(4.7.1918-3.6.2000) - спец. в обл. филос. логики и филос. культуры. Окончил ист. ф-т МГУ (1941) и ушел на фронт. По окончании Великой Отеч. войны полностью посвящает свои занятия филос. Занимается в асп. ИФ АН СССР. Канд. дисс. — «Философские воззрения послевоенной немецкой социал-демократии» (1951). С 1951 по 1959 - доц. кафедры филос. Таджикского гос. ун-та. В 1959-63 — доц. кафедры филос. Моск. горного ин-та. В1963-68 — ст. н. с. ИИЕТ АН СССР, в 1968-82 - ст. н. с. Ин-та всеобщей истории АН СССР, в 1982-89 вед. н. с. Ин-та педагогики и общей психол. АПН СССР. С 1989 - науч. рук. творч. коллектива «Диалог культур» в РГГУ. С 1967 по 1991 руководил филос. семинаром по проблемам филос. культуры и диалогики. Результатом работы этого семинара явился эксперимент по развитию новой системы образования «Школа диалога культур», имеющей филиалы в Красноярске, Новосибирске, Харькове, Чайковском. Основы развиваемой Б. концепции можно определить следующим образом. Филос, или точнее филос. логика XX в., в канун XXI в. есть филос. логика культуры. Это исходное утверждение конкретизируется в следующих положениях. 1. В XX в. возникает кризис познающего разума, доминировавшего в Новое время. Однако этот кризис воспринимается обычно как общий кризис разумения и необходимость перехода к разл. толка иррационалистическим системам. По мнению Б., в XX в. формируется новый всеобщий разум — разум диалогический, конкретнее всего определяемый как разум культуры. 2. В диалогическом разуме, проникающем в самые разл. сферы дух. жизни — искусство, науку, самые основы бытия человека, — оживают предшествовавшие формы разумения: разум эйдети ческий (Античность), разум причащающий (Средние века) и, наконец, собственно познающий разум. В эту же полифонию разумов включается разум Востока в его ист. развитии. 3. В этом диалоге разумов и логик реализуется диалог разл. культур в их всеобщих онтол. возможностях. В собственном смысле филос. логика XX в. есть логика начала логики, причем это начало предполагает взаимообоснование разл. форм разумения. 4. Эта общефилос. позиция основывается на анализе той реальной ситуации в бытии совр. человека, в к-ром сопряжение разл. культур и ценностных спектров является основой и обыденной, и дух. жизни человека.
Соч.: Мышление как творчество. М., 1975; История философии как философия (к началам логики культуры) // Историко-философский ежегодник-1989. М., 1989; Образ простеца и идея личности в культуре средних веков // Человек и культура. М., 1989; Бахтин и всеобщность гуманитарного мышления // Механизмы культуры. М., 1990; Из «заметок впрок» // ВФ. 1991. № 6; От наукоучения к логике культуры. М., 1991; Кант — Галилей — Кант. (Разум Нового времени в парадоксах самообоснования). М., 1991; М. М. Бахтин или поэтика культуры. М., 1991; Культура, нравственность, современность. М., 1991; Итоги и замыслы (конспект философской логики культуры) // ВФ. 1993. № 5; Что есть философия? (Очередное возвращение к исходному вопросу) // ВФ. 1995. № 1; Быть философом // АРХЭ. Ежегодник культурно-логического семинара. Вып. 2. М., 1996; О философском образовании в канун XXI века // Там же; О логической ответственности за понятие «диалог культур» // Там же; На гранях логики культуры. М., 1997; Диалектика и диалогика // Архэ. Ежегодник культурологического семинара. Вып. 3. М., 1998; Вещь и весть (материалы к докладу, прочитанному на XVIII Випперовских чтениях, посвященных вещи в искусстве) // ВФ. 2001. № 6; Диалог культур. (В соавт.) // НФЭ:В4т.Т. l.M.,2000.
БИБЛЕР Владимир Соломонович
БИБЛЕР Владимир Соломонович
Источник: Философы России начала XXI столетия Биографии идеи труды. Энциклопедический словарь 2009