БХАВАНА-КРАМА
"БХАВАНА-КРАМА"
(санскр. bha–vana-krama, тиб. bsgom pai rim pa, «Ступени созерцания») — название четырёх различных текстов в разделе «Мадхьямака» (тиб. dbu ma) тибетского канона Тенгьюр (Данджур) издания Дерге (sde dge, в Пекинском издании этих текстов три). Кроме того, три текста с тем же названием включены в раздел «Комментариев к сутрам» (тиб. mdogrel). Во всех случаях авторство первого из текстов принадлежит Нагарджуне (тиб. klu sgrub), тантрику (VII–VIII вв.), который заявил (ссылаясь на Будду), что приступить к занятиям медитативным созерцанием может не всякий, а лишь тот, кто счастлив, благоразумен и обладает способностями, чтобы достичь третьей стадии (бхуми) духовного совершенствования бодхисаттвы. Остальные тексты считаются тремя томами трактата индийского мыслителя и буддийского миссионера в Тибете Камалашилы (вторая половина VIII в.), а именно: «Первая ступень созерцания», «Средняя ступень созерцания», «Последняя ступень созерцания» (по изданию Дерге соответственно № 3915, 3916, 3917). Фрагменты текстов сохранились и на санскрите (Камалашила. Бхаванакрама. (Трактат о созерцании). Факсимиле с предисл. Е.Е. Обермиллера. М., 1963). Этот трактат посвящён различным методам медитативной практики и, по-видимому, создан в ходе подготовки и проведения религиозного диспута между сватантрика-мадхьямиком Камалашилой и китайским чань-буддистом Хэшаном (условное имя). Первый был сторонником постепенного Пути к Просветлению, а второй — мгновенного. Диспут состоялся при дворе тибетского царя Трисонга Дэцена в первой половине 90-х гг. VIII в. и увенчался победой индийского мудреца, что предопределило некитайский путь развития тибетского буддизма. По мнению автора трактата, Будда полагал, что для преодоления страдания (духкха, тиб. sdug bsngal) необходимо постигать Учение (Дхарма) и последовательно совершенствовать медитативное созерцание (бхавана). В основном текст посвящён полемике. Например, опровержению тезиса Хэшана: «Не размышляйте, не думайте ни о чём и ничего не делайте, тогда освободитесь от сансары. Творить даяние — проповедь для глупцов». Для Камалашилы такое суждение равносильно полному отвержению Великой колесницы и Пути бодхисаттв, состоящего в искусных средствах (упайя) и мудрости (праджня). Первые реализуются при совершенствовании (парамита) даяния, нравственности, терпимости и т.д. Посредством же мудрости постигается абсолютная истина. Высшая мудрость — это отсутствие мышления, а не мыслей, поэтому даже медитативные уровни, лишённые представлений и помыслов (т.е. уровни арупа-дхату) не являются Путём к полному освобождению и Просветлению.