводчиком в Азиат, департаменте МИД России. Все книги, изданные им в первые годы после освобождения, подготовлены для публикации во время заточения. Серию крупных трудов Б. открывает "Описание Тибета" (1828)- комментированный пер. с кит. соч. "Вэй цзан ту ши"; в 1829 переведен на франц. яз. В 1828 вышел первый ориг. труд Б.- "Записки о Монголии" в четырех частях, также переведенный на франц. яз. В 1828 избран чл.-кор. АН по разряду лит-ры и древностей Востока. С 1831 - чл. Азиат, об-ва в Париже. В 1830 выехал в составе науч. экспедиции в Забайкалье, в Кяхту, где в 1831 по его инициативе был учрежден класс, а в 1832 - первое в России училище кит. яз. (офиц. открылось в 1835). Составил программу обучения, положившую начало методологии изучения кит. яз. в России. В трудах Б. дано развернутое описание географии, политич. и социального строя, администр. структуры, экономики, торговли, финансовой системы, законодательства, системы образования, этнич. и демографич. ситуации, внеш. и внутр. политики Китая, устройства быта, обычаев и обрядов его жителей. Он впервые осветил многие вопросы кит. истории и культуры. Описывая ситуацию религ. синкретизма в Китае, Б. указывал, что там под словом "религия" (цзяо - учение) понимают "само вероучение, т.е. известный образ мыслей в отношении к богопочитанию и нравственности", тогда как обряды ("форма внутр. действий") одной религии не считаются имеющими преимущество перед обрядами др. религии. Выделял "три нар. религии" - "религию ученых" (конфуцианство), "религию даосов" и "религию фоистов" (или "буд. религию" - буддизм), к к-рым "по видам политич. допущены шаманство и ламаизм" (отделяемый им от кит. буддизма). Исток "религии ученых" видел в исконной нар. религии, основание к-рой есть "поклонение верховному божеству Шан-ди - всеобщей душе - в частях" (т.е. духам) и "обожание предков"; затем "присовокуплено к сему обожание людей, прославившихся добродетельною жизнию". Последующее умножение числа "обожаемых предметов" считал "следствием пантеизма религии ученых", основанной на "философии, к-рая через училищное воспитание проникла все сословия народа", причем "большая часть древних положений сей философии состоит из начал религиозных". "Нравств. учение религии ученых основано на естеств. законе", суть к-рого - "безусловное повиновение родителям при жизни и обожание их по смерти"; этот закон распространен на отношения к монарху и всем вышестоящим. Гл. предписанием этой "религии" по отношению к об-ву Б. считал "золотое правило морали": "не делать другим ничего такого, чего себе не хотим", а по отношению к социальным ролям - "поступать всегда соответственно тому месту, на к-ром обстоятельствами поставлен". Основу доктрины "религии ученых" видел в положении о доброй "природе" человека (см. Син [1] "Мэн-цзы"). Важным элементом конф. доктрины полагал учение о врожденной "святости", понимая под святыми "совершенномудрых" ([шзн II]): они, "сохраняя первобытную чистоту души неповрежденною, составляют единое естество с Небом; они суть сами Небо, самый закон естественный". Смешивая древнеконф. доктрину врожденной "совершенной мудрости" с неоконф. ее толкованием, полагал, что задачей "посланных Небом" на Землю конф. "святых" (по "религии ученых") является помощь людям в достижении такого же нравств. совершенства. Отождествлял понятия Небо (тянь) и Бог. Создателем "новой философии" конфуцианства (неоконфуцианства) считал Чжоу Дуньи (11 в.), к-рый "сочинил космогонию" "Тай цзи ту шо" ("Изъяснение плана Великого предела", по Б. - "Чертеж Первого начала"). Изложил (фактически перевел) содержание указ. соч. с коммент. Чжу Си и др. видных конф. ученых. Понятие "Тай сюй" ("Великая пустота", см. Сюй) в соединении с Тай цзи ("Великий предел", по Б. - "Первое начало") толковал как "предвечную силу, не имеющую ни начала, ни пределов", действующую в "воздухе Ци" (см. Ци [1]) и неотделимую от него. "Воздух Ци", согласно Б.,- "существо простое, не имеющее видимого образа", но "до времен миробытия" содержащее "в невидимом зародыше" все образы вещей видимого мира. Движение (дун, см. Дун - цзин), рассматриваемое как "воля предвечной силы", развернуло "зародыш" в "веществ, образ". Для обозначения "двух первых начал" - дуальных космич. сил инь ян