противоречащие один другому по смыслу тексты Библии. Религ. учение о богодухновенности Библии означает однозначность и непротиворечивость всего текста и отд. частей Библии, ибо источник и автор всех текстов, входящих в нее, один и тот же - св. дух. На деле оказывается, что существует огромное количество смысловых противоречий как между различными библ. книгами, так и внутри этих книг. Б. п. можно классифицировать по следующим группам: 1) относящиеся к конкр. фактам; 2) по-разному освещающие суть учения христианства и иудаизма; 3) противоречиво наставляющие людей в их жизнен, поведении. Напр., в книге Бытие имеются 2 различных повествования о сотворении мира и человека, фактич. противоречия в сказании о потопе, о народной переписи, произведенной царем Давидом и др. Много фактич. противоречий и в Новом завете, в части, между разными евангелиями. Совершенно различны 2 родословные Иисуса, приводимые в Евангелиях от Матфея и Луки (Мф. 1:2-17, Лк. 3:23-38). По Матфею, детство Иисуса прошло в Египте (2:13-20), а по Луке -в Назарете (2:39). В 4 евангелиях даются 4 варианта надписи на кресте Иисуса. А вот примеры противоречивости текстов, раскрывающих учение церкви: «...земля пребывает во веки» (Еккл. 1:4); она «не поколеблется во веки и веки» (Пс. 103:5); в то же время: «Земля и все дела на ней сгорят» (2 Пет. 3:10); «Всякий, рожденный от бога... не может грешить» (1 Ин. 3:9); в то же время: «...ибо нет человека, который не грешил бы» (3 Цар. 8:46). Многочисленные противоречия текстов Ветхого завета и Нового завета по вопросам морали могут быть сведены к одной проблеме: можно ли подавлять зло злом, насилие — насилием? Ответы даются такие: не только можно, но и необходимо; ни в коем случае нельзя. Можно ли убивать, грабить? Ни в коем случае; не только можно, но и в ряде случаев предписано богом. Причина такой противоречивости библ. текстов и учений заключается в том, что в них отразились воззрения и представления разных поколений людей, живших на протяжении целого тысячелетия, различных соц.-клас. группировок и авторов.
БИБЛЕЙСКИЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ
БИБЛЕЙСКИЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ
Источник: Атеистический словарь
БИБЛЕЙСКИЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ
противоречащие один другому по их смыслу тексты Библии. Америк, пастор Сендерленд насчитал ок. 10 тыс. таких противоречивых мест. Б. п. относятся к фактич. стороне тех или иных сообщений Библии и к смыслу религ. учений, в частности к содержанию норм морали. Противоречия первого рода начинаются уже с первых строк Ветхого завета; напр., I и II главы кн. Бытия дают совершенно несовместимые повествования о сотворении мира. Изобилует противоречиями сказание о всемирном потопе: от всех животных Ною было приказано взять в ковчег по паре (Быт. 6, 19), а по др. варианту - от «чистых» по 7 пар и от «нечистых» по одной (7, 2); дождь, вызвавший потоп, продолжался то ли 150 дней (7, 24), то ли 40 дней (7, 12). В двух несовпадающих вариантах даны знаменитые 10 заповедей (Исх. 20, 3 - 17, Второзак. 5,7—21, Исх. 34, 12 - 26). Не меньше подобных противоречий и в Новом завете, особенно в евангелиях. Три первых евангелия дают совершенно иную картину жизни Христа, чем Евангелие от Иоанна. Но и между первыми тремя много разногласий. Так, в Евангелии от Матфея насчитывается' от Авраама до Иисуса 42 поколения (1,1—17), в Евангелии от Луки - 56 (3, 23—38). По Матфею, Мария и Иосиф с младенцем Иисусом бежали в Египет (2, 14—15); по Луке (гл.2), они не покидали Иудеи. Евангелия от Матфея и от Луки расходятся в перечислении имен апостолов: в первом фигурирует «Леввей, прозванный Фаддеем» (10,3), во втором вместо Леввея - Иуда Иаковлев (6,16). Евангелия расходятся и в вопросе о том, был ли крещен Иисус Иоанном Крестителем: по Евангелию от Луки, Иоанн во время крещения Иисуса находился в тюрьме (3,19—21). Значительно количество противоречий в сказаниях об аресте, казни, воскресении и вознесении Христа. Весьма противоречиво выглядят моральные поучения Библии. Например, к каждой из 10 заповедей можно привести ряд библ. текстов, либо прямо противоречащих ей, либо сообщающих о такой одобряемой богом практике, к-рая решительно противоречит данной заповеди. Так, с заповедью, запрещающей воровство, совершенно но совмещаются наставления, как обокрасть египтян, данные богом израильтянам (Исх. 3,22; 11, 2-3; 12, 35-36). Заповеди, запрещающие убийство и прелюбодеяние, оказываются в полном противоречии с проводимой под руководством бога практикой систематич. истребления населения Ханаана, с баснословным сластолюбием Соломона, Давида и др. «божьих любимцев». Противоречивость библ. морали дает основания считать, что в Библии содержится не одна морально-этич. система, а множество разрозненных и разнохарактерных моральных норм. Богословы не в состоянии дать Б. п. вразумит, объяснения, к-рое бы не подрывало догмата о богодухновенности Библии. Единственное, на что они могут в данном случае ссылаться, - ошибки, сделанные переписчиками и переводчиками. Это, однако, опасный для богословия путь; он открывает возможность признать «поврежденным» существующий библейский текст. Те же противоречия, к-рые характерны для позднейших списков и переводов Библии, фиксируются и в самых древних дошедших до нас манускриптах, что ставит под сомнение их богодухповенность. Правильное объяснение причин противоречивости библ. текста заключается в том, что па протяжении тысячелетия, в течение к-рого создавался этот текст, в нем наслаивались элементы самого разл. происхождения. Библ. книги представляют собой, т. о., пеструю мозаику фрагментов разных истор. эпох; авторами этих фрагментов были представители не только разл. социальных слоев др.-израильского народа в разные эпохи его существования, но и др. древних народов средиземноморского бассейна. Выявление Б. п. в громадной степени способствовало развенчанию Библии как «свящ.» писания.