(Bible, Authority of). Применительно к определенному лицу понятие авторитета предполагает наличие у индивида права и способности добиваться того, что он хочет. К-ром е того, это понятие предполагает, что упомянутый индивид благодаря своему положению или в силу осуществляемой им функции может требовать подчинения от других людей. Это понятие приложимо и к изреченным и написанным словам, истинность крых твердо установлена, а заключенная в них информация может расцениваться как заслуживающая полного доверия.
В существующих английских переводах НЗ греч. словоexousia передается как "право" (NEB), "власть" (AV?, ср., напр., Мф 9:6; Ин 1:12; 17:2; 19:10), а иногда как "авторитет" (напр., Мф 7:29; 8:9; 21:23; Ин 5:27; Деян 9:14). Различные истолкования этого понятия обусловлены тем, что обладание exousia это власть, удерживаемая в соответствии с правом и справедливостью. В некрых контекстах ударение делается на авторитете, крым по праву наделяется тот, кто обладает властью; в других примеpax на действительном характере власти,края обусловливает справедливое пользование авторитетом.
Авторитет может быть либо приобретенным, либо изначально присущим тому, о ком идет речь. Когда Иисуса спросили, какой властью Он учит и исцеляет (Мф 21:2324), вопрошавшие подразумевали, что Его власть, или авторитет, имеетвнешний характер. Они полагали, что Он только представитель, крый распоряжается властью, полученной извне. С другой стороны, признание того, что Иисус учите властью (Мф 7:29) и изгоняет нечистых духов "со властью и силою" (Лк 4:36), делало центром Его власти Его самого; она приобретала, так сказать, онтологический статус. Итак, авторитет, крым обладали Его слова и деяния, принадлежал не Ему, а пославшему Его (Ин 14:10; 17:8), однако те же самые слова и деяния были укоренены в Его личности, ибо их основанием было Его сыновнее отношение к Богу Отцу.
Словом, оба аспекта власти, или авторитета, приобретенный и изначально присущий сочетаются в личности Христа; так ж6 обстоит дело и с Библией. Поскольку Библия указывает, так сказать, сверх себя, на Бога, она обладает приобретенным авторитетом. Однако Библия имеет реальный авторитет сама по себе как подлинное воплощение самораскрытия Бога. Представители либеральной теологии отрицают, что авторитет Библии обладает онтологическим статусом, и допускают, что в лучшем случае она обладает приобретенным авторитетом. Некрые, как К. Барт, полагают, что этим авторитетом ее наделил Бог, настаивая при этом, что сама по себе Библия создание людей. Другие напр., Р. Бультман и П. Тиллих видят в Библии лишь достаточно произвольное собрание религиозных текстов, крые могут содержать определенные заблуждения. Согласно их мнению, ранняя Церковь произвольно наделила эти тексты авторитетом, крый до сих пор пользуется поддержкой евангельского благочестия. Однако, лишая авторитет Библии онтологического статуса, представители либеральной теологии наглядно демонстрируют ее фундаментальную непоследовательность и несостоятельность. Поскольку либеральная теология добивается признания своих спекуляций, чуждых духу Библии, она должна отрицать ее авторитет. Но, желая сохранить за собой право именоваться христианской теологией, она опирается на Библию как на свой авторитетный источник.
Рассматривая вопрос об авторитете Библии, следует начать это обсуждение с самого Бога, ибо Он источник всякого авторитета и всякой власти. Он абсолютный авторитет для самого себя, ибо нет ничего вне Его, на чем бы Его авторитет мог основываться. Давая обещание Аврааму, Он положил свое имя ручательством исполнения данного обещания, ибо у Него не было ничего большего, чем Он мог бы поклясться (Евр 6:13). Эта власть Бога власть того, что Бог есть. Но то, что Он есть, становится известным в Его самораскрытии, поскольку лишь в Его откровении Бог может быть познан. Т.о., откровение ключ к тайне Божьего авторитета, а потому откровение и авторитет можно рассматривать как две стороны одной и той же реальности. В своем откровении Бог провозглашает свой авторитет.
Пророки ВЗ черпали убежденность в откровении Бога. Изрекая свои сообщения, они знали о себе, что провозглашают авторитетную Божью волю. Как посланники Бога они объявляли во всеуслышание то, что Бог требовал от своего народа. Для исповедующих христианскую веру Христос последнее откровение Бога. Во Христе верховный авторитет Бога выражен в аспекте высочайшего Божьего милосердия. Т. о., Христос это сумма всего, что выступает в качестве божественного авторитета для жизни человеческой. Однако это последовательное раскрывание Бога, кульминация крого Христос, получило постоянную форму в библейских писаниях. Поэтому Библия сопричастна авторитету Бога, так что отношение к ней Христа имеет решающий характер как подтверждающее ее авторитет.
