БЕЗРЕЛИГИОЗНОЕ ХРИСТИАНСТВО
Безрелигиозное христианство
теологическая концепция лютеранского пастора Д. Бонхоффера, пересматривающая устаревшие ортодоксальные библейские представления, в т. ч. учение о боге. Б. х. подчеркивает не столько такие божественные атрибуты, как всемогущество, всесилие, трансцендентность, сколько страдающее начало в боге, его любовь к ближним. В интерпретации Б. х., бог — это жизнь для других по принципам христианской нравственности. Попытка Бонхоффера устранить противоречие между христианской ортодоксией и современностью и создать новый вариант христианства не только не увенчалась успехом, но еще больше обнажила противоречия в ортодоксальной теологии.
БЕЗРЕЛИГИОЗНОЕ ХРИСТИАНСТВО
теологич. концепция христианства, получившая развитие гл. обр. в протест, теологии 20 в. Нем. протест, теолог Д. Бонхеффер провозгласил необходимость «нерелиг. интерпретации» христ. веры в ставшем «совершеннолетним» безрелиг. мире. Если К. Барт видел в религии человеч. феномен (создание человека) и для него Б. х. означало возврат к его божеств. сути, к самому «откровению», то Д Бонхеффер рассматривал религию как историч. феномен 20 в. Д. Бонхеффер рассматривал как период исчезновения религии. Конец религии означает конец тра-диц. религ. христианства, вообще релит, интерпретации жизни и истории. Согласно Д. Бонхефферу: «Быть христианином не означает быть религиозным, а означает быть человеком».
Источник: Атеистический словарь
Безрелигиозное христианство
(англ. religionless) – неоднородное течение в западной религиозной мысли XX века, происхождение и развитие которого можно рассматривать в различных аспектах, из которых наиболее важными являются философский, богословский и теологический. Разные школы безрелигиозного христианства объединяет концепция «Смерти Бога»: ощущение отсутствия Бога, потеря осознания Бога и т. д., за которым стоит то, что называется «разводом ума и духа». Особая роль в становлении этого течения принадлежит Ф. Ницше, концепция которого о смерти Бога, позже была развита Ж.-П. Сартром. Говорить о смерти Бога в смысле Ф. Ницше – значит рассматривать Бога как излишнее субъективное произведение человеческого сознания; тогда смерть Бога имплицирует перед человечеством необходимость создания собственных новых оснований для нравственности и представлений о смысле жизни. В богословии сложилась концепция нонреализма, которая выражает реальность смерти Бога в терминах субъективизма. Эта теология смерти Бога получила наибольшее развитие в США. Нонреалисты утверждают, что Бога как объекта не существует и что Бог создан «по образцу и подобию человека», а не наоборот; при этом понятие Бога они не отвергают. Считается, что само слово «Бог» следует интерпретировать таким образом, чтобы можно было верить в Бога, не веря в его существование, как, например, можно верить в любовь, не считая при этом, что она существует где-то объективно и сама по себе. В безрелигиозном христианстве развивается также концепция, согласно которой необходимо переосмыслить слово «Бог», уйти от буквального представления о сверхъестественном Божестве как об объекте, видеть в Боге порождение человеческого опыта. По мнению авторов этой концепции, Бог – это вся совокупность ценностей и идеалов человека.