(Sinlessness of Christ). Учение о том, что Иисус Христос безгрешен (непогрешим), разделяла вся христианская Церковь. Даже еретики в первые века христианства и в конце эпохи рационализма (16501920), крые критиковали ортодоксальную христологию, выработанную на Никейском и Халкидонском соборах, не касались этого учения. Оно основано на апостольском свидетельстве (2 Кор 5:21; Евр 4:15; 7:26; 1 Пет 2:22; 3:18; Иак 5:6; 1 Ин 3:5). Его можно рассматривать в позитивной и в негативной формах. Если исходить из негативного смысла, то Христос ни в чем не отступает от Божьего закона. Его " пища творить волю Пославшего и совершить дело Его" (Ин 4:34), и потому Он может бросить вызов врагам и предложить им обличить Его в грехе (Ин 8:46). В позитивном смысле оно подразумевает святость Христа (Лк 1:35; 4:34; Ин 6:69; 10:36; Деян 3:14; 4:27,30; Евр 7:26), т.е. Его всецелую преданность Отцу (Ин 5:30; Евр 10:7) и делу спасения, ради крого Он был послан в мир (Ин 17:19).
В связи с этим встает вопрос о подлинной сущности его искушений. В НЗ говорится, что Его испытания начались сразу после крещения и еще до служения (Мф4; Лк 4); а далее мы читаем, что Он был "подобно нам, искушен во всем, к-ром е греха" (Евр 4:15;ср.Лк22:28). Поэтому так важно было доказать реальность искушений Христовых, опровергнуть всякую попытку поставить их под сомнение и доказать безгрешность Христа. Средневековые споры пытались решить следующую дилемму: Спаситель "мог не грешить" (potuit попрес саге) или "не мог грешить" (поп potuit рессаге)? Первое определение подчеркивает Его единство с греховным человечеством и борьбу с искушениями, второе Его единство с Богом и предвечным Божьим замыслом о спасении мира. Некрые утверждали, что безгрешность и искушения взаимоисключают друг друга, но этот взгляд основан на ложном предположении, что то, что относится к нам, относится и ко Христу, и "если есть тесная связь между нашей способностью грешить и нашей борьбой с искушениями, значит, такая же связь распространяется и на Христа" (Берковер). Тем не менее у Христа не было того внутреннего предрасположения ко греху, какое есть у всякого представителя рода человеческого. Не мерою дал Ему Бог Духа, и Дух поддерживал Его в земном служении. Евангельский рассказов искушении открывает ся и завершается упоминанием о Духе Святом: Иисус, " исполненный Духа Святого, был возведен Духом в пустыню, там сорок дней Он был искушаем от диавола" (Лк 4:12). Оттуда Иисус возвратился " в силе духа в Галилею" (ст. 14). Во время земного странствия и реальных искушений Бог, обитавший во Христе во всей полноте (Кол 1:19; 2:9) и нераздельный с Ним (Ин 1:1; 10:30), удержал Его от всякого греха и, что не менее важно, поставил Его на мессианское служение. Именно в этом контексте следует рассматривать вопрос об искушениях и безгрешности Христа. Он прежде всего стремился быть верным первосвященником, чтобы через страдания привести многих к Богу (Лк 24:26; Ин 12:27; Евр 2:1718).
Е. OSTERHAVEN (пер. А. К.)
Библиография: G.С. Berkouwer, ThePersonof Christ; A. B. Bruce, The Humiliation of Christ; W. Pannenberg, Jesus God and Man; W.G.T. Shedd, Dogmatic Theology, II.
См. также: Христология; Иисус Христос.