Б. использовал понятия соответственно "водород" и "теплород". Интерпретировав неоконф. доктрину в терминах зап. религ. философии, вывел происхождение "телесного существа" человека от "водорода", "духовного" - от "теплорода"; первое от воздействия внеш. впечатлений клонится ко злу, второе - к добру. Б. показал метафизич. обоснованность конф. этики, принципы к-рой - "добродетели" - считаются заключающими "небесный порядок, истину и Первое начало". Столпами "новой философии" наз. также Шао Канцзе (Шао Юн, 11 в.) как "астронома" и создателя системы "миробытия" – описания структуры "образования мира, его продолжения и разрушения", а также Чжу Си как автора образцовой истории Китая и "систематич. изъяснения" шести классич. книг (см. "Лю цзин"), давшего "кит. словесности и философии единство в понятиях". Полагал, что Лао-цзы, "несправедливо почитаемый основателем религии даосов", имел одинаковое с Конфуцием мнение относительно "нравств. учения", но в отличие от Конфуция для "сохранения чистоты врожденных добродетелей от порчи" полагал необходимым не исполнение обществ, обязанностей, а уединение. "Это был только философический взгляд на нравств. сторону человека, а не религия". Его последователи, создавшие даос, религию, "уклонились от образа его мыслей". Историю буддизма в Китае Б. представлял по версиям традиц. конф. историографии, не различая его направлений и школ (за исключением ламаизма). Отмечал, что официально лишь "религия ученых" носит назв. "истинной религии" (чжэнь цзяо), тогда как даосизм и буддизм считаются "ересями" (се цзяо). Между тем "сущность учения всех трех религий почти одинаковая". Конф. "святой", даос, "небожитель" (см. Сянь сюэ) и Будда лишь несколько различаются "в наруж. формах", и, по мнению Б., первые двое "сотворены китайцами с образца Будды". Особенность просвещения в Китае усматривал в преобладании "нравств. образования" над "умственным" к "невыгоде всех наук", за исключением "политических". Историю "просвещения" в Китае подразделял на три периода: 1) от "изобретения письмян до изобретения писчей кисти и писчей бумаги" (т.е. до 2 в. до н.э.), когда появились канонич. трактаты, основы астрономич. и иных знаний, конф. и даос, учения; 2) до воцарения дин. Сун (10 в.) и изобретения книгопечатания - реформа письменности и орудий письма, становление регулярной историографии, традиции изучения древних книг, конкуренция даосизма и буддизма с конфуцианством; 3) после 10 в., когда конф. "здравая философия" потеснила конкурентов благодаря "новой философии" Чжоу Дуньи и ее развитию, создавались лит., историч. своды, энциклопедии и т.п. Б. подразделял соч. зап. миссионеров о Китае на две категории: 1) представлявшие Китай исключительно с дурной стороны, дабы "возвысить святость христианской веры перед язычеством"; 2) искавшие в кит. преданиях события библейской истории, вплоть до причисления китайцев к одному из ветхозаветных народов, а Конфуция - к пророкам, возвещавшим пришествие Мессии. Задачу исследователя-китаеведа видел в постижении "духа законов политики управления", с тем чтобы на основе глубокого проникновения в "законодательство и действия права... потом определить степень просвещения" Китая, избегая предвзятости. Исследования Б. отличает не всегда оправданное доверие к кит. источникам. *Описание Тибета в нынешнем его состоянии. С картою дороги от Чэнду до Лхасы. Пер. с кит. СПб., 1828; Статистич. сведения о Китае. СПб., 1837; Китай, его жители, нравы, обычаи, просвещение. Соч. монаха Иакинфа. СПб., 1840; Статистич. описание Кит. империи. СПб., 1842; Китай в гражданском и нравств. состоянии. Соч. монаха Иакинфа. В четырех частях. СПб., 1848; Ради вечной памяти. Чебоксары, 1991; **Бартольд В.В. История изучения Востока в Европе и России. 2-е изд. Л., 1925; Симоновская Л.В. Б. как историк Китая // Доклады и сообщения Ист. ф-та Московского гос. ун-та. Вып. 7, 1948; Горбачева 3.И. Рукописное наследие Иакинфа Бичурина // Ученые записки ЛГУ, №179. Сер. востоковед, наук. Вып. 4, 1954; Федоренко Н.Т. Иакинф Бичурин, основатель рус. китаеведения // Изв. АН СССР. Сер. лит-ры и яз. Т. 33, 1974; Скачков П.Е. Очерки истории рус. китаеведения. М., 1977; Н.Я. Бичурин и его вклад в рус. востоковедение. Ч. 1 - 3. М., 1977. А.Ф. Михайлов, А.Г. Юркевич