БХАРТРИХАРИ
1) Великий философ-языковед V в. н. э., создатель философии лингвистич. недуализма (шабдадвайта), согласно к-рой абсолютное начало мира есть слово.
2) Лирический поэт, мастер малой формы, автор поэтич. сборника "Три сотни" ("Шатакатрая"). Отождествление двух Бхартрихари весьма проблематично.
А. Парибок
Источник: Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь
Бхартрихари создал также комментарий к «Махабхашье» грамматиста Патанджали—«Махабхашья дипика» («Свет Великого Комментария»). Авторство Бхартрихари в отношении «Вритги» —комментария к первой части «Вакьяпадии» — оспаривается некоторыми современными учеными. В. Г. Лысенко
Источник: Новая философская энциклопедия
санскр. Bhasarvajna, Bhavasarvajna) (9—10 в.)—философ-найяик, деятельность которого составила значительную веху в развитии средневековой иьяи после Уддиотакары, автора субкомментария к «Ньяя-сутрам». Уроженец Кашмира. Бхасарваджня сочетал энциклопедическую эрудицию как в текстах ньяи, так и всех ее оппонентов, прежде всего буддистов, с дарованием искусного аналитика и смелым новаторством. Пересматривая ряд краеугольных «философских догматов» ньяи и вайшешикч, он частично опирается на традицию своей «конфессии» — северного шиваизма и конкретно школы пашупатов. Автор двух произведений—«Ньяя-сары» и автокомментария к ней.
Трактат «Ньяя-сара» («Суть ньяи») в трех главах посвящен трем источникам знания (нрвмана) —восприятию, умозаключению и словесному свидетельству. Классическая ньяя изначально признавала четыре источника знания, никогда не отрицая, начиная уже с «Ньяя-сутр», этот статус за сравнением (упамана). Сводя четыре источника знания к трем, Бхасарваджня руководствуется не только логическими соображениями, но и «конфессиональными»— именно такой их набор признавали философы пашупатов. Источник знания — инструмент прямого и определенного постижения вещи (самъяганубхава), заблуждение—столь же определенное, но ложное познание (митхья), область сомнения включает не только колебания субъекта в идентификации объекта, но также воображение и неопределенные суждения. Восприятие—средство непосредственного (апарокша) познания—подразделяется на йогическое (объекты которого отдалены в пространстве и времени) и обычное, первое—на перцепции в «дисциплинированном» и «спонтанном» состояниях сознания йогина; любые восприятия проходят две стадии—простого отражения объекта и его понятийной идентификации (см. Нирвикальпа—савикальпа). Умозаключение—средство опосредованного (парокша) познания, реализуемого через прямое инвариантное «сопровождение» (авинабхава) среднего термина (дым) большим (огонь), которое есть «проникновение» (вытти) одного другим в силу соотношения их имманентных «природ» (свабхава). Умозаключения подразделяются на положительные и отрицательные (анвая-вьятирека), на работающие с наблюдаемым и ненаблюдаемым объектами, на «умозаключения-для-себя» и «умозаключения-для-других» или силлогизм (в соответствии с дифференциацией Дигнаги). Второй из пяти членов силлогизма (в отличие от Дигнаги) — аргумент (хету) — положительный, отрицательный или положительнототрииатеяьный. Бхасарваджня добавляет еще одну разновидность псевдоаргумента к пяти, признававшимся классической ньяей. Он делит дискуссии на «бесстрастные» и «страстные»—первые направлены на раскрытие истины, вторые—на победу над противником (здесь он следует классификации «Чарака-сомхиты»), они могут быть (как и для составителя «Ньяя-сутр») софистическими и эристическими. Словесное свидетельствосредство прямого познания через понимание условных значений (самая) слов. Оно также двух видов—в соответствии с наблюдаемостью и ненаблюдаемостью его референта. Ни один из видов сравнения не может претендовать на статус отдельного источника знания. Суждение типа «Гавайя похожа на корову» может быть включено в словесное свидетельство, «Моя корова похожа на это животное»—случай памяти (которая вообще к источникам знания не относится), «Это животное называется гавайя»— снова словесное суждение. Составитель «Ньяя-сутр» считает его четвертым источником знания потому, что он не всегда аккуратен в своих классификациях (приводятся и другие подобные случаи) и его целью было отделить сравнение от умозаключения, но он нигде не указывает его отличия от словесного свидетельства, разновидностью которого и является сравнение. Заимствуя частично квадрилемму «Йога-сутр», Бхасарваджня делит все объекты познания на те, которых следует достигать и средства их достижения, и те, которые следует избегать и механизмы их осуществления. То, чего следует избегать,— это будущее страдание (духкха) 21 разновидности, а именно тело, шесть чувств (включая ум-манас), шесть соответствующих познаний, удовольствие и собственнострадание; каждый из них является либо локусом, либо сопровождением, либо причиной последнего. Источники же страдания—незнание (авидья), желание (тришна), а также дхарма и не-дхарма (последние два суть причины удовольствий и страданий). То, что должно быть достигнуто,—это полное прекращение каких-либо связей со страданием. Средство достижения—познание реальности, содержанием которого является Атман. Последний также двух видов: Бог-Ишвара (всемогущий, всезнающий миросоздатель), бытие которого устанавливается через умозаключение (от следствий, подобных земле, к их причине) и индивидуальная душа, «вкушающая» плоды сансары и устанавливаемая как локус знания и памяти, что опровергает буддийские отрицания Атмана. В противоположность большинству найяиков и вайшешиков Бхасарваджня утверждает, что в состоянии «освобождения», которое достигается йогическим видением Шивы, индивидуальная душа вкушает блаженство и сознательна, и сомневается в том, что кого-либо разумного может привлечь перспектива «освобождения» в виде состояния полной безэмоциональности.
«Ньяя-бхушана» («Украшение ньяи») посвящена преимущественно полемике. Бхасарваджня корректирует семь концепций ошибочного восприятия, принадлежавших другим школам, отстаивает, в оппозиции мимансе, «внешний» критерий истины, отвергает учение философа-грамматиста Бхартрихари об особом, «нефонетическом» носителе сигнификатавности слов (стсота), а также космологию санкхьи и монистическую доктрину адвайта-веданты, но наибольшее внимание уделяет критике буддийской виджнянавады (отстаивая плюрализм, он подчеркивает отсутствие различий между монизмом виджняна-вады и веданты), представленные прежде всего в «Прамана-варттике» Дхармакирти. Ему же принадлежит конструктивная корректировка классификации разновидностей категорий «Вайшешика-сутр», которая может считаться значительным достижением на уровне не только индийской категориологии.
Лит.: SuthorG. The Nyayasara ofBhasarvajfla: A Critical and Analytical Study. Ahmedabad, 1991.
В. К. Шохин
Источник: Новая философская энциклопедия