БИБЛЕЙСКАЯ АРХЕОЛОГИЯ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское]

АРХЕОЛОГИЯ БИБЛЕЙСКАЯ
греч. archaiologia, букв. — изучение древнего) - науч. дисциплина, занимающаяся поиском и изучением вещественных памятников, связанных с историей Библии и отд. ее текстов и сюжетов. Археологич. раскопки с этой целью ведутся на территории Др. Палестины, Месопотамии, Египта, а также в различных районах Средиземноморья. Полученные результаты позволили подвести историч. базу под библ. критику, проверить достоверность сообщений Библии. Не менее важной является возможность уточнения при помощи А. б. происхождения библ. книг и их датировки. С сер. 19 в. бурж. науч. общества и орг-ции стали отпускать большие средства на археологич. экспедиции в «библ.» странах, рассчитывая на религ. пропаганд. эффект от ожидавшегося подтверждения сообщений Библии. Однако ожидания не оправдались. Так, «всемирн.» потоп оказался наводнением места, значения в Южн. Месопотамии. Археологич. работы в Египте, призванные подтвердить сказания о пребывании израильтян в египетском плену и об исходе из него, доказали мифо-логич. характер соответствующих повествований. То же относится и комн. др. сюжетам Ветхого завета. Не подтвердили они ни одного сказания из Нового завета. Вместе с тем нек-рые в.-з. сюжеты в свете А. б. оказались частично или даже полностью историчными. Были обнаружены конюшни в Мегиддо и остатки медеплавилен в Эцион-Гебере, стела Меши, клинописные тексты, относящиеся к завоеванию евр. гос-в Ассирией и Вавилоном. Существенный материал для характеристики идеологич. обстановки, предшествовавшей возникновению Нового завета, дали кум-ранские находки. Наряду с науч. А. б. существует и богосл. дисциплина, именуемая А. б. Ее предметом является описание географич., историко-бытового и т. д. фона, на к-ром якобы происходили библ. события.

Источник: Атеистический словарь

БИБЛЕЙСКАЯ АРХЕОЛОГИЯ
(греч. archaiologia, букв. - рассказ о древнем, изучение древнего) - раздел археол. науки, занимающийся изучением материалов, имеющих отношение к истории библ. книг, а также отдельных текстов и сюже'10В, относящихся к Библии. Начало широких археол. работ в т. н. библ. странах - Палестине, Месопотамии, Египте - относится к сер. XIX в. Они велись преимущественно за счет средств, отпускавшихся меценатами-капиталистами Зап. Европы и Америки. Были созданы многочисл. об-ва, ин-ты и фонды, занимавшиеся орг-цией и финансированием археол. экспедиций. Одним из осн. побудит. мотивов этой активности было стремление найти «научные» подтверждения библ. сказаний и опровергнуть выводы библ. критики, добытые преимущественно средствами филологич. и лит.-критич. анализа. Однако самые тщат. разыскания не обнаружили ни малейшего подтверждения историчности библ. персонажей вплоть до начала I тысячелетия до н. э.: ни «патриархи», ни Моисей, ни Иисус Навин, к-рый, по библ. сообщениям, вел такую активную военную деятельность в Ханаане, что она не могла бы остаться бесследной, имей она место в действительности, - никто из них не обрел черты истор. личности. Пребывание др.-израильского народа в егип. плену и «исход» из него оказались безусл. мифом. При всей прекрасной археол. изученности территории Египта никаких материалов, к-рые могли бы обосновать историчность этого библ. сообщения, не обнаружено. Раскопки мест, на к-рых стояли фигурирующие в Библии города Иерихон, Аи, Лахиш и др., как правило, показывали неисторичность сказаний, связанных с завоеванием этих городов израильтянами, и во всяком случае путаницу в библ. хронологич. ориентирах. Напр., Иерихон, по данным экспедиций 50-х гг. XX в., был разрушен египтянами ок. 1580 до н. э. и поело этого не восстанавливался как крепость, а с XIII в. до н. э. был вообще необитаем. Т. о., легенда о взятии иерихонской крепости израильтянами после «исхода из Египта» и 40-летнего блуждания в пустыне повисла в воздухе. Не нашли никаких археол. подтверждений и новозав. сказания. Не подтвердила их и находка кумранских рукописей. Несмотря на то, что кумранские документы хронологически весьма близки к эпохе возникновения христианства, в них нет никаких указаний на личность и деятельность Иисуса Христа, что вынуждены теперь признать даже стоящие близко к церкви археологи. Раскопки в Ватикане, предпринятые в нач. 50-х гг. с целью найти погребение ап. Петра, также дали отрицательные для церкви результаты. С др. стороны, археол. исследования дали многое для отделения в Библии истор. элемента от фантастики. Ряд ассир. и вавилонских царей (Навуходоносор, Синахериб) и др.-егип. фараон Шешенк, моавитский царь Меши и (в меньшей степепи) израильский царь Соломон в свете археол. открытий могут считаться истор. личностями. Раскопки территорий Др. Ассирии, Вавилона, Угарита, Мари, Аллаха и др. открыли для науки огромное количество материала, подтверждающего, что Библия - одно из произведений др.-вост. мифологии и фольклора. Это окончательно лишило ее ореола исключительности и святости. Обнаруженные во дворце Ашшурбанипала глиняные таблички с клинописным текстом мифа о Гильгамеше, представляющего близкую аналогию с библ. сказанием о потопе, и угаритские тексты с мифами о Курити и Хурайе, о Даяиеле и его сыне Аккате, напоминающими ветхозав. мифы о «патриархах», и др. археол. материалы показывают, что Библия - не исключит, явление, а один из мн. религ. памятников той эпохи. Даже имена богов, фигурирующие в Ветхом завете, оказались бытовавшими у мн. др.-вост. народов. В найдеппых текстах встречаются упоминания Эла, Элиуна (библ. Элоха, Элохим, Эл-Элийон), Шадида (библ. Шаддай) и т. д. Нек-рые археол. находки дали новый материал для обоснования положения о политеистич. характере др.-евр. религии. Напр., папирус V в. до н. э., относящийся к евр. колонии в Элефантине (Египет), упоминает о богине Анат как о супруге бога Яхве.
Т. о., Б. а., вопреки стремлениям церковников, способствует дальнейшему развитию библ. критики. Понятие Б. а. применяется и в богословии, по там оно но имеет научного значения. В церк. словоупотреблении Б. а. означает описание деталей, связанных с библ. легендами, и фона, па к-ром якобы разыгрывалась «библ. история»: географии Палестины, ее растит, и животного мира, быта и нравов древних евреев и т. п. Осп. назначение этой церк. археологии - апология библ. мифов.

Источник: Краткий научно-атестический словарь. 1964 г.