6 в.) — видный индо-будд. мыслитель, последователь Нагарджуны и основатель сватантрика-мадхьямики — подшколы махаянской философии. Б. оспаривал апофатическую методику Буддхапалиты, что привело к расколу среди мадхьямиков. Отрицая возможность независимого возникновения сущностей, Б., однако, утверждал, что познание имеет особенный внешний объект, напоминающий атом саутрантиков, но не существующий в абсолютном смысле. Деструктивный метод полемики мадхьямиков Б. дополнил позитивными доктринальными доводами, в к-рых он опирался на логику Дигнаги. Б. проповедовал религ. идеалы махаяны и разделял идею четырех «тел Будды». После раскола сватантриков в 8 в. Б. стали причислять к саутрантика-сватантрика-мадхьямике. В. П. Андросов
БХАВАВИВЕКА
БХАВАВИВЕКА
Источник: Буддизм как культурно-исторический феномен. Словарь
БХАВАВИВЕКА
санскр. Bhava-viveka — Аналитик бытия) (6 в.) — буддийский мыслитель из Южной Индии, основоположник сватантрика-мадхьямики. Полемизируя с философами хинаяны, йогачары, санкхьи, вайшешики, веданты и мимансы, он излагал их взгляды систематически, за что его называют первым историком индийской философии. Он также оспаривал апофатическую методику Буддхапалиты, что привело к расколу в школе мадхьямиков. Хотя Бхававивека тоже отрицал возможность независимого возникновения сущностей (нихсвабхава), для него пустотность (шуньята) не есть небытие вещи, а есть лишь обозначение того, что природа лишена сущности. В «Мадхьямика-хридая-кариках» (строфы о сущности мадхьямики) он утверждал, что познание имеет особенный внешний объект (свалакшана), напоминающий атом саутрантиков, но не существующий в абсолютном смысле (парамартха); появление же в сознании любого психофизического феномена есть появление его значения. В полемике он прибегал к позитивным докгринальным доводам (сватантра), в которых опирался на логику Дигнаги. Бхававивека признавал два способа достоверного познания: непосредственное восприятие, схватывающее особенное в объекте, и вывод, схватывающий общее в нем. Первый способ он подразделял на чувственное, умственное и провидческое (йогаческое) восприятие, а также самовосприятие. Любое непосредственное восприятие, неомраченное деятельностью рассудка, проникает в истинную действительность.
Лит,; Wtlteser Af. Prajafta-pradipa, a Commentary on the Madhyamaka Sutra. Calcutta, 1914; Frauwallner E. Die Philosophie des Buddhismus, 1956; Uda Sh. Reason and Emptiness. Tokyo, 1980.
B. Андросов
Лит,; Wtlteser Af. Prajafta-pradipa, a Commentary on the Madhyamaka Sutra. Calcutta, 1914; Frauwallner E. Die Philosophie des Buddhismus, 1956; Uda Sh. Reason and Emptiness. Tokyo, 1980.
B. Андросов
Источник: Новая философская энциклопедия
БХАВАВИВЕКА
(санскр. bha–va-viveka, тиб. legs ldanbyed, Аналитик бытия, а также Бхавья, или Глядящий в будущее) — буддийский мыслитель VI в. из Южной Индии, основоположник сватантрика-мадхьямаки — подшколы махаянской философии. Полемизируя с философами Хинаяны, йогачары, санкхьи, вайшешики, веданты и мимансы, он излагал их взгляды системно, за что его называют первым историком индийской философии. Он также оспаривал апофатическую методику Буддхапалиты, что привело к расколу в школе мадхьямиков. Хотя Б. тоже отрицал возможность независимого возникновения сущностей (нихсвабхава), для него пустотность (шуньята) не есть небытие вещей, она лишь обозначает тот факт, что природа вещей лишена сущности. Он утверждал в «Мадхьямака-хридая-кариках» («Строфы о сущности мадхьямаки») и в автокомментарии к ним, что познание имеет особенный внешний объект (свалакшана), напоминающий атом саутрантиков, но не существующий в абсолютном смысле (парам-артха); появление же в сознании любого психофизического феномена есть появление его значения. Согласно мыслителю, сфера знания состоит из действительно-истинного, в чём двойственность познания устраняется достоверным непосредственным восприятием, и условно-истинного, сохраняющего двойственность. Деструктивную позицию в полемике Буддхапалиты он дополнил позитивными доктринальными доводами (сватантра), в которых опирался на логику Дигнаги. Б. признавал два способа достоверного познания: непосредственное восприятие, схватывающее особенный аспект объекта, и вывод, схватывающий общее в нём. Первый способ он подразделял на чувственное, умственное и провидческое (йогическое) восприятие, а также самовосприятие. Любое непосредственное восприятие, неомрачённое деятельностью рассудка, проникает в истинную действительность. С религиозной точки зрения, он проповедовал идеалы Махаяны, доктрину четырёх Тел Будды. Б. принадлежит также трактат о расхождениях и спорах внутри буддизма, об образовании школ.