Иисус читал "все Писания", входящие в состав ВЗ, как обладающую пророческим смыслом схему того, что Ему надлежало исполнить; сам язык ВЗ Он воепринимал одновременно и в естественном, и в сверхъестественном ключе, как то, в чем обрела выражение воля Отца. Отношение Христа к ВЗ и сам характер обращения с его текстами истинно свидетельствуют в пользу божественного происхождения Библии. Составители НЗ воспринимают и цитируют его тексты с такой же убежденностью в их божественном авторитете. В свете этих текстов они сами, как водимые Духом истолкователи спасительного смысла личности и деяний Христа, рассматривают свои писания как равноценные в.з., ибо для них и те и другие обладают божественным авторитетом. В словах избранных апостолов Христовых полная мера откровения Бога во Христе была приведена к завершению, в силу чего ап. Павел мог провозгласить, что "мы говорим пред Богом, во Христе" (2Кор 12:19). Т.о., апостолы притязают на абсолютный авторитет своих писаний (напр., 2К0р 10:11; 1 Фес 2:13; 5:27; 2Фес 2:15; 3:14).
Авторитет Библии установлен ее собственными притязаниями. Библия это Слово Божье. Утверждение "Так сказал Господь" или схожие с ним очень часто встречаются в ВЗ, и вполне можно считать, что все сообщение подчинено таким притязаниям. Составители НЗ ссылаются на эти писания как на имеющие своим источником самого Бога. В НЗ и о Христе, и о Благой вести говорится как о "елове Божьем", и это явно свидетельствует о том, что между ними живая и необходимая уникальная связь. Как Слову Божьему, авторитетному для Церкви и для мира, Евангелию в его главном содержании и многих аспектах смысла придана действием Св. Духа письменная форма, о крой позаботились назначенные Христом ученики. Т. о., оба Завета надлежит воспринимать в неразрывном единстве как "слово Божье", заключающее в себе божественный авторитет.
Это Писание истинное. В ВЗ евр. елово emet, переданное в переводе либо как "истина", либо как "верность" (напр., Втор 32:4; Пс 107:5; Ос 2:20), выступает в качестве неизменного предиката в применении к Богу. Бог как истина абсолютно верен (ср. Пс 116:2), и эта абсолютная верность Бога как атрибут того, что Бог есть сам в себе, становится характеристикой всех Его деяний (Пс 56:4) и особенно Его слова. Т.о., Его елово истинно и верно (Пс 118:89). И тогда весь ВЗ в целом как "слово Божье" надлежит именовать "истинным писанием" (Дан 10:21). ВЗ как слово Божье сопричастен Богу, неизбывной верности Того, Кто сказал о себе: "Бог не человек, чтоб Ему лгать" (Чис 23:19; ср. 1 Цар 15:29; Пс 88:36). В Пс 30:6 утверждается, что Господь есть "Бог истины ", а в Пс 118:160 подтверждается Его слово как слово истины. В обоих отрывках употреблено одно и то же евр. слово emet. Т.о., одна и та же истина выступает в ка честве предиката применительно к Богу и к Его слову.
В НЗ греч. слово aletheia имеет то же основное значение подлинности и истинности в противоположность всему, что ложно и ненадежно. Так, Бог истинен(1 Ин 5:20; Ин 3:33; 7:28; 8:26; 17:3; 1 Фес 1:9) и верен (Рим 3:7; 15:8 и т. д.). И то же самое справедливо по отношению к Его слову. Его слово есть истина (Ин 17:17). Евангелие записано словами истинными (2 Кор 6:7; ср. Кол 1:5; Иак 1:18), а истина Евангелия (Гал 2:5) тождественна истине Бога (Рим 3:7).
Т.о., Библия это книга истины Божьей; а такая истина, как сказано в Вестминстерском катехизисе, "истина непогрешимая ". Поскольку она полностью заслуживает доверия в том, что касается ее истины, то на нее надлежит целиком полагаться во всем, что касается сообщаемых в ней фактов. В силу того, что к Библии применимо все вышесказанное, она для нас наш божественный авторитет во всех вещах, подобающих жизни и благочестию.
Н. D. McDonald (пер. в. Р.)
Библиография: R.Abba, The Nature and Authority of the Bible; H. CunliffcJones, The Authority of the Biblical Revelation; R. ?. Davies, The Problem of Authority in the Continental Reformers; C. H. Dodd, The Authority of the Bible; P. T. Forsyth, The Principle of Authority; N. Geldenhuys, Supreme Authority; F.J. A. Hort, The Authority of the Bible; G. H. Hospers, The Reformed Principle of Authority; R.C.Johnson, Authority in Protestant Theology; D.M.LloydJones, Authority; H. D. McDonald, Theories of Revelation; L. Oswald, The Truth of the Bible; B. Ramm, Patterns of Authority; A. Richardson and W. Schweitzer, eds., Biblical Authority for Today; J. Rogers, ed., Biblical Authority; J. W.C. Wand, The Authority of the Scriptures; В. B. Warfield, The Inspiration and Authority of the Bible; R. R. Williams, Authority in the Apostolic Age.
См. также: Библии, богодухновенность; Библия, ее непогрешимость и безошибочность.